icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Люди, биографии

Кто такой Чарльз Льюис Тиффани?

  • 779
  • 5

Кто такой Чарльз Льюис Тиффани?

С
Соединенные Штаты Америки – удивительная страна. Сейчас она, кажется, живет уже в 22 столетии, обогнав по техническому производству и по изобретениям все страны мира. И не только обогнала весь мир, но стала своеобразным локомотивом, тянущем на прицепе всех, кто желает двигаться.

Это не низкопоклонство, а констатация факта. И удивление. Ведь в середине 19-го века Америка была не самой развитой страной даже в области техники. А уж в области культуры она была провинциальна и тиха. Можно ли было угнаться за Лондоном? Можно ли было быть шикарнее Парижа?

Чарльз Льюис Тиффани (1812 —1902) показал, что можно. Показал одним из первых. До сих пор его фамилия и магазины, меченные его фамилией, считаются образцами дорогого и изысканного вкуса. А все эти изменения произошли за время его жизни (правда, достаточно длинной). Ведь в начале современной роскоши был всего-навсего писчебумажный магазин.

Чарльз Льюис Тиффани родился в штате Коннектикут в обеспеченной семье. Один из его предков жил в Массачусетсе в конце 17 века. По американским масштабам, можно было бы сказать, что он родился в аристократической семье. К счастью, в Америке не принято хвастаться древностью фамилии. В конце концов, все мы произошли от Адама!

Чарльз начал зарабатывать деньги уже в 15 лет, и отец был не против того, что сын после уроков в школе работает в его бакалейной лавке. Практика – лучший учитель жизни. В 18 лет Тиффани-младший уже управлял отцовской мельницей. Когда Чарльзу исполнилось 25 лет, он занял у отца 1000 долларов и открыл небольшой магазин в Нью-Йорке. Компаньонами Чарльза были его школьный товарищ, Джон Б. Янг и его сестра Оливия. В будущем Чарльз женится на Оливии. Соответственно, магазин назывался «Tiffany & Young».

Кто-нибудь из романтичных читателей скривит нос: «Мелкобуржуазное мещанство!». Но такой герой, вероятно, никогда не стоял за прилавком, и у него никогда не было собственного дела. Маленького, но своего. Уже через два года магазин Тиффани и Янга работает вполне устойчиво. Всегда в продаже часы, столовые приборы, посуда и изделия из стекла. И да, ювелирные изделия тоже.

У магазина появилась своя клиентура. А продавцы постепенно узнавали, что нужно их покупателям. Оказывается, жители Нью-Йорка были уже достаточно богаты для того, чтобы с удовольствием покупать всякие модные и редкие штучки: аксессуары из Парижа, бронзовый антиквариат, статуэтки индийских божков (нет-нет, не подделки, настоящие, из Индии), китайский фарфор, японские веера и ширмы. Все это было признаком богатой и роскошной жизни. Тиффани и Янг подсуетились, давали прямые заказы морякам и капитанам. Те привозили заказанное из антикварных магазинов Европы, и друзья покупали все привезенное, едва корабль швартовался в Нью-Йорке или в Бостоне. В результате, в магазине «Тиффани и Янг» было то, чего не было у других продавцов.

1848-й год. Во Франции – очередная революция, свергнут король Луи-Филипп. Аристократия забеспокоилась, начала покидать страну. В эмиграции нужны деньги. Чтобы их получить, французский бомонд начал продавать драгоценности. В результате на рынке появилось много бриллиантов. Чарльз Тиффани знал американский рынок. Он был уверен, что на французские бриллианты в США найдутся покупатели. И рискнул... Большую часть своего капитала он потратил на покупку бриллиантов в Европе. В магазине Тиффани появились первые крупные и очень дорогие драгоценные камни. Появились, и были куплены. Риск Тиффани оправдался, прибыль была грандиозной.

Приросший капитал был тут же пущен в дело. Чарльз Льюис Тиффани начинает выпуск собственных украшений. В 1851 году открываются множество ювелирных мастерских. Нью-Йорк может стать не хуже Антверпена!

В 1853 году многолетний компаньон Тиффани выходит из дела, и фирма меняет название. Новое название компании – «Tiffany & Co.» Открывается центральный магазин на 5-й авеню, в самой дорогой части Нью-Йорка. Появляются филиалы «Тиффани» в Париже и в Лондоне.

Кстати о Лондоне. Чарльз Тиффани собирается продавать британским джентльменам и их супругам столовое серебро и серебряные украшения. Стандартом среди ювелиров, работающих с серебром, является английское стерлинговое серебро, сплав из которого в средневековой Англии печатали монеты. Стерлинг-серебро состоит из 92.5 процентов серебра, и 7.5 процентов лигатуры, чаще всего, меди. Тиффани ввез в Лондон стерлинг-серебро собственного производства, и завоевал британский рынок. Стерлинговое серебро производства Ч.Тиффани стало де-факто американским стандартом ювелирного серебра.

В 1861 году президент Линкольн заказал у Тиффани подарок для своей жены – прекрасное жемчужное ожерелье производства американских ювелиров.

К середине 1860-х годов, по окончании Гражданской войны (в ходе которой Чарльз Тиффани поддерживал северян) компания «Тиффани» стала главным американским производителем украшений из серебра. Фирма не отказалась от экспансии в Европу. Парижский и Лондонский филиалы конкурировали с лучшими европейскими ювелирами. Это была, как говорят болельщики на ипподромах, гонка «нос к носу». На Всемирной выставке, которая состоялась в Париже в 1867 году американские ювелиры впервые достигли успеха «на чужом поле». Компания «Тиффани» получила главный приз за представленные на выставке украшения из серебра. Это было мировое достижение.

Теперь уже и «Тиффани» диктовала мировую моду. До «Тиффани» никто не осмеливался выпускать на мировой рынок для самых элитных покупателей ювелирных изделий драгоценные камни ранга ниже сапфиров, изумрудов и рубинов. Торговый дом «Тиффани» расширил гамму драгоценных камней «высшего класса». Турмалины и аквамарины в серебряном одеянии смотрелись не хуже аристократических предшественников. А в 1877 году Чарльз Тиффани купил найденный в Южной Африке большой желтый алмаз. Камень был куплен за сравнительно низкую цену, потому что считался плохо подходящим для огранки. И к тому же – необычный желтый цвет. Этот камень повторил судьбу «Давида» Микеланджело. Знаменитая статуя, как известно, была вырублена из куска мрамора, который другие скульпторы считали ни на что не годным.

Ювелиры «Тиффани» огранили камень невиданной до того времени огранкой. У бриллианта «Тиффани» было 82 грани. Камень , потеряв в весе почти половину, заиграл солнечным желтоватым светом так, что ни у кого не было сомнений: это шедевр!

Мировая известность к ювелирному дому «Тиффани» пришла в 1878 году, и снова на Всемирной выставке в Париже. Сам Чарльз Тиффани становится кавалером французского Ордена Почётного легиона. «Tiffany & Co.» поставляет драгоценности королям Европы, турецкому султану, шаху Ирана и российскому императорскому дому.

Став богатым и знаменитым, Чарльз Тиффани покровительствовал наукам и искусствам. В конечном счете, это тоже привело к тому, что Нью-Йорк медленно, но верно превратился в «столицу мира». Во многом под покровительством Чарльза Тиффани расцвел Метрополитен-музей, а Бродвей стал театральной улицей. И, кстати, создание театральных электрических прожекторов Томасом Эдисоном финансировал торговый дом «Тиффани».

Нам, людям, не отоваривающимся постоянно в ювелирных магазинах, имя фирмы «Тиффани» знакомо по роману американского писателя Трумэна Капоте «Завтрак у «Тиффани»», а еще более – по знаменитому фильму с участием Одри Хепбёрн. Даже те, кто прочел роман, затрудняются объяснить, при чем тут завтрак, если «Тиффани» – крупнейший ювелирный магазин на самой дорогой улице Нью-Йорка, в котором никогда не было никаких кафе. Героиня романа, девушка недалекая, но трогательная, хотя и малость «сдвинутая» в поисках сладкой жизни об этом не знает и затаскивает своего друга, от имени которого ведется рассказ, в «Тиффани» позавтракать среди роскоши. Кафе в «Тиффани» нет, но уйти просто так приятелю кажется невежливым. Самое дешевое, что можно себе позволить у «Тиффани» – сделать за 10 долларов гравировку на кольце. Эта гравировка потом «сработает».

В фильме режиссер трактует завтрак несколько иначе, как то позволяет кинематограф. Героиня Одри Хепбёрн возвращается с какой-то «великосветской» вечеринки по роскошной 5-й авеню, еще пустой в утренний час. Хочется есть! И девица жует дешевый бублик у витрины дорогого ювелирного магазина.

pro
Тамара Меркулова

Фирменный цвет "Tiffani" - бирюзовый. Он даже так и называется "Tiffany Blue". В первый раз его использовали для первого каталога компании, изданного в 1845 году. Этот цвет компания использует в рекламе, в него окрашены коробки и сумки для товаров. И да, цвет защищен копирайтом.

На рисунке - мечта каждой девушки, обручальное серебряное кольцо от "Тиффани". На фирменном фоне.

top
Halida Rojkova

Красиво, дорого, престижно и ... не по карману (

spe
Владислав Черных

Читал давно где-то, что ювелиры фирмы целый год не брались за инструмент, все ломали голову, как огранить тот алмаз. Но в итоге получилось...

pro
Семен Цыгановский

Самое дешевое, что можно сейчас купить у "Тиффани" в Нью-Йорке - бокал для белого вина за 25 долларов. Позавтракать у Тиффани по-прежнему нельзя, а вот напротив, в Trump Tower (эту башню тот самый Трамп строил, что сейчас в президенты идет) кафе работают с 7 утра. Но дешевле все же будет бублик поесть перед витриной :)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+