icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такой Илья Пророк?

  • 1853
  • 2

Кто такой Илья Пророк?

Е
Еще в XIX веке – не так уж давно по меркам истории – спросив русского крестьянина, почему гремит гром, можно было услышать в ответ, что это Илья-пророк ездит по небу на колеснице, а молнии – это стрелы, которыми он бьет бесов. Разумеется, тут перед нами типичный пример «двоеверия» – наложение христианских образов на дохристианские, языческие. Кто же был этот человек – пророк Илия, и почему его образ совместился в русском фольклоре с образом Перуна – славянского бога грозы?

Пророк Илия, чтимый во всех монотеистических религиях – и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе – жил в IX в. до н.э. Родился он в городе Фесвы, и уже тогда ему была предопределена необычная судьба: отцу будущего святого приснилось, что благообразные мужи его новорожденного сына «пеленают огнем и питают пламенем огненным». Это символизировало ту пламенную любовь к Богу, которой суждено было воспылать Илии.

Имя этого человека (изначально – Элийяху) переводится как «Бог мой Яхве», и действительно, Илия всю свою жизнь посвятил служению Единому Богу. Уже в юности земные радости не привлекали его, он удалился в пустыню, где жизнь его проходила в усердных молитвах и строгом посте. Но не следует думать, что его не волновало то, что происходит с его народом! Израилем в то время правил царь Ахав, который – под влиянием своей жены-язычницы Иезавели – отошел от почитания Единого Бога и утвердил культ Ваала. Утрата истинной веры потянула за собой продажность судей, всеобщий разврат и многие другие пороки, в которые все больше скатывался израильский народ. Илия молит Бога вразумить его народ – хотя бы путем наказания, раз уж ничто другое не помогает.

И вот тогда Илия становится пророком. Сейчас под этим словом обычно подразумевают предсказание будущего, но Церковь вкладывает в него несколько иной смысл: пророк – это человек, который возвещает людям волю Божью. В том числе, он может и предупреждать, что случится, если люди этой самой воле следовать не будут, а поскольку люди крайне редко слушают пророков, то очень часто такие слова действительно оказываются предсказанием будущего. Вот и в данном случае Ахав не стал слушать бедно одетого человека, предупреждавшего о бедствиях, которые обрушатся на Израиль, если народ с царем во главе не вернется к Истинному Богу. Результат не заставил себя ждать: последовала засуха, потянувшая за собой неурожай и голод, так продолжалось три года.

Если вы полагаете, что эти события заставили Ахава задуматься – вы ошибаетесь! Напротив, он еще и начал репрессии против тех, кто сохранял приверженность истинной вере. Или же все это время жил в уединенном месте в реки Хораф и питался только тем, что приносили вороны. Следует заметить, что Бог не просто возвестил через него Свою волю, но и дал пророку право прекратить страшную засуху по своему желанию. Так что не случайно Он повелел воронам служить Илии – животные и птицы ведь тоже страдали от этого природного катаклизма: если ты так суров к людям, так хоть животных пожалей! Но, как это часто бывает, человек оказался намного суровее Бога – он непременно хотел, чтобы наказаны были все виновные до единого.

И тогда Бог решил показать пророку, что страдают не только виновные, и те, кто ни в чем не виноват, не только развращенные вельможи, но и бедные и обездоленные – вдовы, сироты. Для этого он повелел Илии отправиться к одной бедной вдове, которая жила с сыном в городе Сарепте. Придя в дом бедной женщины, он надеялся, что здесь его накормят, но оказалось, что в доме осталась лишь горсть муки и немного масла на дне кувшина – достаточно, чтобы женщине и ребенку поесть в последний раз, а потом останется только умереть от голода… и тут оказалось, что Илия все-таки способен к состраданию: пользуясь тем, что Бог дал ему способность творить чудеса, он сделал муку и масло в этом доме неистощимыми, что позволило всем троим благополучно пережить голодное время, а когда сын вдовы умер от болезни, Бог вернул мальчика к жизни по молитве пророка.

Вскоре после этого Бог возвестил Илии, что царь Ахав в душе уже склоняется к покаянию – самое время пойти поговорить с ним и послать дождь исстрадавшейся земле.

При встрече с Ахавом, однако же, стало ясно, что царь все еще колеблется, и тогда Илия решил наглядно продемонстрировать ему превосходство Истинного Бога над богами ложными. Он попросил собрать на горе жрецов Ваала и сам явился туда, предложил устроить жертвенные костры, но не зажигать их – пусть жрецы попросят Ваала разжечь огонь, а он попросит своего Бога. У жрецов ничего не получилось, хотя они старались полдня, а по молитве Илии сразу же сошел с неба огонь, который сжег и дрова, и жертвенное животное, и даже камни – несмотря на то, что на дрова предварительно вылили несколько ведер воды. После этого всем собравшимся израильтянам стало ясно, кто тут уводит их от Истины, и по совету пророка они утопили жрецов в реке Киссон, а Илия принялся молиться о ниспослании дождя – и молитва его не осталась без ответа. Это окончательно убедило Ахава в правоте пророка, он покаялся во всех своих грехах – что очень не понравилось его жене Иезавели, и гнев ее обратился против Илии. Над ним нависла реальная угроза убийства – пришлось бежать в царство Иудейское, в Вирсавию.

Дойдя до горы Хорив, он поселился в пещере, где Бог беседовал с ним и повелел разыскать человека по имени Елисей, которому тоже суждено стать пророком. Илия встретился с этим человеком и благословил его, возложив на него свой плащ. Елисей охотно пошел за Илией, задержавшись лишь для того, чтобы попрощаться с родителями.

Тем временем Ахав уже успел забыть о своем покаянии. Он соблазнился замечательным виноградником своего подданного Навуфея, хотел купить его, но владелец продавать не захотел – виноградник был дорог ему как отцовское наследие. Тогда за дело взялась Иезавель, которой, быть может, виноградник был и не нужен, но очень уж она была уязвлена тем, что муж не может «стукнуть кулаком по столу». Она возвела на Навуфея ложное обвинение, наняла влиятельных лжесвидетелей – и несчастный был казнен, а имущество казненных преступников автоматически переходило в собственность царя.

Илии предсказывает Ахаву страшную участь: он погибнет, псы будут лизать его кровь, и весь его род будет истреблен. Ахав снова кается – но то ли покаяние было не вполне искренним, то ли нагрешил он уже так много, что ничем уже искупить было нельзя – но так или иначе, через три года Ахав был убит в сражении, и действительно собаки лизали стекающую с колесницы кровь. После него престол один за другим занимают два его сына – наследники отца не только по крови, но и по отношению к жизни и подданным – и умирают, не оставив наследников.

Илии же была уготована не только необычная жизнь, но и необычная смерть – точнее, смертью это можно было назвать с некоторой долей условности: Господь пообещал взять его на Небеса живым и даже открыл, когда это произойдет. В день, когда это должно было случиться, он рассказал о предстоящем чуде своему ученику Елисею и предложил попросить что-нибудь на прощание. Елисей пожелал, чтобы дух благодати, пребывающий на Илии, пребывал и на нем – вдвое больше. Илия сомневался, возможно ли это, но пообещал, что так будет, если Елисей увидит, как он будет взят. Так оно и случилось: Елисей увидел, как явилась огненная колесница, на котрой Илия и был взят с земли – теперь понятно, почему образ этого пророка ассоциировался в народе с языческим богом-громовиком, который тоже представлялся ездящим на огненной колеснице. По этой же причине его считают покровителем военных летчиков и десантников.

Но даже на этом не заканчивается история одного из величайших пророков. В книге пророка Малахии есть упоминание об Илии – там говорится, что Господь пошлет его «пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Что имел в виду Малахия? Возможно, это была аллегория, сопоставляющая с Илией св. Иоанна Крестителя. Но есть и такая версия, что перед Вторым Пришествием Иисуса Христа пророк Илия вновь явится, чтобы обличить лже-Мессию.

День памяти св. пророка Илии отмечают 2 августа по новому стилю.

spe
Елена  Затуранова

Возможно и будет Второе Пришествие, но доживем ли мы. Очень интересно и как всегда много нового, Спасибо.

mas
Марк Блау

На горе Кармель, где пророк Илья жил, неподалеку от Хайфы, есть довольно смешная его статуя.

Удивляюсь, почему Илья-пророк не выбран покровителем космонавтов:)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+