Вот тут-то терпение местных рыбаков и пастухов иссякнет. Про кого это он говорит? Про Кристо, у которого отец – капитан баркаса, а мать – швея? Это ему вращаться в кругу богатых донов, это ему очаровывать герцогинь да королев? Не иначе, наш Кристо королем заделается! Нет, даже бессовестным врунам следует врать, да не заговариваться! Гоните его прочь! Эй, кто там к нему поближе, накостыляйте этому психу по шее!
И точно, надают затрещин и прогонят взашей тихого сумасшедшего, говорившего истинную правду. Что поделаешь? Уже давно дар пророчества передан только детям да умалишенным, и давно уже нет пророка в своем отечестве. И забудут прорицания дурачка, потому что не до таких глупостей тем, кто каждый день только и думает, как бы свести концы с концами.
Да и сам чернявый парнишка, Кристобаль Баленсиага (1895 — 1972) напрочь забудет эти дурацкие предсказания, хотя по прошествии времени все они сбылись. Он поднялся на самую вершину хитроумной пирамиды модельного бизнеса, и оставался там до конца своей жизни. На эту, поистине королевскую, вершину хотели бы подняться многие, но оспаривать первенство великого Кристобаля никто из них не смел. Это первенство было вне сомнений и вне споров.
Путь на вершину был, однако, не прост. И, вероятно, первый шаг был сделан в отрочестве, когда отец утонул, и Кристо должен был начать сам зарабатывать деньги. Он устроился подмастерьем к портному, и полюбил эту работу. Одевать людей оказалось интересно.
Вторую ступеньку к вершине Кристобаль Баленсиага одолел в 14 лет, когда очаровал местную маркизу де Каса-Торрес (бабушку будущей королевы Бельгии Фабиолы) своими разумными профессиональными советами и юношеским хвастовством, которое, впрочем, опиралось на серьезный базис врожденного художественного вкуса. Маркиза помогла способному пареньку начать свой бизнес. Сначала она устроила Кристобаля в модный магазин в Сан-Себастьяне, где он всерьез обучился портняжному ремеслу. А потом в том же Сан-Себастьяне помогла открыть свой первый дом моделей. Сан-Себастьян – город особенный, в котором летом отдыхают все звезды испанской и мировой величины. Здесь, на курорте, Кристобаль Баленсиага продавал платья новейших парижских моделей, сшитые им по парижским лекалам и из тканей, которые были закуплены в Париже. Чуть позже были открыты еще два магазина под гордым именем «Баленсиага»: в Мадриде в 1933 и в Барселоне в 1935 году. Кристобаль работал творчески, понимая разницу в телосложении парижанок и испанок. (А кто же эту разницу не поймет и не ощутит уже при первом свидании?) Парижские фасоны адаптировались к испанским реалиям.
Между тем, время для торговли нарядными женскими платьями становилось самым неподходящим. Предсказания сумасшедшего сбывались. В Испании началась гражданская война, в которую, так или иначе вмешались другие крупные страны.
В 1937 году Кристобаль Баленсиага перебирается в Париж. Неподалеку от Елисейских полей он открывает бутик. Честно, говоря, на это ушли почти все скопленные в Испании деньги. Но ставка была высока. Чтобы «прописаться» среди парижских домов моды, следовало продемонстрировать все способности и использовать все возможности. В способностях своих Кристобаль Баленсиага не сомневался, а возможности определялись деньгами. Модельер залез в долги, но праздник высокой моды в его бутике удался на славу. Коллекция
«Инфанты» была с восторгом принята. Что наиболее важно, она понравилась богатым и очень богатым женщинам. Настоящим принцессам, королевам киноэкрана и женам королей бизнеса.
Но и в Париж пришла война. Баленсиага, несмотря на это, продолжал свою работу. Красивая женская одежда имела спрос и у французов, и у оккупантов. И те, и другие честно и дорого платили. Женские платья от Баленсиага входили в то небольшое количество контрабанды, которая даже во время военных действий перетекала из Парижа в Англию и в Америку. Кристобаль Баленсиага смог вновь открыть свои магазины в Испании.
Как ни странно, дизайнера не объявили коллаборационистом после окончания войны, и он продолжал свои труды по украшению королев двадцатого века, как номинальных, так и тех, кого было принято считать достойной королевского звания.
Чем привлекал Кристобаль Баленсиага своих клиенток? Индивидуальным подходом и почтением к каждой женщине и тщательным вниманием к нестандартностям фигуры заказчиц.
А еще полнейшей свободой творчества. У него практически не было одинаковых платьев. Так что его знаменитые клиентки могли смело встречаться друг с другом на балах и раутах. Совпадения фасонов не будет – гарантировано великим Кристобалем.
В послевоенное время творчество знаменитого модельера хлынуло через край. Кристобаль был одним из великих революционеров в области модельного дизайна. Он ввел впервые в свои модели округлые воротники, юбки свободные и длинные, а не тесные и короткие, открытую шею и максимум свободы для женщины, которая носит это произведение искусства. И пышные рукава, и необычные сочетания цветов – они тоже стали признаком платья от Баленсиага. Способ «пре а порте», при котором авторские коллекции выпускались в массовое производство и продавались широкой публике, великий Кристобаль презирал. И имел на это свое королевское право.
Имел он также свое королевское право не перестраиваться под нужды рынка, а гордо уйти из профессии. В 1968 году его салоны в столице моды, Париже, а также в Барселоне и в Мадриде были закрыты. Кристобаль Баленсиага перестал появляться на публике. Разве что похороны Коко Шанель почтил он своим присутствием. Вероятно, он хотел, чтобы дело его жизни скончалось вместе с ним.
Но получилось иначе. Иногда имя, бренд, оказываются более живучими, чем люди, свое имя этому бренду давшие. Благодаря усилиям испанца Николя Гескьера, возглавившего Дом моды Баленсиага в 1999 году, бренд «Баленсиага» возродился и обрел статус законодателя новых тенденций в моде.
В самом деле, имя славное, а главное, громкое и звонкое. Боевой клич, а не имя!