icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлла ≈рошенко
 ультура и искусство

 то такой ‘ранкенштейн

  • 45356
  • 8

 то такой ‘ранкенштейн

ќ
ќтветьте, пожалуйста, кто же такой ‘ранкенштейн? Ђƒа легко! Ц скажет мне любой человек, - это чудовище, сделанное из мертвецов!ї “оварищ скажет, и будет полностью уверен в своей правоте. Ќо, тем не менее, абстрактный Ђлюбой человекї абсолютно не прав. „удовище Ђиз мертвецовї на деле ‘ранкенштейном не €вл€етс€. “ак кто же тогда ‘ранкенштейн?

—ейчас этому слову придали нарицательное значение Ђнекрасивого, очень уродливого человекаї. Ќо на самом деле, изначально ‘ранкенштейн Ц фамили€ главного геро€ романа ћэри Ўелли ¬иктора. ѕерсонаж книги Ђ‘ранкенштейн, или —овременный ѕрометейї, молодой студент из ∆еневы, был безумно талантливым человеком, оживившим с помощью растворов, наход€щихс€ на грани химии и алхимии, существо, выращенное из раздельных кусков мертвечины. —ущество, которое должно было быть человеком, оказываетс€ самым насто€щим чудищем и убивает своего создател€. –оман был издан в тыс€ча восемьсот восемнадцатом году, но его попул€рность не угасла по сей день.

—ам ¬иктор ‘ранкенштейн и созданное его гениальным разумом чудовище смешались из-за обили€ фильмов, пьес и книг, по€вившихс€ после выхода данного романа. јвторы перефразировали одного-единственного ¬иктора ‘ранкенштейна в √енри, доктора и барона, тем самым попул€ризировав только фамилию. Ћично мне кажетс€, что чудовище стало ‘ранкенштейном из-за обычной человеческой невнимательности. —кажем, смотрит ребенок на азбуку. —истема вроде Ђкартинка, под ней подписьї. —кажем, нарисованна€ длинноклюва€ птичка и подпись Ђаистї. “акже и на афише Ц свирепа€ морда Ђдемонаї и подпись Ђ‘ранкенштейнї. ѕоверили. «абыли о том, что на заборе плохое слово написано, а под ним дрова лежат.

ќбраз ¬иктора и его создани€ Ц пара, от€гощенна€ злом. —воего рода признание несовершенства человека и невозможность человеческому разуму т€гатьс€ с Ѕогом. ¬едь ‘ранкенштейн фактически пыталс€ вз€ть на себ€ об€занности ¬севышнего Ц создать существо Ђпо образу и подобию своемуї. «а что и получил по заслугам.   тому же, если обдумать произведение в более реалистичном ключе, то оно иллюстрирует проблему ответственности за свои открыти€ и действи€.

Ќесмотр€ на то, что ¬иктор ‘ранкенштейн весьма талантлив и умен, он губит себ€ именно любопытством Ц его т€га к знани€м не ограничена какими-либо этическими запретами. Ѕолее того, герой осознает, что создание человека научным методом Ц вещь со стороны христианской морали греховна€. Ќо, тем не менее, ¬иктор идет по греховному, но научному пути.

‘ранкенштейн, в фильме посещавший морги в поисках недостающих частей, безусловно, понимал, какое уродство увидит свет в результате эксперимента. » он не обманулс€ Ц после Ђсложени€ї всех частей тела существа, он не мог сдержать страх:

Ђ ак описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? ј между тем члены его были соразмерны, и € подобрал дл€ него красивые черты.  расивые Ч Ѕоже великий! ∆елта€ кожа слишком туго обт€гивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блест€щие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с вод€нистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта. <Е> Ќа него невозможно было смотреть без содрогани€. Ќикака€ муми€, возвращенна€ к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. я видел свое творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы ƒантеї. (ѕеревод «. јлександровой)

”видев ужас, сотворенный им же, ‘ранкенштейн не уничтожил его, что значит, в свою очередь, огромную т€гу к науке. ¬иктор руководствовалс€ благими намерени€ми и всерьЄз хотел оживл€ть людей.

¬ кинематографе, столь попул€ризировавшем образ ‘ранкенштейна, с тыс€ча дев€тьсот дес€того по две тыс€чи седьмой годы было сн€то шестьдес€т три фильма с непосредственным упоминанием именно „удовища.

¬ каждой из картин существо представало абсолютно разным. ¬ романе Ђдемонї был выращен из кусков плоти, кинематограф же составил тело из мертвецов в морге. ¬ тех же фильмах чудовище оживили при помощи молнии Ц на самом деле ћэри Ўелли Ђвзрастилаї персонажа при помощи алхимических растворов.   тому же телевизионщики сделали существо глупым, по интеллекту п€тилетним ребенком, неосознанно совершающим убийства и говор€щим по слогам. ” писательницы же демон бегло читал, св€занно разговаривал и вполне неплохо мыслил. “о есть, был равен по интеллекту среднему человеку. » все его убийства были не только осмысленными, но еще и оправданными Ц чудище никого не убивало просто так.

Ќо, увы, образ получил распространение именно благодар€ фильмам.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

“олько по фильмам знаю геро€, тоже не читал. Ќадо будет поискать, чтобы разобратьс€ и в этом вопросе. Ќи у кого нет электронной версии?
+++.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+