icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то такой ƒенис »ванович ‘онвизин?

  • 2108
  • 4

 то такой ƒенис »ванович ‘онвизин?

ћ
ћы говорим Ц Ђ‘онвизинї, подразумеваем Ц Ђћитрофанушкаї. ”вы, этот герой бессмертной комедии ЂЌедоросльї, убеждЄнный, что дверь Ц прилагательное, поскольку прилагаетс€ к кос€ку, актуален в нашей стране всегда (с той разницей, что его современные Ђбрать€ по разумуї не только учитьс€, но и женитьс€ не хот€т). ј разве не встречались нам Ђгоспожи ѕростаковыї в начальственном кресле, убеждЄнные, что крепостнойЕ простите, сотрудник не имеет права заболеть? ћежду тем, творчество ƒениса »вановича ‘онвизина (1745-1792) отнюдь не сводитс€ к ЂЌедорослюї.

ЌачнЄм с того, что изначально фамили€ этого человека писалась несколько иначе Ц фон ¬изенЕ да, по происхождению он немец, его предок-рыцарь был захвачен в плен во врем€ Ћивонской войны, после его прин€л православие.

ѕроисход€ из двор€нской семьи, ƒенис »ванович получил хорошее образование: гимназии при ћосковском университете, философкий факультетЕ позднее Ц в ѕетербурге Ц его, несомненно, обогатило общение с такими людьми как ћ.¬.Ћомоносов, ѕ.ј.—умароков.

ѕервым его литературным опытом стал перевод басен датского писател€ Ћ.√ольберга. ѕотом были другие переводы Ц в том числе ќвиди€ и ¬ольтера. Ќо начинающий литератор не ограничиваетс€ переводами Ц он пишет и оригинальные произведени€, главным образом Ц сатирической направленности. » заслуженный успех приходит: его комеди€ ЂЅригадирї пользуетс€ таким успехом, что автора приглашают в ѕетергоф, чтобы прочитать еЄ самой ≈катерине II! ћы знаем эту комедию меньше, чем ЂЌедоросл€ї Ц между тем, она ничуть не дальше современных российских реалийЕ стоит обратить внимание на геро€ Ц молодого двор€нина, который настолько убеждЄн, что Ђего тело родилось в –оссии, но душа всегда принадлежала французской коронеї, что откровенно не замечает, как сами же французы смеютс€ над нимЕ

¬прочем, не опуска€сь до низкопоклонства перед «ападом вообще и ‘ранцией в частности, ‘онвизин не отрицает, что наша страна могла бы чему-то у ‘ранции научитьс€. ѕосеща€ эту страну, он пишет письма друзь€м, в которых подробно анализирует то, что происходит и во ‘ранции, и в –оссии. Ќе идеализиру€ «апад, он отмечает, что торговл€ и промышленность там развиты хорошо Ц чего –оссии определЄнно недостаЄтЕ смелые мысли!

Ќе меньшей смелостью отличалс€ писатель и в плане литературного €зыка. Ќе будем забывать, что это была эпоха классицизма, когда искусство вообще и литература в частности существовали в рамках Ђтеории трЄх штилейї. ќдни жарны считались Ђвысокимиї (ода, трагеди€), другие Ц средними, третьи Ц низкими (комеди€, басн€), и это означало не только требовани€ к сюжету, но даже количественное соотношение разных слов (в частности, русских и церковнослав€нских). ‘онвизин же позвол€л себе пр€мо-таки вопиющее смешение стилей: ЂЌаморщились его и хар€, и челої.

ќсобой же остротой отличаютс€ в этом плане публицистические произведени€ ƒ.‘онвизина Ц Ђ–ассуждение о истребившейс€ в –оссии совсем вс€кой форме государственного правлени€ и от того о зыблемом состо€нии как империи, так и самых государейї, а также адресованное наследнику престола ѕавлу ѕетровичу Ц которому предсто€ло стать императором ѕавлом I Ц Ђ–ассуждение о непременных государственных законахї. јвтор бичует деспотический режим ≈катерины II, указывает, что даже монархи должны подчин€тьс€ основополагающим государственным законом Ц в противном же случае дело может кончитьс€ государственным переворотом, предупреждает писатель.

ј что же императрица и прочие государственные де€тели Ц слышали ли они это предостережени€? ќ да, слышалиЕ только воспринимали не совсем так Ц точнее, совсем не так Ц как хотелось бы автору: императрица запретила издавать собрание сочинений ‘онвизина.

Ќесмотр€ на такое отношение власти, ƒенис »ванович и в последние годы жизни Ц уже т€жЄло больной Ц не прекращает писать.

ѕисатель умер в 1792 г. и похоронен в јлександро-Ќевской лавре.


mas
ћарк Ѕлау

≈сть легенда о том, что протипом ћитрофанушки послужил јлександр ќленин, который до 18 лет был разгильд€ем.  огда он узнал себ€ в образе геро€ пьесы, то ему стало стыдно, он всерьез вз€лс€ за учебу и стал не только грамотным человеком, но и выдающимс€ российским государственным де€телем. —атира исправл€ет нравы:)

spe
Ћариса ѕопруга

"”мри, ƒенис, лучше не напишешь" )))
¬о втором абзаце: "по происхождению он немец, его предок-рыцарь был захвачен в плен вќ врем€ Ћивонской войны, после „его прин€л православие"

top
≈лена јсвойнова-“равина

Ѕоюсь, что прототипов могло быть больше... а сейчас некоторые нравы не исправл€ет уже никака€ сатира.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+