icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Мистика, непознанное

Кто такой Аллах?

  • 3297
  • 4

Кто такой Аллах?

И
Израильские экскурсоводы пересказывают как анекдот слова одной дамы, вышедшей из синагоги:

- Бедненько тут у вас. Ни образка тебе, ни иконки...

Юмор этого высказывания в том, что в синагоге и не может быть никаких изображений людей или животных, чтобы молитва Всевышнему ничем не напоминала служение идолам.

То же самое и в мечетях. Они, в лучшем случае, декорированы орнаментом или узорами из арабских букв, складывающимися в слова «Мухаммад» и «Аллах». О том, что такое мечеть, можно прочесть в статье «Что такое мечеть?», опубликованной 14.12.2011.

В мечетях нельзя встретить изображений человека или животных. Поэтому в Стамбуле, в отличие от европейских городов, нет никакого смысла ходить по городским мечетям в поисках выдающихся художественных сокровищ. Чтобы понять устройство мечети, достаточно посетить одну, например, Султанахмет. Тем более, что напротив находится Айя-София, знаменитый христианский собор Константинополя, который турки после завоевания города превратили в мечеть. Кстати, благодаря этому уцелели роскошные мозаики собора Святой Софии. Мусульмане всего-навсего замазали мозаичные картины известкой. В отличие от христиан, которые посбивали многие мозаики, когда в Византии был период борьбы с иконами, как с «родимым пятном» язычества. Но потом иконы и статуи все же смогли «вписать» в католичество и в православие.

Ислам же и иудаизм к многобожеству относятся в высшей степени нетерпимо. С точки зрения ислама потакание язычникам оскорбляет Аллаха и является страшным грехом. Поэтому, кстати, принципиально невозможно замирение между мусульманским Пакистаном и Индией, в которой распространено совершенно языческое многобожие - индуизм.

«Аллах» – это не личное имя, а понятие, которое означает Бога, Творца всего сущего и Господина всего им созданного. Слово «аллах» происходит от слова «аль-иллах», что по-арабски означает «Бог». В других семитских языках есть похожие слова с тем же значением. В иврите это «Элоим», в арамейском «Эллах», а в очень древнем и ныне мертвом аккадском языке – «Эль». Характерно, что аккадский Эль изображался как милосердный и добрый старец, отличавшийся бездействием и пассивностью.

Аллах – это очень высокая абстракция. Аллах нематериален. Его невозможно увидеть. Аллах вечен, он не имеет ни начала, ни конца. Аллах воспринимается человеческими чувствами очень ограниченно. Аллах непостижим. Аллаха и его деяния воспринять полностью и до конца разумом также невозможно, как и чувствами. Впрочем, некоторые качества Аллаха можно приблизительно описать. Мусульманские богословы насчитали 14 атрибутов Аллаха, которые в определенной степени доступны человеческому разуму. Среди них: всемогущество, воля, всезнание, жизнесущность, всевидение и всеслышание.

Аллах может обращаться к человеку посредством речи, которая является одним из его атрибутов. Речи Аллаха воспринимают пророки. Ислам почитает всех пророков, перечисленных в Ветхом завете: Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Давида и Соломона, а также основателя христианства, Иисуса. Счастливейшим среди мусульман считается пророк Мухаммад, к которому Аллах раскрылся полнее всех. Мухаммад считается главным и последним из пророков.

Кроме того, качества Аллаха отражаются в 99 именах, которыми его называют в жизни и в молитвах. Имена Аллаха – это его свойства, которые доступны человеческому сознанию: ар-Рахман («милостивый»), ар-Рахим («милосердный»), аль-Малик («царь»).

Многократное повторение имен Аллаха считается желательным и, говоря современным языком, креативным. То есть, благодаря такому повторению ум человека обостряется и может рождать новые, оригинальные идеи. Практика распевания имен Аллаха свойственна членам суфийских орденов. В них молитва «вазифа», многократно повторяющая имена Аллаха, совершается индивидуально и коллективно. Для облегчения счета имен Аллаха во время такой молитвы мусульмане используют четки из 99 или из 33 бусин. Поэтому четки символизируют своего хозяина, как человека благоверного и преданного Аллаху.

deb
Алексей Шахлай

Марк, статья вполне неплохая! Тема сложная, так как сложно отвечать на вопрос "Кто?" об абстрактом понятии, коим является Аллах.

mas
Марк Блау

Да, это еще вопрос является ли одушевленным тот, кто дает душу.

mas
Марк Блау

Один мой приятель-физик, прочтя эту статью, сказал, что все, что говорится здесь об Аллахе, вполне применимо к квантовой механике.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+