icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такой »ль€ ѕророк?

  • 2621
  • 2

 то такой »ль€ ѕророк?

≈ще в XIX веке Ц не так уж давно по меркам истории Ц спросив русского кресть€нина, почему гремит гром, можно было услышать в ответ, что это »ль€-пророк ездит по небу на колеснице, а молнии Ц это стрелы, которыми он бьет бесов. –азумеетс€, тут перед нами типичный пример Ђдвоевери€ї Ц наложение христианских образов на дохристианские, €зыческие.  то же был этот человек Ц пророк »ли€, и почему его образ совместилс€ в русском фольклоре с образом ѕеруна Ц слав€нского бога грозы?

ѕророк »ли€, чтимый во всех монотеистических религи€х Ц и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе Ц жил в IX в. до н.э. –одилс€ он в городе ‘есвы, и уже тогда ему была предопределена необычна€ судьба: отцу будущего св€того приснилось, что благообразные мужи его новорожденного сына Ђпеленают огнем и питают пламенем огненнымї. Ёто символизировало ту пламенную любовь к Ѕогу, которой суждено было воспылать »лии.

»м€ этого человека (изначально Ц Ёлий€ху) переводитс€ как ЂЅог мой яхвеї, и действительно, »ли€ всю свою жизнь посв€тил служению ≈диному Ѕогу. ”же в юности земные радости не привлекали его, он удалилс€ в пустыню, где жизнь его проходила в усердных молитвах и строгом посте. Ќо не следует думать, что его не волновало то, что происходит с его народом! »зраилем в то врем€ правил царь јхав, который Ц под вли€нием своей жены-€зычницы »езавели Ц отошел от почитани€ ≈диного Ѕога и утвердил культ ¬аала. ”трата истинной веры пот€нула за собой продажность судей, всеобщий разврат и многие другие пороки, в которые все больше скатывалс€ израильский народ. »ли€ молит Ѕога вразумить его народ Ц хот€ бы путем наказани€, раз уж ничто другое не помогает.

» вот тогда »ли€ становитс€ пророком. —ейчас под этим словом обычно подразумевают предсказание будущего, но ÷ерковь вкладывает в него несколько иной смысл: пророк Ц это человек, который возвещает люд€м волю Ѕожью. ¬ том числе, он может и предупреждать, что случитс€, если люди этой самой воле следовать не будут, а поскольку люди крайне редко слушают пророков, то очень часто такие слова действительно оказываютс€ предсказанием будущего. ¬от и в данном случае јхав не стал слушать бедно одетого человека, предупреждавшего о бедстви€х, которые обрушатс€ на »зраиль, если народ с царем во главе не вернетс€ к »стинному Ѕогу. –езультат не заставил себ€ ждать: последовала засуха, пот€нувша€ за собой неурожай и голод, так продолжалось три года.

≈сли вы полагаете, что эти событи€ заставили јхава задуматьс€ Ц вы ошибаетесь! Ќапротив, он еще и начал репрессии против тех, кто сохран€л приверженность истинной вере. »ли же все это врем€ жил в уединенном месте в реки ’ораф и питалс€ только тем, что приносили вороны. —ледует заметить, что Ѕог не просто возвестил через него —вою волю, но и дал пророку право прекратить страшную засуху по своему желанию. “ак что не случайно ќн повелел воронам служить »лии Ц животные и птицы ведь тоже страдали от этого природного катаклизма: если ты так суров к люд€м, так хоть животных пожалей! Ќо, как это часто бывает, человек оказалс€ намного суровее Ѕога Ц он непременно хотел, чтобы наказаны были все виновные до единого.

» тогда Ѕог решил показать пророку, что страдают не только виновные, и те, кто ни в чем не виноват, не только развращенные вельможи, но и бедные и обездоленные Ц вдовы, сироты. ƒл€ этого он повелел »лии отправитьс€ к одной бедной вдове, котора€ жила с сыном в городе —арепте. ѕрид€ в дом бедной женщины, он наде€лс€, что здесь его накорм€т, но оказалось, что в доме осталась лишь горсть муки и немного масла на дне кувшина Ц достаточно, чтобы женщине и ребенку поесть в последний раз, а потом останетс€ только умереть от голодаЕ и тут оказалось, что »ли€ все-таки способен к состраданию: пользу€сь тем, что Ѕог дал ему способность творить чудеса, он сделал муку и масло в этом доме неистощимыми, что позволило всем троим благополучно пережить голодное врем€, а когда сын вдовы умер от болезни, Ѕог вернул мальчика к жизни по молитве пророка.

¬скоре после этого Ѕог возвестил »лии, что царь јхав в душе уже склон€етс€ к пока€нию Ц самое врем€ пойти поговорить с ним и послать дождь исстрадавшейс€ земле.

ѕри встрече с јхавом, однако же, стало €сно, что царь все еще колеблетс€, и тогда »ли€ решил нагл€дно продемонстрировать ему превосходство »стинного Ѕога над богами ложными. ќн попросил собрать на горе жрецов ¬аала и сам €вилс€ туда, предложил устроить жертвенные костры, но не зажигать их Ц пусть жрецы попрос€т ¬аала разжечь огонь, а он попросит своего Ѕога. ” жрецов ничего не получилось, хот€ они старались полдн€, а по молитве »лии сразу же сошел с неба огонь, который сжег и дрова, и жертвенное животное, и даже камни Ц несмотр€ на то, что на дрова предварительно вылили несколько ведер воды. ѕосле этого всем собравшимс€ израильт€нам стало €сно, кто тут уводит их от »стины, и по совету пророка они утопили жрецов в реке  иссон, а »ли€ прин€лс€ молитьс€ о ниспослании дожд€ Ц и молитва его не осталась без ответа. Ёто окончательно убедило јхава в правоте пророка, он пока€лс€ во всех своих грехах Ц что очень не понравилось его жене »езавели, и гнев ее обратилс€ против »лии. Ќад ним нависла реальна€ угроза убийства Ц пришлось бежать в царство »удейское, в ¬ирсавию.

ƒойд€ до горы ’орив, он поселилс€ в пещере, где Ѕог беседовал с ним и повелел разыскать человека по имени ≈лисей, которому тоже суждено стать пророком. »ли€ встретилс€ с этим человеком и благословил его, возложив на него свой плащ. ≈лисей охотно пошел за »лией, задержавшись лишь дл€ того, чтобы попрощатьс€ с родител€ми.

“ем временем јхав уже успел забыть о своем пока€нии. ќн соблазнилс€ замечательным виноградником своего подданного Ќавуфе€, хотел купить его, но владелец продавать не захотел Ц виноградник был дорог ему как отцовское наследие. “огда за дело вз€лась »езавель, которой, быть может, виноградник был и не нужен, но очень уж она была у€звлена тем, что муж не может Ђстукнуть кулаком по столуї. ќна возвела на Ќавуфе€ ложное обвинение, нан€ла вли€тельных лжесвидетелей Ц и несчастный был казнен, а имущество казненных преступников автоматически переходило в собственность цар€.

»лии предсказывает јхаву страшную участь: он погибнет, псы будут лизать его кровь, и весь его род будет истреблен. јхав снова каетс€ Ц но то ли пока€ние было не вполне искренним, то ли нагрешил он уже так много, что ничем уже искупить было нельз€ Ц но так или иначе, через три года јхав был убит в сражении, и действительно собаки лизали стекающую с колесницы кровь. ѕосле него престол один за другим занимают два его сына Ц наследники отца не только по крови, но и по отношению к жизни и подданным Ц и умирают, не оставив наследников.

»лии же была уготована не только необычна€ жизнь, но и необычна€ смерть Ц точнее, смертью это можно было назвать с некоторой долей условности: √осподь пообещал вз€ть его на Ќебеса живым и даже открыл, когда это произойдет. ¬ день, когда это должно было случитьс€, он рассказал о предсто€щем чуде своему ученику ≈лисею и предложил попросить что-нибудь на прощание. ≈лисей пожелал, чтобы дух благодати, пребывающий на »лии, пребывал и на нем Ц вдвое больше. »ли€ сомневалс€, возможно ли это, но пообещал, что так будет, если ≈лисей увидит, как он будет вз€т. “ак оно и случилось: ≈лисей увидел, как €вилась огненна€ колесница, на котрой »ли€ и был вз€т с земли Ц теперь пон€тно, почему образ этого пророка ассоциировалс€ в народе с €зыческим богом-громовиком, который тоже представл€лс€ езд€щим на огненной колеснице. ѕо этой же причине его считают покровителем военных летчиков и десантников.

Ќо даже на этом не заканчиваетс€ истори€ одного из величайших пророков. ¬ книге пророка ћалахии есть упоминание об »лии Ц там говоритс€, что √осподь пошлет его Ђпред наступлением дн€ √осподн€, великого и страшногої. „то имел в виду ћалахи€? ¬озможно, это была аллегори€, сопоставл€юща€ с »лией св. »оанна  рестител€. Ќо есть и така€ верси€, что перед ¬торым ѕришествием »исуса ’риста пророк »ли€ вновь €витс€, чтобы обличить лже-ћессию.

ƒень пам€ти св. пророка »лии отмечают 2 августа по новому стилю.


spe
≈лена  «атуранова

¬озможно и будет ¬торое ѕришествие, но доживем ли мы. ќчень интересно и как всегда много нового, —пасибо.

mas
ћарк Ѕлау

Ќа горе  армель, где пророк »ль€ жил, неподалеку от ’айфы, есть довольно смешна€ его стату€.

”дивл€юсь, почему »ль€-пророк не выбран покровителем космонавтов:)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+