Шишкин Иван Иванович – великий русский художник, пейзажист - богатырь. Причем богатырь – это не просто внешнее качество, это отображение его духа и его таланта в живописи. Даже сегодня, спустя сто пятнадцать лет после смерти живописца, этот мастер художественного пейзажа занимает ведущие позиции в рейтингах популярности среди пейзажистов всех веков и всех народов. Удивительность таланта Ивана Ивановича Шишкина не просто в абсолютной натуральности изображения, а еще, по словам И.Н. Крамского (тоже достаточно великого и известного художника) в «учености» и монументальности его творений. Талант живописца – пейзажиста у Шишкина подкреплялся неимоверной любовью к природе, детальным ее пониманием. Сам образ художника у всех вызывал ассоциации с русским лесом, с русскими пейзажами. Среди своих современников Иван Иванович слыл как «царь леса», или «лесной художник - богатырь». Для грядущих поколений он стал олицетворением русской природы.
Великий художник родился тринадцатого января 1831 года в семье предпринимателя, инженера, археолога, краеведа и автора знаменитой «Истории города Елабуги». Всеми этими профессиями владел отец будущего художника. В силу своей разносторонней развитости и более мягкого характера, чем у жены, отец стал единственным человеком, поддержавшим сына в его желании рисовать, хотя и приложил все усилия для всестороннего его развития. Маленький Иван (так называли будущего живописца в семье) был привлечен к археологическим раскопкам на Волге, где археологи искали Древнее Болгарское царство, а по исполнению семнадцати лет юношу определили в Казанскую гимназию. В гимназии для Ивана хоть и нашлись единомышленники, с которыми он мог рассуждать об искусстве, и вместе проводить время за мольбертами, все же времени для рисования было крайне мало. Поэтому, проучившись в гимназии четыре года, и выйдя на очередные каникулы, «чтобы не стать чиновником» (слова самого И.И. Шишкина), юноша больше не вернулся в гимназию.
Московское училище ваяния и живописи, затем Художественная академия в Петербурге – учение заняло еще восемь лет. Но за этот период молодой талантливый художник уже успел заработать высокие отзывы опытных мастеров своего дела и множество золотых и серебряных медалей. Четкость линий и твердость руки были замечены и вызывали изумление даже у самых именитых художников того времени. И если сегодня картины Шишкина сравниваются с нами с высококлассными и качественными фотографиями, то его современникам рисунки Шишкина казались гравюрами.
В 1860 году получив разрешение на заграничную поездку, Иван Иванович не торопится покинуть родину, считая, что только родная природа может принести существенную пользу для пейзажиста, и еще два года работает в родной Елабуге.
Позже, проехав Дрезден и Берлин, Шишкин получает вдохновение лишь в Праге, где его принимают тепло и радушно, причем как известные художники, так и простые обыватели. Не производит впечатления на Ивана Ивановича даже природа Швейцарии, с ее великолепием и могуществом. И, несмотря на все это, работы, сделанные им в Дюссельдорфе, возвели его на пьедестал почета среди европейских живописцев. На улицах города, встречая Шишкина, люди говорили: «посмотрите, вон пошел тот самый русский, кажется Шишкин, который так великолепно рисует». А по возвращению домой, в 1865 году, за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», Иван Иванович Шишкин получает звание академика.
Регулярно посещая артель художников, Шишкин и там демонстрирует всем свой удивительный талант. Вот как говорит об этом Илья Репин: «немало нарисовано пером богатыря Шишкина на наших вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней».
Но не все так гладко поднималось вверх в жизни и творчестве Ивана Ивановича. Находились и те, кто резко критиковал его манеру письма – иллюзорную детальную выписанность. Многие считали его полотна безжизненными, не живописными, и относили к разряду раскрашенных картинок.
Богатырь – художник, богатырь – человек, Иван Иванович Шишкин устоял в своей индивидуальности, в своей личной манере писать природу, не поддался взглядам и мнениям «бедных завистников и лентяев» (так называл Шишкин всех, кто критиковал талантливых художников, считая, что именно зависть и лень не дают некоторым людям умения восхищаться талантами других, и реально оценивать чужие умения и достижения). До конца жизни он шлифовал и оттачивал свое мастерство, учился у великих мастеров и вкладывал всю свою душу в картины, твердо стоял на принципах чистоты и реальности в живописи. Он не терпел лжи и фальши, ни в какой жизненной области, а особенно в молитве и живописи. Собственно, для Шишкина живопись и была его молитвой.
Умер Иван Иванович Шишкин в начале марта 1898 года, скоропостижно, в возрасте 67 лет, проработав всего лишь шесть лет на должности руководителя пейзажной мастерской в Петербургской академии художеств. На эту должность мастер – пейзажист был приглашен после приобретения в мастерскую его картины «Лесная глушь» (сегодня эта картина хранится в Санкт-Петербургском Русском музее). Руководство академии художеств признало в Шишкине настоящего мастера.
Увидеть картины Ивана Ивановича Шишкина можно во многих музеях мира, но самой большой коллекцией его произведений обладает Третьяковская галерея в Москве.