icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћистика, непознанное

 то такой јллах?

  • 2762
  • 4

 то такой јллах?

»
»зраильские экскурсоводы пересказывают как анекдот слова одной дамы, вышедшей из синагоги:

- Ѕедненько тут у вас. Ќи образка тебе, ни иконки...

ёмор этого высказывани€ в том, что в синагоге и не может быть никаких изображений людей или животных, чтобы молитва ¬севышнему ничем не напоминала служение идолам.

“о же самое и в мечет€х. ќни, в лучшем случае, декорированы орнаментом или узорами из арабских букв, складывающимис€ в слова Ђћухаммадї и Ђјллахї. ќ том, что такое мечеть, можно прочесть в статье Ђ„то такое мечеть?ї, опубликованной 14.12.2011.

¬ мечет€х нельз€ встретить изображений человека или животных. ѕоэтому в —тамбуле, в отличие от европейских городов, нет никакого смысла ходить по городским мечет€м в поисках выдающихс€ художественных сокровищ. „тобы пон€ть устройство мечети, достаточно посетить одну, например, —ултанахмет. “ем более, что напротив находитс€ јй€-—офи€, знаменитый христианский собор  онстантинопол€, который турки после завоевани€ города превратили в мечеть.  стати, благодар€ этому уцелели роскошные мозаики собора —в€той —офии. ћусульмане всего-навсего замазали мозаичные картины известкой. ¬ отличие от христиан, которые посбивали многие мозаики, когда в ¬изантии был период борьбы с иконами, как с Ђродимым п€тномї €зычества. Ќо потом иконы и статуи все же смогли Ђвписатьї в католичество и в православие.

»слам же и иудаизм к многобожеству относ€тс€ в высшей степени нетерпимо. — точки зрени€ ислама потакание €зычникам оскорбл€ет јллаха и €вл€етс€ страшным грехом. ѕоэтому, кстати, принципиально невозможно замирение между мусульманским ѕакистаном и »ндией, в которой распространено совершенно €зыческое многобожие - индуизм.

Ђјллахї Ц это не личное им€, а пон€тие, которое означает Ѕога, “ворца всего сущего и √осподина всего им созданного. —лово Ђаллахї происходит от слова Ђаль-иллахї, что по-арабски означает ЂЅогї. ¬ других семитских €зыках есть похожие слова с тем же значением. ¬ иврите это ЂЁлоимї, в арамейском ЂЁллахї, а в очень древнем и ныне мертвом аккадском €зыке Ц ЂЁльї. ’арактерно, что аккадский Ёль изображалс€ как милосердный и добрый старец, отличавшийс€ бездействием и пассивностью.

јллах Ц это очень высока€ абстракци€. јллах нематериален. ≈го невозможно увидеть. јллах вечен, он не имеет ни начала, ни конца. јллах воспринимаетс€ человеческими чувствами очень ограниченно. јллах непостижим. јллаха и его де€ни€ восприн€ть полностью и до конца разумом также невозможно, как и чувствами. ¬прочем, некоторые качества јллаха можно приблизительно описать. ћусульманские богословы насчитали 14 атрибутов јллаха, которые в определенной степени доступны человеческому разуму. —реди них: всемогущество, вол€, всезнание, жизнесущность, всевидение и всеслышание.

јллах может обращатьс€ к человеку посредством речи, котора€ €вл€етс€ одним из его атрибутов. –ечи јллаха воспринимают пророки. »слам почитает всех пророков, перечисленных в ¬етхом завете: јдама, Ќо€, јвраама, ћоисе€, ƒавида и —оломона, а также основател€ христианства, »исуса. —частливейшим среди мусульман считаетс€ пророк ћухаммад, к которому јллах раскрылс€ полнее всех. ћухаммад считаетс€ главным и последним из пророков.

 роме того, качества јллаха отражаютс€ в 99 именах, которыми его называют в жизни и в молитвах. »мена јллаха Ц это его свойства, которые доступны человеческому сознанию: ар-–ахман (Ђмилостивыйї), ар-–ахим (Ђмилосердныйї), аль-ћалик (Ђцарьї).

ћногократное повторение имен јллаха считаетс€ желательным и, говор€ современным €зыком, креативным. “о есть, благодар€ такому повторению ум человека обостр€етс€ и может рождать новые, оригинальные идеи. ѕрактика распевани€ имен јллаха свойственна членам суфийских орденов. ¬ них молитва Ђвазифаї, многократно повтор€юща€ имена јллаха, совершаетс€ индивидуально и коллективно. ƒл€ облегчени€ счета имен јллаха во врем€ такой молитвы мусульмане используют четки из 99 или из 33 бусин. ѕоэтому четки символизируют своего хоз€ина, как человека благоверного и преданного јллаху.


deb
јлексей Ўахлай

ћарк, стать€ вполне неплоха€! “ема сложна€, так как сложно отвечать на вопрос " то?" об абстрактом пон€тии, коим €вл€етс€ јллах.

mas
ћарк Ѕлау

ƒа, это еще вопрос €вл€етс€ ли одушевленным тот, кто дает душу.

mas
ћарк Ѕлау

ќдин мой при€тель-физик, прочт€ эту статью, сказал, что все, что говоритс€ здесь об јллахе, вполне применимо к квантовой механике.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+