Слово «антропология» переводится с греческого языка как наука о человеке». Человек является предметом изучения многих наук – это и анатомия, и физиология, и социология, и психология, и история – и это еще далеко не полный перечень. Антропология одновременно и шире, и уже всех этих наук вместе взятых или каждой из них в отдельности. Дело в том, что каждая из упомянутых научных дисциплин рассматривает определенный аспект человеческого бытия, антропология же претендует на некоторую целостность.
Одним из первых целостное описание человека попытался дать немецкий ученый К.Ф.Бурдах. Его книга, изданная в 1837 г., называлась «Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с разных сторон». Первые две главы посвящены строению человеческого тела, третья – психике и ее проявлениям в искусстве, науке и религии, четвертая – развитию человека от внутриутробной жизни и рождения до старости и смерти, пятая – различным расам, их расселению и первобытной истории. В заключении автор говорит о будущем человечества, которое представляется ученому счастливым – благодаря улучшению человеческой природы посредством просвещения и религии.
Вот по этому пути, намеченному К.Ф.Бурдахом, и шло развитие антропологии. В XIX веке наука о человеке тесно соприкасалось с вопросом о происхождении видов, точнее, с частным его случаем – происхождением человека. Не меньший интерес вызывало положение нашего вида среди других живых существ. Знаковым событием стало создание Антропологического общества в Париже. Ценный вклад в развитие антропологии внес исследователь П.Брока, принесший в эту науку метрический метод – измерение частей человеческого тела и сопоставление таких данных по разным расам. Впоследствии антропометрия разделилась на сосбтвенно антропометрию (измерение живых людей), краниометрию (измерение черепов) и остеометрию (измерение других костей).
Что же представляет собой антропология в наше время?
Она подразделяется на несколько направлений, каждое из которых тоже не представляет единого целого. Одно из них – физическая антропология, с изучающая биологические видовые черты человека, сопоставляющая его с другими близкими видами. Важное место в физической антропологии занимает изучение эволюции человека, и тут не обойтись без исследования ископаемых останков – этим занимаются палеоантропологии (именно о них чаще всего вспоминают при упоминании об антропологии). Другая прикладная отрасль – судебная антропология. При расследовании преступлений и несчастных случаев у судебного антрополога немало работы: определить, какого пола, возраста и роста был потерпевший, как он умер, восстановить его внешний облик для опознания – это все нелегко сделать, если от человека остались только обгоревшие или полуистлевшие кости. Официально судебный антрополог не устанавливает причину смерти (это делает патологоанатом), но эксперты обязательно учитывают результаты его работы.
Если физическая антропология изучает человека в большей степени как животное, то социально-культурная антропология сосредотачивается на собственно человеческих проявлениях – поведении, деятельности и иее результатах, каковыми являются культурнее объекты, начиная с самых примитивных орудий труда.
Наконец, существует философская антропология – раздел философии, рассматривающий сущность человека, его существование как особую форму бытия. Учение о человеке, его месте в мироздании в той или иной форме присутствует трудах любого философа, начиная с самых древних, так что философскую антропологию можно считать самой древней.
Особняком стоит религиозная антропология – направление в богословии, раскрывающий взгляд той или иной религии на человека, его взаимоотношения с Богом и место в мире.