Не стану утверждать, что провела полноценное исследование, но на небольшой социологический опрос все же решилась. Результаты таковы: из 120 моих знакомых так или иначе в сетевой маркетинг вовлечены 115. Кто-то покупает, кто-то продает, называет себя дилером и говорит, что берет свой товар у дистрибьютора.
Собственно и те, и другие занимаются одним и тем же: берут товар где-то и продают кому-то. Вот только права и обязанности у них разные.
Дистрибьюция – это распределение и продвижение товара на рынок. Следовательно, дистрибьютор – это человек, заключивший напрямую с производителем договор на оптовую закупку партии товара. Его задача – создать свою дилерскую сеть и продать, как можно дороже, свой товар.
Иначе говоря, дистрибьютор – это специалист по прямым продажам и официальный представитель фирмы – производителя на рынке. Чем торговать, для многих принципиальной разницы нет. Косметикой и бадами заниматься проще. Продажа техники предполагает наличие сервисных центров, налагает обязанности по техническому обслуживанию и обучению персонала.
Не каждый человек может стать дистрибьютором. Есть люди с тяжелым характером, напрочь лишенные коммуникабельности. Им просто не дано таланта уговорить человека что-нибудь купить. Наличие иностранной харизмы или русского обаяния при этой профессии просто необходимо.
Дипломатичность и умение вести себя корректно – тоже неотъемлемая часть имиджа. Приложите сюда огромную работоспособность и желание постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень, добиваться цели и не бояться трудностей, и портрет идеального дистрибьютора будет составлен.
Он должен стремиться занять заметное место на рынке, иначе все усилия его лично и его команды будут напрасны, потому что именно от этого зависит успех продаж и размер заработанных денег. С этой целью и создается дилерская сеть, в обязанности которой входит розничная продажа.
Дистрибьютор постоянно работает над сбором информации, контролирует состояние рынка и делает анализ. На основании этого даются прогнозы о закупках, о востребованности товара и тех наименованиях, которые следует снять с продаж.
Реклама - тоже забота дистрибьютора. К тому же, он организует обучение дилеров, проводит для этого семинары. На них люди получают информацию о продаваемом товаре, о способах и приемах его эффективной продажи.
Чтобы стать дистрибьютором, нужно провести подготовительную работу. Сначала выбрать товар и производителя, потом провести переговоры, заключить временный договор и сделать заказ на пробную партию товара.
Большой контракт на первых порах никто с новичком, не имеющим репутации на рынке, заключать не станет. Придется соглашаться на испытательный срок. Он может быть коротким – 3 месяца, а может и растянуться на год. За это время дистрибьютор должен проявить себя наилучшим образом, это поможет в дальнейшей работе.
После окончания испытательного срока дистрибьютор получает официальный статус. К этому времени уже организована эффективная рекламная компания, обучена команда дилеров. Каналы сбыта тоже имеются. Их организуют дилеры, «подписывая под себя» новых членов. Таким образом, составляется торговая сеть и распространяется товар.
Дистрибьютор должен продумать способы стимулирования. Это привлечет новых дилеров и партнеров – людей, которые пользуются этими товарами. Одна часть партнеров просто покупает товары, посещает все мероприятия, но не создает свою сеть. Вторая часть – это очень активные люди, которые обычно называются «бизнес ориентированными партнерами компании». Они , наоборот, создают торговую сеть, быстро продвигаются по структуре. А ведь не секрет, что, только поднявшись на вершину пирамиды, можно заработать по-настоящему большие деньги.
Есть еще один вариант дистрибьюторской деятельности – это продажа по каталогам. Человек ищет клиента, предлагает товар по каталогу и имеет за эти услуги процент с продажи.
Кто-то разочаровывается в этом виде деятельности и терпит неудачу. Кому-то везет, и он не только зарабатывает, но и делает успешную карьеру, реализует свой творческий потенциал и становится настоящим дистрибьютором.