Каин очень расстроился и стал ненавидеть брата, завидовать ему, видя расположение к нему всевышнего. Бог так объяснял Каину свое отношение к пастуху: - «если бы ты отнесся по-доброму к жертвоприношению и сделал это с уважением ко мне, я бы тоже относился к тебе по-хорошему». Улучшив момент, Каин зазвал Авеля далеко в поле и накинулся на него. Авель оказался сильнее и Каин взмолился о пощаде, но освободившись от «объятий брата» Каин наносит смертельный удар и убивает Авеля.
Сделав это, Каин скрыл это от родителей, а на вопрос Бога – «Где брат твой?» ответил: - «Разве я сторож брату моему?» За этот подлый поступок, совершенный из за зависти, Творец проклял Каина, предсказал ему вечные скитания и нищету. Что всякий, повстречавшийся с Каином должен презирать его.
Ветхий Завет как древнейший литературный памятник еврейского народа содержит большое число различных фактов, пересказов, историй. Одни носят повествовательный характер, другие нравоучительный. Как исторический памятник культуры древнего народа Библия воспринимается на веру без оговорок, а мы, как правило, опускаем некоторые нестыковки и неточности, типичные для подобных исторических памятников.Но если мы относимся к Ветхому Завету, как к Слову Творца, который знает все и который был свидетелем всего, то глава 4я книги Бытие более чем достоверна и поучительна.
Во- первых всякий раз, когда человек прогневается на кого то, он должен разобраться насколько справедлив его гнев? Прав ли он, избрав смерть единственной возможностью разрешения данного конфликта, возникшего на почве элементарной зависти. Каждый человек, находясь в таком состоянии должен сознавать воздействие на него злого духа. Надо стремиться делать добро и противостоять злу, чтобы заслужить достойное отношение к себе.
Во-вторых история братоубийства, в результате которого страдания несет добропорядочный и богоугодный Авель, предвосхищает все дальнейшие страдания другого персонажа - И. Христа, противостояние добра и зла.
Бог проклял Каина, и обрек его на скитания и бедность, обозначив особым знаком лицо его, чтобы все люди презирали и сторонились от него. Каин пошел в землю Нод (на восток от Эдема), познал жену, которая родила ему сына Еноха. И построил Каин город и назвал он его именем своего старшего сына – Енох. Более упоминаний о Каине мы не встречаем в Священном Писании.
Следует отметить поверхностный характер изложения и некоторые противоречия. Так в Библии нет ни слова об отношении родителей к убийству. Каин по- видимому не имел проблем с поиском жены, которая скорее всего приходилась ему родной сестрой, испытывал ли он чувство стыда, если вокруг ещё не было людей… и т.д. Попытка сгладить некоторые противоречия и несуразности была предпринята Луисом Гинзбергом (1893-1953), который в книге «Библейские легенды». (Еврейское общество. Филадельфия. 1992 г.) Собрал факты из Талмуда и писаний отцов церкви о Каине и Авеле и придал им литературный характер.
Вот, например, как объясняет Л.Гинзберг род занятий братьев. «Адаму приснился страшный сон - будто Каин жадно пьёт кровь убитого Авеля. Отец воспринял это как страшное предзнаменование и чтобы избежать трагедии решил отделить мальчиков друг от друга и обучить разным занятиям. Каин стал земледельцем, пахарем, а Авель пастухом овец.» и т.д.
Этот библейский сюжет привлек внимание выдающихся художников, сотни полотен хранятся в лучших музеях мира и не перестают восхищать любителей живописи..