Истинным бичом нашего времени стал высокий темп жизни. Способствовало этому многое – в первую очередь технический прогресс, позволивший намного быстрее перемещаться даже на большие расстояния, да и многое другое делать быстрее – но так или иначе, оказалось, что высокие скорости несут не одни только блага, но и проблемы: человеческая нервная система не всегда в состоянии справиться с такой скоростью потока информации! Чтобы сохранить себя, современному человеку просто необходимо «снизить скорость»…
Об этом говорила американская журналистка Сара Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е», опубликованной в конце 1991 г. в газете «Вашингтон пост» – и именно там был впервые употреблён термин «дауншифтинг».
Пожалуй, каждый из нас, почувствовав себя «затёртым между колёсами цивилизации», хотя бы раз в жизни восклицал: «Эх, бросить бы всё это – и уехать в деревню, в тайгу, в глухое место подальше от людей, от города!» Так вот, дауншифтер – это тот, кто такое желание осуществил. Кого-то привёл к такому решению нервный срыв, депрессия или другие проблемы со здоровьем (как психическим, так или физическим), вызванные «карьерной гонкой», кого-то разочарование, потеря целей – ну, есть у меня квартира, машина, загородный дом, на отдых за границей денег хватает – к чему ещё стремится? Вторая машина? А зачем?...
Но очень часто причины глубже – дауншифтинг становится своего рода жизненной философией.
Основной философский постулат дауншифтинга – отказ от «чужих целей», навязанных обществом, от ценностей «общества потребления», от вечной «гонки» по карьерной лестнице, от жизни во имя наращивания капитала, от «денежного рабства»… Дауншифтинг – это не просто «замедление» темпа жизни, это ещё и «упрощение» – в полном соответствии с древним изречением: «Самые дорогие вещи стоят совсем недорого», возвращение к жизни в согласии с окружающей средой – и самим собой. Для этого даже не обязательно уходить «в деревню, в глушь» (хотя и это тоже делается) – в ряде случаев достаточно отказаться от высокой должности, уединившись в кругу семьи, занимаясь творчеством… Ещё вариант (весьма популярный среди отечественных дауншифтеров) – уехать в какую-нибудь «экзотическую» страну – в Индию, например.
И всё же было бы ошибкой считать такое явление исключительно приметой нашего времени – и в другиех эпохах мы можем найти примеры такой жизненной позиции: римский император Диоклетиан, оставивший трон и удалившийся в своё имение, где занялся выращиванием капусты; американский писатель XIX в. Генри Д.Торо, живший в хижине натуральным хозяйством (результатом этого стала книга Уолден, или «Жизнь в лесу», французский художник П.Гоген, бросивший работу в банке ради жизни на Таити и живописи.. есть пример «дауншифтинга» и в истории нашей культуры – жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. А один из самых известных литературных героев, которых можно назвать дауншифтерами – это… дядя Фёдор из «Простоквашино».
Так стоит ли так поступать? Хорошо это или плохо? Наверное, однозначно ответить на этот вопрос нельзя – каждый может решить это только для себя.