Современный человек скажет: «Мэр города». И будет, конечно, прав. А вот в 19 веке и в начале 20 такое слово в России не использовали, и мэр назывался городничим. Должность высокая, полномочия огромные, к тому же предоставлялась отличная возможность послужить Отечеству - сделать жизнь людей лучше и комфортнее, а город краше. Одним словом, оставить свой след на Земле.
На этот высокий пост людей назначал еще один всесильный человек - губернатор. Вот так, без всякой демократии, без выборов. Издавали приказ, и городничий входил в свой высокий кабинет. Конечно, кого попало, как и сегодня, на такой пост не назначали. Связи и знакомства решали – вот движущая сила. Заняв высокий пост городничий, действительно, в очень короткое время становился «самым значительным лицом в городе».
Для начала он на все, как принято теперь говорит, ключевые посты сажал своих людей. То есть собирал свою команду чиновников. С остальными или договаривался, или, подловив на чем-нибудь, держал в страхе перед разоблачением. Разделив обязанности, можно было приступать к работе и начать, наконец, приносить пользу. Проложить дороги, разбить парки и скверы, позаботиться о бедных и сиротах, навести порядок в учебных и лечебных учреждениях. Изгнать всех взяточников и примерно наказать их при этом. Все бы так, и на бумаге, то есть в отчетах и докладах было идеально. А на деле для многих городничих этот аспект службы был неважен.
Честность и порядочность. Об этом можно было только мечтать! Почему? Так ведь такого понятия, как честный городничий, просто не существовало. Назначая человека на должность, губернатор как бы заранее давал ему карт-бланш, развязывал руки. Нет, честные люди на этой должности, наверное, были. Но таких было так мало, что история не позаботилась о том, чтобы увековечить их имена. А вот жулики всех мастей оставили свой след: кто в литературе, кто в уголовных делах и городских преданиях.
Самый известный в России городничий – это, конечно, Антон Сквозник – Дмухановский из города N. Гоголь очень постарался, вложив, по его словам, весь свой талант, в пьесу «Ревизор». Он ставил своей задачей «разом посмеяться над всем, что есть смешного в России». И ведь получилось! Его городничий и смешон, и жалок одновременно. Он так боится, что все, мягко говоря, «нарушения» будут обнаружены ревизором! Но вот парадокс: боится, но ничего не предпринимает, чтобы хоть немного изменить ситуацию в лучшую сторону!
А зачем? Правила игры городничий хорошо усвоил. Ревизор тоже человек, а значит, всегда можно договориться. Хорошая взятка, то бишь подношение – и ревизор на всё глаза закроет. Главное – угадать с размером, учесть аппетит проверяющего. И тогда он поверит, что церковь, на которую всем миром деньги собирали, сгорела. Унтер-офицерская вдова, действительно, сама себя высекла, а купцы обвиняют городничего бездоказательно, потому он кристально честен, и доказательства этому лежит в кармане у ревизора.
Знакомая картинка! Слово «городничий» в современном лексиконе отсутствует, а мздоимство и превышение власти порой даже не скрывают. Законы игры остались прежними. Если нужно чего-то без «отката» не обойтись. Без стеснения, без совести, так же, как и раньше заботятся лишь о том, чтобы набить свой карман. Правда, и ревизоров сейчас боятся по-настоящему, и от тюрьмы многим все труднее становится отвертеться.
Поистине, бессмертное произведение! Городничих нынче нет, а портрет –то узнаваем!