icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Люди, биографии

Кто такой Афанасий Никитин?

  • 2488
  • 1

Кто такой Афанасий Никитин?

И
Имя Афанасия Никитина известно всем нам с детства: знаменитый тверской купец и путешественник, живший в XV в., побывавший в Индии за 30 лет до того, как берегов этой страны достигли каравеллы Васко да Гамы. «В то время как Васко да Гама единственный мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегах Малабара», – восхищается Н.Карамзин. Строго говоря, купечествовали там многие, но именно Афанасий Никитин оставил описание своего путешествия, известное под названием «Хождение за три моря»… опять же – описания путешествий тоже были у наших соотечественников, но, как правило, это были рассказы о паломничествах, а не описания коммерческих поездок – в этом Афанасий Никитин действительно был первым.

Но всё ли мы знаем об этом человеке? Начнём с того, что Никитин – это не фамилия, в источниках он упоминается как «Афанасий Микитин сын», т.е. это отчества, а фамилии то ли попросту не полагалось, поскольку высокородным не был, то ли она неизвестна… причём второе представляется более вероятным.

Путешествие Никитина из Твери начинается в 1466 г. Что это была за эпоха? Это было время, когда Москва и Тверь ещё соперничали за первенство, но поражение Твери становилось всё более очевидным. Складывалась двойственная ситуация: с одной стороны – почти дружеские отношения между Москвой и Тверью, с другой – в Твери ещё кое-кто не оставлял надежд…

Тем временем не так уж много остаётся до противостояния на Угре, которое завершит татарское иго…

И вот в такое время купец Афанасий Никитин вместе с тверским послом, имея при себе охранные грамоты от твеского князя и епископа, отправляется к ширваншаху – правителю Азербайджана. Он берёт какие-то товары, но – как ни странно – не упоминает, какие именно (а ведь для купца это должно было быть в центре внимания). Движутся они по Волге: Углич, Кострома, Нижний Новгород, нигде не встречая препятствий, находясь в прекрасных отношениях с местными властями. Далее – Казань, Орда, Услан, Сарай, Берекезан… Далее удача отворачивается от путников: под Астраханью они были ограблены бандитами, в результате чего Никитин лишился всего своего добра, а на выходе в Каспийское море сели на мель и были захвачены местными жителями. Ограбленным купцам удалось добраться до ширваншаха. После долгой тяжбы удаётся добиться освобождения пленников, но не получения компенсации. Купцы, лишившиеся всего, расходятся кто куда: кто-то возвращается на Русь, кто-то остаётся… Но не Афанасий!

Лишившийся всех товаров и даже пожитков, он – тем не менее – следует в Дербент, Баку, оттуда за море – и в 1468 г. оказывается в Персии… причём в путевых заметках не сказано, где он был и чем занимался целый год.

В перси он проводит год, описывая это время кратко и как-то невыразительно, а затем… меняет имя. Теперь он зовётся Ходжа Юсуф Хорасани – и он отправляется в Индию, потратив на переезд сто рулей (внушительная по тем временам сумма), и у него есть породистый жеребец, стоящий целое состояние… видимо, у него были богатые ивлиятельные покровители!

Немало рассуждает Никитин о вере, посте, молитвах… и приходит к неожиданному для того времени выводу: всякая искренняя вера в единого Бога хороша. Он также признаётся, что из-за утраты книг не могут вычислять дни христианских праздников и постов, но всё-таки соблюдает пост – мусульманский, поскольку не может определить сроки христианского… Тем не менее, всем попыткам склонить его «к басурманской вере» он сопротивляется… Примечательно, что в размышлениях на религиозные темы появляются многочисленные вставки на персидском языке, но русскими буквами – как будто автор пытается «закрыть», засекретить эти страницы.

В Индии он провёл четыре года, посещал рудники и копи, где добывают драгоценные камни, и… делает вывод: «Меня обманули псы-басурманы: они говорили про множество товаров, но оказалось, что нет ничего для нашей земли». И для этого потребовалось четыре года?

О дальнейшей судьбе Никитина упоминается в летописи: вернувшись, он в нескольких днях пути от родного города – «до Смоленска не дошед» – умер… как это случилось, от чего умер – не сообщается. Зато сказано, что его записки были доставлены «Мамыреву Василию, дьяку великого князя, в Москву». Этот самый Мамырев являлся чем-то вроде «главного чекиста» в Москве…

Учитывая весьма странные для купца обстоятельства путешествия Афанасия Никитина, некоторые историки выдвигают следующую гипотезу: купец – это «прикрытие», в действительности он был тайным агентом тверского князя, в задачу которого входило найти поддержку для Твери в соперничестве с Москвой… впрочем, пока это только гипотеза, считать которую доказанной нельзя.

mas
Марк Блау

В третьем абзаце снизу следует исправить "В перси" на "В Персии", и "сто рулей" на "сто рублей".

Так, оказывается, настоящая фамилия Афанасия Никитина - Штирлиц! :) Впрочем, купцы всегда шпионствовали помаленьку. Работа такая. Как писал И.Бродский "Толковым был купцом он – деловит, но незаметен"

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+