К ним можно и должно было относиться с презрением. Кто-то из них был с самого начала беден, и тогда жизнь складывалась трудно. К тому же они постоянно должны доказывать, что они лучше, умнее и честнее так называемых законных детей. Кому -то повезло: отец щедро поделился с ним своим богатством, но и в этом случае незаконнорожденность становилась преградой для женитьбы или удачной карьеры. Клеймо незаконного появления на свет – это печать отверженности.
И так было всегда. В Спарте детей, рожденных от илотов во время Мессенских войн, называли парфениями. Они никогда не поднимались до высот власти, их гражданские права были сильно сокращены. Бедность и жалкое, бесправное существование – вот на что был обречен незаконнорожденный спартанский ребенок.
Более лояльными были правила, принятые в отношении бастардов – чунъин - в Корее. И касались они только дворянских детей, рожденных от наложниц. Дворянское происхождение давало им кое-то права, и они занимали в обществе положение выше крестьян и торговцев, но значительно ниже дворян. Известны случаи, когда Бастарды, доведенные до отчаяния, кончали жизнь самоубийством, не желая терпеть унижение.
В России тоже не жаловали деток, родившихся вне брака или раньше отведенных для беременности 9 месяцев. Безбатешный – нет у дитяти батьки, а попросту байстрюк. Мать и отец Афанасия Фета согрешили до свадьбы, и, хотя дитя родилось, когда они были уже повенчаны, священник отказался признать законность его появления на свет. Вердикт: не родятся детки через пять месяцев! Фамилию отца и все положенные ему права Фет получил только в 52 года и то после долгих хождений по инстанциям и постоянных хлопот по доказыванию своей лояльности власти.
Можно было бы отнестись к этому, как к курьезу, но в России до 1902 года все незаконнорожденные не имели права наследования. То есть ребенок официально лишался материальной помощи. Разумеется, срабатывали смекалка и давняя пословица «Закон что дышло: куда повернул – туда и вышло».
Весьма показательна в этом смысле история великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. В имении его отца Афанасия Бунина появилась новая няня – пленная турчанка Сальха. Она была диковинно красива: длинные черные косы, огромные карие глаза, на смуглых щеках – родинка. А еще быстрый взгляд, сулящий неведомые до ныне наслаждения. Не устоял перед искушением Бунин! Но и дитя свое не оставил. Выдал турчанку замуж, то есть дал ребенку фамилию и придал законность его рождению. Образованием и средствами тоже не обделил и всю жизнь поддерживал.
Почти так же сложилась судьба и Ореста Кипренского, незаконнорожденного сына помещика Дьяконова и крепостной девушки. На гербах родовитых дворян обязательно должна была присутствовать левая перевязь – вечный укор бастарду!
Положение изменилось только в 1902 году после принятия нового указа. Отныне бастарды могли наследовать состояние матери, а отец мог помогать ребенку. Если хотел. И вот это ЕСЛИ давало лазейку родителю и создало проблемы не одному ребенку.
Сегодня, к счастью, общество не делит детишек на законно или незаконнорожденных. И все, без исключения, пользуются одинаковыми правами. Однако нет-нет да прозвучат иной раз слова «выродок» и «ублюдок», напоминая о веках презрительного отношения к незаконнорожденным детям.
В лексике есть несколько омонимов. Так бастардом называют любое животное, появившееся на свет в результате межвидового скрещивания. А еще бастард или бастарда – это полуторный меч, а также разновидность большой галеры, у которой широкий корпус и круглая корма.