icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Кто такой Карл Фаберже?

  • 4747
  • 6

Кто такой Карл Фаберже?

И
Император Александр III очень любил свою жену, а она – роскошные вещи, особенно ювелирные изделия. Царь баловал ее и часто дарил изысканные подарки. Однажды известный ювелир Карл Фаберже был вызван во дворец и получил срочный заказ. К Пасхе он должен был «сотворить чудо» - сделать необыкновенной красоты яйцо.

Ювелир постарался на славу. Скорлупу сделал из белой эмали, внутри все отработал желтым золотом, а в этот «желток» поместил курочку. Она была сделана из цветного золота. Открывались не только само яйцо и желток, но и курочка. В ней находилась корона, искусно вырезанная из рубина.

Императорская семья была в восторге, а Карл Фаберже получил не только огромную плату – император не поскупился и с лихвой оплатил искусную работу. Дороже денег оказалось звание, дарованное благодарным Александром. «Ювелир Его Императорского Величества» и «Ювелир императорского Эрмитажа» - так отныне называли Фаберже.

Ювелирный дом Фаберже к этому времени был уже хорошо известен. Дальше были награды и мировое признание. «Мастер Парижской гильдии ювелиров» и «Орден Почетного легиона» - ими Фаберже гордился больше всего.

После изготовления первого яйца императрица поручила Карлу каждую Пасху «сотворять» следующее чудо. Всего пасхальных яиц существует 15. Готовила их по эскизам хозяина целая команда мастеров, поэтому термин «яйца Фаберже» в корне неверен. Нет никаких доказательств того, что, кроме первого, они его рук дело.

В ювелирном доме работали такие известные искусники как Михаил Перхин, Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин. Благодаря ним, изделия ювелирного дама славились на всю Европу.

И выпускала мастерская не только эксклюзивные изделия для императорской семьи и придворных дам. Массовых изделий, то есть штамповок, не было. Каждая вещь, даже обычный «солдатский» портсигар, была сделана идеально.

Были среди изделий Фаберже такие предметы, которые можно назвать «шуткой гения». Один из них – знаменитый натюрморт. В 1905 году Фаберже выставляет «Джентльменский набор». Он представляет собой серый камень, на котором лежит яичница, небрежно брошенная прямо на стол. Рядом с ней стоит обычный граненый стакан, в нем – недопитая водка. Кроме яичницы, есть еще и килька. Возле нее валяется недокуренная папироса.

Обычная, казалось бы, картинка. Но сделана она из драгоценных материалов. Белок яйца – это белый камень, а желток – янтарь. Здесь есть кварц и яшма, стакан и водка в нем выточены из горного хрусталя. Все остальные предметы серебряные.

Необычный натюрморт поразил и эпатировал публику. Может быть, он не был исключением, но такие работы не сохранились.

Ювелиры дома Фаберже изготавливали кулоны и браслеты, кольца и колье, диадемы и статуэтки. Все это было изысканно, красиво и очень дорого. Фаберже богатели, их слава стала поистине всемирной.

Все рухнуло в 1917 году. Революция без жалости сметала все на своем пути, Фаберже не стали исключением. Упустить такой лакомый кусок, как богатейший ювелирный дом, большевики не могли. Экспроприация, разорение, арест и бегство из России. Потом эмиграция и скитания.

В 1920 году Карла Фаберже не стало. Он так и не смог оправиться от потрясений, считал, что Россия пропала и больше никогда ей не стать великой державой.

Не разорение угнетало великого мастера. Деньги – дело наживное. Очень скоро он и его сыновья открыли филиалы во Франции и Англии и жили безбедно. Убивала мысль о Родине и попранной монархии.

У Карла Фаберже было четверо сыновей, они продолжили дело отца, но такой известности, какая была у отца в мире ювелирного искусства, не добились.

Заслуга ювелиров Фаберже в том, что именно им принадлежит честь основания той знаменитой русской ювелирной школы, принципами которой стали обязательное присутствие вкуса и художественной фантазии в любом изделии. Эти принципы и сегодня – основа работы и руководство к действию лучших мастеров.

top
Halida Rojkova

Согласна, Иван! Творить такое может только человек с самым изысканным вкусом!

mas
Евгений Багдерин

Замечательный мастер! Очень познавательная статья. Дом Фаберже на Большой Морской В санкт Петербурге тоже прекрасен!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+