icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то такой јндрей –ублев?

  • 744
  • 3

 то такой јндрей –ублев?

 
 онец XIV Ц начало XV века. Ёто врем€ вошло в историю как начало эпохи ¬озрождени€. ¬рем€ величайших Ђтитанов –енессансаї Ц –афаэл€, Ћеонардо, ћикеланджело Ц еще впереди, но уже жил и творил ƒжотто, уже написана ЂЅожественна€ комеди€їЕ ќб эпохе ¬озрождени€ обычно говор€т применительно к «ападной ≈вропе, прежде всего Ц к »талии, а что же происходило в это врем€ на –уси? ѕредставьте себе Ц то же самое!

ƒа, некоторые культурологи считают, что така€ параллель между «ападом и –усью вполне возможно Ц только наше ¬озрождение было другим. «ападный –енессанс, берущий начало в »талии, ориентировалс€ на –им, –усь Ц на ¬изантию, котора€ хоть и была Ђнаследницей –имаї, но располагалась все-таки на территории √реции и впитала многое от Ёллады Ц от различи€ между этими двум€ Ђмирамиї античности и происходит различие между культурными процессами «апада и –уси. –им был ориентирован в большей степени на внешнее действие, √реци€ Ц на внутреннюю жизнь (не случайно –им оставил нам право, а √реци€ Ц философию).  ультурный подъем на –уси, соответствующий эпохе ¬озрождени€, не был отмечен Ц в отличие от «апада Ц обмирщением искусства, отходом от религиозных ценностей, духовные искани€ этой эпохи находились во многом в русле веры. » одним из де€телей этой эпохи и был јндрей –ублев.

ћы мало знаем о жизни этого великого художника, иконописца Ц даже дата его рождени€ (1370) установлена весьма приблизительно. “очно неизвестна ни место рождени€ (то ли ¬еликий Ќовгород, то ли московское кн€жество), ни даже им€ полученное при крещении (единственное, что можно предполагать Ц оно начиналось на Ђјї, ведь по традциии при пострижении в монахи давали им€, начинающеес€ на ту же букву, что и мирское). Ќекоторый свет на его происхождение может пролить фамили€, котора€ происходит не от слова Ђрубльї, а от слова Ђрубельї Ц название инструмента дл€ обработки кожи, это может говорить о том, что отец или более далекий предок художника был кожевником.

¬первые художник попадает в поле зрени€ историков в 1405 году Ц согласно летописному свидетельству, он в это врем€ принимал участие в росписи Ѕлаговещенского собора, расположенного в ћосковском  ремле. Ќа тот момент он уже был монахом и, видимо, успел про€вить себ€ как художник: работа была очень ответственна€, и выполн€ли ее такие известные живописцы, как ‘еофан √рек и ѕрохор-старец.   сожалению, сегодн€ уже нельз€ увидеть те фрески Ц позднее собор был перестроен, но сохранен иконостас, и стиль некоторых икон позвол€ет предполагать, что писал ее именно –ублев. ќсобенно сильное впечатление производит икона Ђѕреображение √осподнеї. «десь четко видно разделение ¬селенной на два мира Ц небесный и земной, это даже графически подчеркиваетс€ несколькими деревь€ми, расположенными на линии, как бы отдел€ющей упавших в ужасе апостолов от —пасител€ и пророков на горе, чьи фигуры исполнены движени€.

—ледующа€ значительна€ работа художника Ц роспись ”спенского собора во ¬ладимире в 1408 г., на этот раз ј.–ублев работал вместе с другим знаменитым иконописцем Ц ƒаниилом „ерным. ѕринадлежность икон конкретному художнику оп€ть же определ€етс€ по стилю Ц и –ублеву определенно принадлежат образы Ѕогоматери, »оанна Ѕогослова, апостола јндре€, в также изображение »исуса ’риста в центре.   сожалению, оно сохранилось не лучшим образом, позднее его подправл€ли Ц и не вполне удачно, но даже в таком виде заметна и €ркость красок, и исполненное жизни, играющее бликами лицо. “ворческа€ индивидуальность иконописца в полной мере про€вилась в образе Ѕогоматери: здесь нет страдани€, которое подчеркивалось в византийской иконописной традиции Ц перед нами юна€ женщина, у которой все испытани€ еще впереди.

  счастью, в ”спенском соборе сохранились не только иконы, но и фрески. ѕожалуй, сама€ выразительна€ из них Ц Ђ—трашный судї. —паситель изображен здесь как грозный —удь€ Ц гневно сдвинутые брови, рука, вскинута€ в решительном жесте. »скр€ща€с€ бликами одежда €вл€ет собой то си€ние Ѕожественной —лавы, котора€, кажетс€, сейчас сожжет любого, кто дерзнет приблизитьс€.

ћы уже говорили о близости культурных процессов на –уси в описываемую эпоху к западному –енессансу.  ак известно, одной из характерных черт ¬озрождени€ было пристальное внимание к человеку, к личности Ц так вот, это €вление мы в полной мере можем наблюдать на фресках ”спенского собора. «десь нет ни одной Ђбезликойї фигуры Ц у каждого персонажа раскрыт характер: апостол ѕетр Ц импульсивный и простодушный, Ћука Ц гордый, ѕавел Ц внимательный и добрый. ѕередаютс€ даже возрастные особенности персонажей: на одной из фресок ангел уводит в пустыню малолетнего »оанна ѕредтечу Ц видно, как ребенок изо всех сил пытаетс€ не отстать от спокойно и уверенно ступающего ангела (может быть, так чувствует себ€ человек, пытающийс€ следовать по пути, указанному Ѕогом?).

ќстаетс€ только пожалеть, что уцелели не все фрески Ц равно как и иконы «венигордского чина, написанного ориентировочно в начале XV века. ”целели три из них: Ђ—пасї, Ђјрханегл ћихаилї и Ђјпостол ѕавелї 9сейчас их можно увидеть в “реть€ковской галерее).  огда смотришь на эти иконы, приходит на ум одно слово Ц Ђчеловеческоеї. «десь нет преувеличенной торжественности, котора€ могла бы подавить мол€щегос€, напомнить о его собственной ничтожности Ц м€гкие тона создают образ спокойной, а главное Ц доброй мудрости, к таким св€тым хочетс€ обратитьс€. ќсобенно выразителен Ђ—пасї: здесь »исус ’ристос предстает не грозным ¬седержителем, а подлинным Ѕогочеловеком Ц Ѕогом, ставшим человеком. ќсобую близость с ним мол€щиес€ могли бы ощутить еще и потому, что черты лица близки слав€нскому типу. ƒоброжелательное, светлое настроение образа подчеркивает золотиста€ цветова€ гаммаЕ ќдного из советских космонавтов спросили, видел ли он, будучи в космосе, что-то похожее на Ѕога.  осмонавт ответил, что Ѕога он не видел Ц но все то, что он видел в космосе, по цветовой гамме напоминало рублевского Ђ—пасаї.

¬ 20-х гг XV в. јндрей –ублев продолжает сотрудничество с ƒаниилом „ерным Ц теперь они вместе работают в “роице-—ергиевой лавре.   сожалению, врем€ не пощадило тех росписей, но сохранилс€ созданный в те годы величайший шедевр ј.–ублева Ц Ђ—в€та€ “роицаї. »конописец обращаетс€ к традиционному сюжету Ц €влению Ѕога јврааму и —арре в образе трех ангелов (один из эпизодов —в€щенного писани€, на котом основываетс€ иде€ —в€той “роицы).  омпозиц€ иконы сильна своей лаконичностью (ничего лишнего Ц ни јвраама и —арры р€дом, но Ђнатюрмортаї на столе) и гармоничностью: фигуры ангелов как бы образуют замкнутый круг. ¬ этот круг Ђбесконечной ¬селеннойї органично вписываютс€ фигуры на заднем плане: дом за спиной одного из ангелов (Ѕог-ќтец, сотворивший всеобщий ƒом), дерево за спиной у другого (Ѕог-—ын Ц вечное –ождение от ќтца) и гора (Ѕог-ƒух —в€той Ц ”тешитель, посланный человечеству дл€ духовного восхождени€). ÷ентр композиции Ц чаша с головой тельца. ÷ентральное положение выводит ее за рамки Ђбытовой деталиї (телец, заколотый јвраамом дл€ гостей): это жертвенна€ чаша Ц та сама€ Ђчаша страдани€ї, которую предстоит испить Ѕогу на «емле (в Ђдомеї людей): все основываетс€ на жертвенной любви, она Ц тот центр, вокруг которого вращаетс€ мир.

ѕоследней работой художника стала роспись —пасского собора в јндрониковом монастыре в ћоскве весной 1428 года. ¬ этом же монастыре иконописец скончалс€ Ц возможно, от Ђморового поветри€ї (чумы) Ц и был похоронен. ƒата смерти художника точно не установлена Ц называютс€ по крайней мере два возможные даты: 1428 и 1430 гг.

¬ 1988 году –усска€ православна€ церковь канонизировала великого иконописца. ƒень пам€ти св€того Ц 17 июл€ (4 по старому стилю), в день его смерти, а также 19 (6) июл€ Ц в соборе –адонежских св€тых, и 8 сент€бр€ (26 августа Ц в соборе ћосковских св€тых.


spe
ёли€ ƒворникова

—тать€ вполне может стать прекрасным предисловием к фильму “арковского "јндрей –ублЄв" (1966г)
“ак рассказать о м€тущейс€ душе јндре€ –ублева мог, наверное, только такой ћастер, как јндрей “арковский!

mas
≈вгений Ѕагдерин

ј так сыграть роль јндре€ мог только ј.ј. —олоницын - замечательный актер! я в “реть€ковке видел работы –ублева. Ќе скажу что в восторге. ∆ивописи мало , впечатл€ет возраст.

mas
ћарк Ѕлау

ќчень хороша€ стать€! ѕро јндре€ –ублева известно мало. ƒаже удивительно, что известно хоть что-нибудь.
ёг

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+