icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Люди, биографии

Кто такой Поль Пуаре ?

  • 177
  • 2

Кто такой Поль Пуаре ?

Д
Доводилось ли вам слышать о «хромой юбке»? А когда-то она была подлинной революцией – впрочем, не только она… Да, революцией заканчивается каждая эпоха – не стало исключением и время, которого вошло в историю как Прекрасная эпоха… счастливые были денечки в конце XIX века: кринолины, корсеты, придававшие женской фигуре идеальное сходство с песочными часами, шляпки такого размера, что их приходилось поддерживать специальной конструкцией, надеваемой на шею – и все это украшено тесьмой, вышивкой и в особенности – жемчугом… хотели бы вы, обворожительнейшие дамы, так одеваться? Лично я – нет! А знаете ли вы, кто стоял у истоков «эпохи женщины освобожденной»? Конечно же, Айседора Дункан, Мата Хари… а еще – Поль Пуаре!

Отцом этого человека, родившегося в 1879 году, был торговец тканями, а свою карьеру он начинал в качестве рассыльного в мастерской по изготовлению зонтов. Ему перепадали остатки ткани – и он находил им замечательное применение: шил наряды для куклы, которую подарили ему сестры (видите, мальчики, как полезно быть в хороших отношениях с сестрами!).

Между тем, в мире моды происходило то, что произошло в искусстве несколько веков назад: как в музыке когда-то произошел переход от народного творчества к композиторскому, а в живописи – от безымянных иконописцев к художникам, которыми восхищается публика, так в мире моды наступала «эпоха кутюрье». Первым, кто подписал модели своим именем британец Ч. Ф. Ворт (вот странность – не француз!) – впрочем, ничего особенного он не сделал, всего лишь переделал кринолин на турнюр…

Но вернемся к нашему герою. Поль Пуаре стал ассистентом кутюрье Жака Дусе, у которого многому научился, затем работает у того самого Ч. Ворта, а в 1903 году создает собственный Модный дом. И тут поистине ученик превосходит учителя: известная актриса Режан, прежде одевавшаяся у Ж. Дусе, начинает одеваться у него – а за нею потянулись и другие звезды…

Что же могит предложить им П. Пуаре? Сначала он создает «пальто Конфуция» – наряд простого покроя. Затем пропагандирует античные мотивы – платья, напоминающие туники. И наконец – он объявляет войну корсетам… нет, не потому, что они вредят здоровью женщин – такие пустяки не интересуют мужчин – а потому, что фигура, поделенная пополам, кажется ему некрасивой. И тут снова вступает в действие принцип «новое – хорошо забытое старое»… почему бы не вспомнить стиль модерн? Чем плохо узкое платье с юбкой, начинающейся от груди? А легкий бюстгальтер и пояс для чулок гораздо лучше корсета. В черных чулках тоже нет ничего хорошего – пусть они будут телесного цвета – словно обнаженные ноги… вот она – «женщина освобожденная», кажущаяся такой юной и активной в сравнении с красавицами «Прекрасной эпохи»!

Правда, бывали и неудачи: «хромая юбка», о которой мы уже говорили – настолько узкая, что ходить в ней можно было только маленькими шажками, как гейши в Японии – особого успеха не имела. Но с другими восточными мотивами получилось лучше: модницы с восторгом принимали и тюрбаны, и кимоно, и шаровары – им нравились и кружева с золотыми нитями, и блестящая парча… Тут модельеру очень помог наш соотечественник С. Дягилев: после балета «Шехерезада», показанного его «Русским балетом», парижская публика была без ума от Востока.

Путешествуя со своими платьями и манекенщицами по разным странам, Поль Пуаре побывал и в нашей стране, откуда привез кокошники, косоворотки, сарафаны и платки – и это послужило источником вдохновения для создания коллекции «Казань».

Как у всякого новатора, дело не обходилось без скандалов – Папа Римский даже предал его анафеме за создание юбки-брюк… Но время шло – и Европа катилась к Первой мировой войне, о которой потом писал поэт: «Начинался не календарный – настоящий ХХ век».

После войны жизнь была уже другой – война сделала для освобождения женщин больше, чем мода. Да и мода стала другой… Пуаре презрительно назвает Коко Шанель «изобретательницей роскошной бедности». Пытаясь сохранить верность своим творческим принципам он все больше увязает в долгах, и во время Второй мировой войны оказывается вынужден записаться на биржу труда, где в графе о предыдущем месте работы пишет: «Поль Пуаре». Служащий отказывается принять такой документ, и модельер с горечью замечает: «Мне жаль народ, который не помнит своих героев!»… Поль Пуаре умирает в 1944 году – всеми забытый…

Интерес к его творчеству начинает возрождаться в 60-х годах, а в 1990-х Дж. Гальяно ориентируется на его стиль.

pro
Семен Цыгановский

Еще одна интересная личность из мира моды. Интересная и мне малоизвестная.

mas
Марк Блау

Да уж, патриарх и герой высокой моды. А начинал, как простой портной.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+