icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
Ћюди, биографии

 то такой маркиз де —ад?

  • 2400
  • 9

 то такой маркиз де —ад?

¬
¬елика€ ‘ранцузска€ революци€ 1789-1794 гг. подобно разбушевавшеес€ морской стихии вынесла вместе с пеной на поверхность такое число гениев и злодеев, что любознательный современник до сих пор не может разобратьс€ в исторических оценках еЄ де€телей.   числу таких загадочных фигур следует отнести ƒонасьена јльфанас ‘рансуа де —ада (фр. Donatiтen Alphonse Fran; ois de Sade; 1740Ч1814), который вошел в историю как ћаркиз де —ад- аристократ, философ, писатель. Ёто самый скандальный пропагандист абсолютной свободы. —вободы, котора€ не была бы ограничена ни пуританской моралью, ни христианской нравственностью, ни правом. √лавна€ ценность жизни, считал он,- удовлетворение всех своих стремлений.

√ийом јполлинер(1880-1918) Ц французский поэт, открывший де —ада (в 1908 году он опубликовал сборник его произведений), выказалс€ о нем как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Ёто представление о —аде было на руку сюрреалистам. ≈му отдали дань ј. Ѕретон, нашедший у него "волю к моральному и социальному освобождениюї, ѕольЁлюар, посв€тивший восторженные статьи"апостолу самой абсолютной свободы", —альватор ƒали, придающий, по его собственным словам, "в любви особую цену всему тому, что названо извращением и пороком".

»звестный немецкий сексолог, знакомый с творчеством маркиза де —ада, –ихард фон  рафт-Ёбинг (1840-1902) назвал сексуальное удовлетворение, получаемое за счет причинени€ боли или унижений партнеру Ђсадизмомї. ѕозже слово Ђсадистї стали использовать в более широком смысле.

ƒонасьен јльфонс ‘рансуа де —ад родилс€ в состо€тельной, известной семье 2 июн€1740 года в замке  онде в ѕариже. ќтец полковник легкой кавалерии и дипломат, одно врем€ занимавший пост французского посланника в –оссии , мать была фрейлиной принцессы де  онде. ” принца был маленький наследник и мать де —ада ћари Ёлеонор наде€лась, что у реб€т зав€жутс€ тесные дружеские отношени€ и будущее ƒонасьена при дворе будет обеспечено. Ќо своенравный ƒонасьен чуть не подралс€ с наследником, за что был выслан из дворца в ѕрованс. ¬ п€тилетнем возрасте его отправл€ют на воспитание к д€де аббату де Ёбрей. «десь его обучением занимаетс€ ∆ак-‘рансуа јбле, с которым он возвращаетс€ в ѕариж в 1750 году, чтобы продолжить обучение в знаменитом »езуитском корпусе. ¬ 1754 году ƒонасьен поступает в кавалерийское училище. ѕринимает участие в —емилетней войне, но военна€ карьера не сложилась, хот€ воевал он достойно.

¬ 1763 году он уходит в отставку в звании капитана кавалерии и возвращаетс€ в ѕариж. 17 ма€ этого же года маркиз де —ад женитс€ на старшей дочери –ене-ѕелажи президента налоговой палаты господина де ћонтрей с благословени€ Ћюдовика ’V и королевы. Ќо уже к осени, име€ буйный и неукротимый характер (де —ад не смог усидеть дома и вести себ€ как приличный семь€нин) он приобретает дурную славу распутника - волнодумца. ќн оказываетс€ в центре многочисленных светских скандалов в увеселительных заведени€х и домах свиданий, за что посто€нно попадал в поле зрени€ полиции. Ќаконец он был заключен в ¬енсенский замок. — этого времени начинаетс€ череда громких скандалов на сексуальной почве. “о, маркиз де —ад открыто предлагает известной актрисе вступить с ним в половую св€зь за 25 луидоров за ежедневное соитие, то вместе со своим слугой Ћатуром он замешан в истории с четырьм€ молоденькими девушками , с которыми они предавались - активной и пассивной флагелл€ци€, анальному сексу, то, устав от затворнической жизни в своем родовом имении Ћакост, изнасиловал трЄх молодых девушек и т.д. Ёти оргии чередуютс€ публичными слушани€ми и осуждению, заточению в тюрьмы и помещением в дома умалишенных.

Ќо аристократ де —ад умудр€лс€ избегать наказани€. Ќаход€сь в заточении, он добиваетс€ условий дл€ зан€тий литературой, ставит спектакли. ¬ 1779 году —ад закончил работу над своим первым литературным сборником "ƒиалог между св€щенником и умирающим". јнтиобщественное поведение де —ад чередует то с возвращением в кавалерию, откуда уходит в чине полковника, то принимает участие в заседани€х  онвента во врем€ революции, то назначаетс€ народным комиссаром по здравоохранению. Ќо большую часть времени он стал проводить в тюрьмах и психиатрических лечебницах, откуда периодически сбегал и в которые его вновь возвращали. ∆ена его бросила и постриглась в монахини, двое сыновей потер€ли с ним вс€кую св€зь. ¬ 1790 году ћаркиз де —ад знакомитс€ с молодой актрисой ћари  онстанс –енель, котора€ стала его любовницей до последних дней его жизни. ѕоследним пристанищем де —ада стала лечебница Ўарантон, где он и умер 2 декабр€ 1814 года от болезни легких в нищете и забвении.

ѕик литературного творчества маркиза приходитс€ на врем€ пребывани€ в ¬енсенской тюрьме и позже в Ѕастилии. »менно здесь в 70-80х годах он закончил роман Ђ120 дней —одомаї, написал основную часть Ђ∆юстины..ї, закончил шедевр новеллистики Ђ≈вгению де ‘ранвальї, многочисленные пьесы и повести.  ниги его пользовались огромной попул€рностью и расходились мгновенно, хот€ были запрещены. ѕри вз€тии Ѕастилии камера —ада была разграблена, многие рукописи исчезли или были сожжены. ¬ –оссии произведени€ маркиза де —ада по€вились с 1785 года и посто€нно публиковались в журналах до первой мировой войны. Ќекоторые произведени€ скандального автора были экранизированы. Ќеоднозначно был восприн€т фильм ѕ. ѕ. ѕазолини Ђ120 дней —одомаї (запрещенный в некоторых странах). –ежиссер перенес действие в фашистское общество в 1944 год.

ѕри всей неоднозначности и противоречивости творчества сексуального распутника, которое завоевало не столь значительное число сторонников, философи€ обогатилась новыми интересными аспектами:

- отрицание делени€ общества на двор€нство, духовенство и третье сословие. ”ћаркиза де —ада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов,

- де —ад также как и “омас ћальтус считает планету перенаселенной и убийство благом дл€ общества,

- наблюдени€ за поведением человека, с которого сн€ты все ограничени€ от социальных до религиозных,

- полное отрицание самого существовани€ бога. ј следовательно принципов поведени€ человека в обществе. Ћибертинаж - проповедь нигилистической философии, гедонизм.


mas
ћарк Ѕлау

Ќадо сказать, что читать этого автора довольно скучно.

spe
Ћариса ѕопруга

ƒа, уж - это вам не ƒюма))) ≈го "∆юстину" € сдала в макулатуру
¬ 4 абзаце надо подправить "кЄльнского курфю–ста"

top
Halida Rojkova

ћерзопакостна€ личность этот маркиз! +++

spe
ёли€ ƒворникова

 ак-то сразу захотелось тщательно вымыть руки после прочтени€ статьи. «нала, что товарищ с душком, но очень уж мерзка€ жаба получилс€!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+