icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то такой  онфуций?

  • 1210
  • 6

 то такой  онфуций?

ƒ
ƒл€ европейцев  итай Ц друга€ планета. » находитс€ эта планета ужасно далеко, и насел€ют ее странные, все на одно лицо, жители, и письменность у китайцев загадочна€, а уж мышление точно другое.

„то поделаешь? Ѕытие определ€ет сознание. ≈вропейское понимание жизни складывалось на пустынном и недружелюбном континенте, где одинокому человеку приходилось противосто€ть и природе, и другим люд€м. » только Ѕог в помощь. ≈сли выжил, как же не возгордитьс€ успехами, как не почувствовать себ€ любимым сыном “ворца мира и главной его целью? Ђ“варь € дрожаща€ или право имею?ї Ц Ђ»меешь, имеешь, конечно, имеешь, о, несчастный –обинзон  рузо!ї

ј вот жизнь в человеческом муравейнике, который возник на южных и восточных просторах јзии, предполагала другое мировоспри€тие, и другое поведение. Ћичные силы, знани€ и доблесть Ц ничто. ¬место одного погибшего или убитого наход€тс€ тыс€чи других. ¬ схватках Ц полнейша€ взаимозамен€емость. ј выжить можно только подчин€€сь воле общества, только будучи правильно вписанным в общественную структуру. ¬о французском фильме Ђ»ндокитайї ключевой эпизод Ц любовь француженки и китайца в —айгоне, в доме с бумажными стенами, сто€щем едва ли не на мостовой. ѕоловой акт, сопровождаемый шорохом тыс€ч шагов, проход€щих мимо людей. ѕоэтому, думаетс€, в этих кра€х не смогла завоевать массы религи€, в центре которой находитс€ единственный бог. ѕусть даже и абсолютно всемогущий бог. Ѕог с большой буквы.

ј вот этическое учение о том, как правильно и счастливо уживатьс€ с окружающими, как укрощать свои желани€ и довольствоватьс€ малым, могло вполне вознестись до статуса религии. „то и произошло, по крайней мере, дважды. ¬ јзии возникли и буддизм, и конфуцианство, которые с европейской точки зрени€ религи€ми никак не €вл€ютс€.

 онфуцианство названо по имени великого древнего китайского философа  онфуци€ (551 до н. э. Ч 479 до н. э.).  онфуций Ц европейска€, латинизированна€, транскрипци€ имени  ун ÷ю. »ногда это им€ пишут, как  ун-цзы,  ун ‘у-÷зы или просто ÷зы, что означает Ђучительї. Ѕеда в том, что европейцы никогда не смогут правильно произнести китайское им€. ≈ще один довод за то, что китайцы Ц существа с другой планеты. :)

 онфуций жил во врем€ так называемых Ђ—ражающихс€ царствї (Ђ„жаньгої). Ёто очень древний период в истории  ита€, почти за 2600 лет до наших дней и приблизительно за 250 лет до создани€  итайской »мперии. „тобы определить это врем€ по Ђевропейским часамї скажем, что оно совпадает с периодом классической ƒревней √реции. ѕрошли греко-персидские войны. Ќачалось развитие греческой философии. ¬рем€ жизни философа ѕифагора. ¬скоре после смерти  онфуци€ стал известен —ократ, еще позже Ц ученик —ократа, ѕлатон.

Ќо вернемс€ в  итай, на другую планету.  онфуций родилс€ в городе ÷юйфу (это современна€ китайска€ провинци€ Ўаньдун). ќн был потомком обедневшего, но знатного рода, сыном 63-летнего чиновника и его 18-летней наложницы. ѕосле смерти отца мать  онфуци€ удалилась из ÷юйфу на родину, но жила не у родителей, а самосто€тельно.

ѕоэтому  онфуций с детских лет т€жело работал, но одновременно много училс€ и постиг 6 важных искусств, которые были необходимы в ту эпоху молодому человеку из благородной семьи. Ёти науки включали знание ритуалов, умение исполн€ть и понимать музыку, умение стрел€ть из лука и управл€ть колесницей, а также умение читать, писать и считать.

¬ юности  онфуций был чиновником, а позже стал учителем, первым частным учителем в  итае. ”чеников в свою школу он принимал, не интересу€сь их материальным положением и благородством происхождени€. ¬ 496 г. до н.э., уже достигнув почтенного возраста в 50 лет,  онфуций ушел в отставку и начал свое 13-летнее странствие по  итаю в сопровождении учеников.  онфуций проповедовал повсюду, в том числе и при дворах властителей, пыта€сь донести до них свое этическое учение. ¬озвратившись в 484 г. до н. э. домой, ученый полностью зан€лс€ преподаванием и, по легенде, подготовил 3000 учеников. »з этого количества учеников у  онфуци€ было 70 ближайших и 12 Ц тех, кто всегда следовал за учителем и наставников. —лучайно или нет, эта цифра совпадает с количеством апостолов у основател€ христианства. Ќа этом основании в 17 веке многие ученые, знатоки  ита€ (а были это по преимуществу иезуиты) пытались провести параллели между  онфуцием и ’ристом.

”мер  онфуций в 479 году до н.э. на берегу большой равнинной реки под кронами деревьев, как и подобает философу. ѕосле смерти учител€ последователи  онфуци€ написали книгу ЂЅеседы и суждени€ї (ЂЋунь-юйї), в которой были помещены записи бесед  онфуци€ с единомышленниками и его высказывани€ по разным вопросам.  нига очень скоро стала канонической.  онфуцианство стало официальным вероучением  ита€, а  онфуци€ приобщили к лику богов. ¬ его честь строили храмы, и потихоньку-полегоньку скромный учитель в глазах китайцев стал светочем мудрости. «накомое €вление, не правда ли?

—транно было бы в статье о  онфуции не упом€нуть, в чем состоит его учение. ”чение  онфуци€ этическое, то есть учит правильному поведению. —трого говор€, этическа€ составл€юща€ в любой религии Ц одна из главных. ”чение  онфуци€ считает, что человеку всегда хочетс€ быть счастливым. ƒл€ достижени€ этого Ђблагородному мужуї предлагаетс€ придерживатьс€ п€ти главных правил поведени€.

1. „еловеколюбие. —леду€ этому правилу, в жизни необходимо руководствоватьс€ сочувствием и любовью к люд€м. „еловеколюбие символизирует дерево. »з человеколюби€ вытекает следующее правило правильного поведени€, Ђсправедливостьї.

2. —праведливость. Ёто правило основано на человеколюбии и на взаимности.   другому человеку следует относитьс€ так же, как к себе. —имволом справедливости €вл€етс€ металл.

3. —облюдение обр€дов и ритуалов. «десь заложена необходимость сохран€ть, а не разрушать основы общества. —имволом этого в высшей степени консервативного правила у  онфуци€ €вл€етс€ огонь, стихи€, котора€ у европейцев, так или иначе, ассоциируетс€ с революцией. ¬от и пойми этих китайцев!

4. ћудрость. „еловеку свойственно предвидеть последстви€ своих действий. ѕосему мудрый муж вооружитс€ здравым смыслом и будет благоразумен. ћудрость уравновешивает справедливость и преп€тствует про€влению упр€мства. —имвол мудрости Ц вода.

5. ƒобрые намерени€ и добросовестность. Ёто правило призывает к новым свершени€м и уравновешивает консервативность требовани€ соблюдени€ ритуалов. ƒобрые намерени€ предупреждают лицемерие и привод€т к прогрессу. —имволом этого правила поведени€ €вл€етс€ земл€.

 онфуци€ почитают не только в  итае. ƒл€ многих людей на «емле он символизирует  итай и многочисленные достижени€ китайцев во многих сферах жизни. ¬о многих странах, в том числе, в –оссии, действуют институты  онфуци€, содействующие распространению китайской культуры и €зыка. ѕам€тники  онфуцию сто€т не только в  итае, но также в ћоскве и в —анкт-ѕетербурге.


top
Halida Rojkova

ћудрости  онфуци€ поражаешьс€, потому что и сегодн€ его учение во многом не устарело. » еще: в “ашкенте есть такой институт, мои дети учили в нем китайский.

spe
ёли€ ƒворникова

ѕон€ла, как мало знала об этом человеке и о его учении, будем стремитьс€ восполн€ть "пробелы". —пасибо!

mas
≈вгений Ѕагдерин

ћне очень нравитьс€, что в конфуцианстве нет института церкви. Ёто очень мудро!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+