icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то такой  лод ƒебюсси ?

  • 646
  • 4

 то такой  лод ƒебюсси ?

Ё
Ёту музыку невозможно напеть. ¬ ней нет того, что прежде всего Ђложитс€ї на человеческий голос Ц мелодии, и потому она может показатьс€ кому-то холодной и отстраненной, но она неизменно завораживаетЕ это направление называетс€ импрессионизмом, и в музыке оно в первую очередь ассоциируетс€ с именем  лода ƒебюсси.

¬ музыку импрессионизм пришел из живописи, где представлен такими именами, как  .ћоне, Ё.ћане, Ё.ƒега, ѕ.–енуар. ¬ произведени€х этих художников вы не найдете философских обобщений, попыток проникнуть в смысл быти€ или отразить социальные противоречи€. »х главное стремление Ц Ђостановить мгновениеї. ¬от восход солнца над морем, минута Ц и все будет иным, и художник спешит поймать этот момент. ¬от женщина, очаровавша€ художника своей грацией, попытайс€ проникнуть в ее внутренний мир Ц может, все очарование исчезнет Ц лови момент здесь и сейчас! Ќа картинах импрессионистов мы даже не увидим рисунка как такового, четких контуров Ц только сочетание мазков, из которых складываютс€ образы Ц как наше воспри€тие мира складываетс€ из сотен мимолетных впечатлений, Ђперетекающихї друг в другаЕ потому-то Ц с легкой руки французского журналиста (к слову, не одобр€вшего творчество таких художников) Ц это направление и назвали импрессионизмом (от слова impression Ц впечатление).

ћы так подробно говорим об импрессионизме живописном потому, что он определил черты импрессионизма музыкального, €рчайшим представителем которого стал французский композитор  лод ƒебюсси (впрочем, ему это название никогда не нравилось). Ѕудущий композитор родилс€ в 1862 году. Ѕольша€ часть его детства прошла в ѕариже, но во врем€ ‘ранко-прусской войны мать с восьмилетним  лодом уехала в  анны, и именно здесь мальчик начал учитьс€ игре на фортепиано. ѕосле возвращени€ в ѕариж учеба продолжилась.

 лоду было всего дес€ть лет, когда он поступил в ѕарижскую консерваторию. ”чилс€ он неплохо, но €рким дарованием наставники его не считали, а с преподавателем гармонии он даже конфликтовал: последнему не нравились смелые эксперименты ученика, не соответствующие правилам из учебников. Ђ√армони€ в таком виде, как еЄ преподают в консерватории, представл€ет собой напыщенно-смешной способ сортировки звуковї, Ц говорил впоследствии композитор.

¬ юности ƒебюсси полгода провел в путешествии по »талии и Ўвейцарии. ќн сопровождал известную меценатку Ќадежду ‘иларетовну фон ћекк (ту самую, котора€ была лучшим другом ѕ.». „айковского) в качестве домашнего пианиста. ¬ последствии он бывал в ее имении в ѕлещеево, где познакомилс€ с произведени€ми ѕ.».„айковского, ћ.ј.Ѕалакирева, ј.ѕ.Ѕородина. «десь же он переживает личную драму Ц он влюблен в —оню, дочь Ќадежды ‘иларетовны, но Ђмилый французикї, превосходно читающий партитуры Ц не пара богатой девушкеЕ Ќо главное событие происходит в 1880 году Ц юноша начинает учитьс€ композиции у профессора, композитора Ё.√иро. ќбучение приносит свои плоды: в 1883 году он получает ¬торую римскую премию за кантату Ђ√ладиаторї, а годом позже Ц Ѕольшую –имскую премию за кантату ЂЅлудный сынї. Ќо у самого  .ƒебюсси это вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, он рад признанию со стороны академических музыкантов, с другой Ц совсем не рад, что эта Ђкартонна€ коронаї об€зывает его два года работать в »талии на вилле ћедичи, да и произведени€, отмеченные преми€ми, не удовлетвор€ют автора: они слишком Ђакадемичныї, слишком соответствуют Ђшкольнымї принципамЕ композитор же ищет нечто новое, нечто свое, что скорее всего не будет прин€то академическими музыкантами.

ѕервыми находками станов€тс€ вокально-оркестрова€ поэма Ђƒева-избранницаї, симфоническа€ ода Ђ«юлеймаї и сюита дл€ хора с оркестром Ђ¬еснаї по картине —.Ѕотичелли (хор поет без слов). ¬ музыкальной јкадемии отмечают отсутствие банальности и чувство музыкального колорита, но упрекают за невнимание к четкости Ђрисунка и формыї (помните, что мы говорили о художниках-импрессионистах?) и советуют избегатьЕ Ђрасплывчатого импрессионизма, столь опасного врага правды в искусствеї. ¬от так слово Ђимпрессионизмї впервые употребили по отноешнию к музыке вообще и к  .ƒебюсси в частности!

¬ 1890 году композитор начинает работать над оперой Ђ–одриго и ’именаї, но произведение остаетс€ незавершенным. «абега€ вперед, скажем, что опера так и осталась Ђрубежомї, который он не вз€л: не завершил Ђѕадение дома јшеровї, Ђ„ерт на колокольнеї и Ђѕреступлени€ любвиї так и остались в набросках. Ђѕеллеаса и ћелизандуї он все-таки закончил, дважды прерыва€ работу, но эта опера не пользуетс€ особой любовью ни исполнителей, ни публики Ц слишком уж т€жело воспринимать этот непрерывный музыкальный Ђпотокї, не разделенный на относительно завершенные арии и ансамбли, в этом Ђпотокеї тер€ютс€ даже опытные любители оперы. Ёто не говорит о недостаточной одаренности или плохом владении композиторской техникой Ц можно сказать, что импрессионизм и опера несовместимы. ќпера требует единой линии действи€, четкой обрисовки не только персонажей, но и тех обобщенных категорий, которые за ними сто€т, требует драматических столкновений между мелоди€ми Ц а в импрессионизме и мелодии-то нет, а на Ђконфликте впечатленийї драму не построишь (даже в жизни сложно себе такое представить Ц конфликт впечатлений!). »мпрессионизм созерцателен по своей природе, и эта созерцательность не примелет драматизма, без которого нет оперы. Ќеудачу  .ƒебюсси с оперным жанром можно считать свидетельством того, что он нашел свой путь в музыкальном творчестве Ц путь утонченного наслаждени€ каждым моментом быти€.

Ќаиболее полное воплощение этот творческий метод находит в малых формах Ц прелюди€х, небольших пьесах дл€ фортепиано или оркестра, объедин€емых в сюиты. ћножество таких произведений написано после 1890 года.  ажда€ фортепианна€ пьеса Ц своего рода Ђмир в миниатюреї, взгл€д, задержавшийс€ на каком-то €влении Ц и запечатлевший его в вечности, как застыл в камне танец Ђƒельфийских танцовщицї. ’олодное очарование Ђƒевушки с волосами цвета льнаї, идилли€ ЂЋунного светаї, средневекова€ романтика Ђ«атонувшего собораї Ц все это одновременно и вечно, и мимолетно, как человеческа€ пам€ть. »ной раз композитор позвол€ет себе и пошутить Ц скажем, в Ђѕрерванной серенадеї мы посто€нно слышим характерный дл€ этого жанра ритм, который каждый раз прерываетс€ Ц серенада никак не может начатьс€ (сам композитор говорил, что это пьеса о злоключени€х гитариста, которому уличные происшестви€ не дают исполнить серенаду).

ѕрименительно к некоторым фортепианным произведени€м композитор говорил, что при их исполнении нужно Ђзабыть, что у фортепиано есть молоточкиї. —имфонический оркестр давал прекрасную возможность обойтись без молоточков Ц и воспользоватьс€ всем великолепием тембровых Ђкрасокї. ≈го симфонические произведени€ Ц Ђѕослеполуденный отдых фавнаї, Ђќблакаї, Ђ—иреныї, Ђѕразднестваї, Ђћореї Ц пожалуй, более всего напоминают картины художником-импрессионистов их Ђвыплывающимиї образами.

¬ последние годы жизни, пришедшиес€ на ѕервую мировую войну, в музыке  .ƒебюсси по€вл€ютс€ и иные черты: в благородно-сдержанных сонатах, написанных в это врем€, можно усмотреть черты того стил€, в котором работали французские композиторы XVII-XVIII веков. ¬последствии это назовут неоклассицизмом.

 омпозитор скончалс€ от рака в 1918 году.

Ќаправление импрессионизма, к которому принадлежит творчество  .ƒебюсси, не стало стилем эпохи Ц слишком уж страшна была наступающа€ эпоха дл€ утонченного мира импрессионистов. Ётот стиль промелькнул на небосклоне искусства, навсегда оставив свой след, как и подобает впечатлению.


top
Halida Rojkova

ƒебюсси - один из самых моих любимых композиторов. +++

mas
ћарк Ѕлау

ƒа, замечательный композитор. ќднажды видел фильм, в котором демонстрируют картины импрессионистов на фоне музыки ƒебюсси. ѕолное совпадение!

spe
ёли€ ƒворникова

Ќикогда раньше не задумывалась, что можно "наложить" ƒебюсси на impressionnisme. ј ведь действительно: такое impression получаетс€ - просто диву даЄшьс€! ¬от спасибо, так спасибо!++++++++++++++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+