Мечтала об этом и Великая мадемуазель – Коко Шанель. Ах, ну все уже было в ее арсенале: начало карьеры – шляпки, потом простые и элегантные платья, юбки и брюки, пиджаки и жакеты, принесшие ей мировую славу. Но Шанель понимала, что никакой, даже самый изысканный и продуманный до мелочей наряд, не может считаться законченным, если женщину не окружает тончайший, еле уловимый, только ей присущий аромат духов. И мечта Коко сбылась – на свет появились духи «Шанель № 5». А помог этому эмигрант из России Эрнест Эдуардович Бо.
Он был представителем славной французской фамилии, потомственным парфюмером. И поскольку с детства (он родился в 1882 году) ему внушали, что создание духов – это его будущее, то ни о каком другом поприще Эрнест и мечтал. Сначала все складывалось, как нельзя лучше. Его отец, работавший на императорский двор, дал сыну прекрасное образование, которое завершила стажировка во Франции. В 1909 году молодой, но подающий большие надежды специалист Эрнест Бо становится во главе компании. И почти сразу же приходит первый успех: два великолепных аромата, два одеколона - Bouquet de Napoleon и Bouquet de Catherine – мгновенно побили рекорды популярности. И оба были посвящены кумирам Бо – Наполеону и Екатерине II. Это было в 1912 году, жизнь обещала великолепную карьеру, и Эрнест мечтал о создании множества прекрасных духов и одеколонов.
Но началась Первая мировая война, Эрнест Бо, как и положено мужчине-патриоту, идет на фронт. Он был отважен, и командование наградило его четырьмя орденами. Последней наградой стал Владимир с мечами и бантом – подтверждение воинских заслуг простого парфюмера, который никогда не мечтал о воинской карьере. А потом происходит революция, экспроприация, ужасы гражданской войны, понимание, что на Родине ничего, кроме расстрела, не ждет. Его семья была богата, всю свою жизнь работала на императорский двор, а сам Эрнест в 1918 году служил на Кольском полуострове. Все бы ничего, да вот служебные обязанности - комендант лагеря пленных красноармейцев – не оставляли сомнений в приговоре, который вынесет ЧК. Это означало, что отныне Эрнесту придется жить в эмиграции, и, сколько продлится этот горестный период его жизни, он не знал. Оказалось, всю жизнь, до самой смерти, до похорон 8 марта 1961 года.
А в 1919 году ему было всего 36 лет, он был молод, уже опытен, чрезвычайно талантлив и не боялся экспериментов. Работа на парфюмерной фабрике в Ла-Боске, расположенном недалеко от Канн, Эрнесту знакома – здесь он проходил стажировку. Эмигранты старались держаться вместе и помогать друг другу. Великий князь Дмитрий Павлович Романов, с которым Бо общался в Петербурге, познакомил парфюмера с Великой мадемуазель. Коко в то время занимала мысль о создании своего собственного аромата, и она высказала пожелания Эрнесту. Тот учел всё и создал 25 (!) вариантов. Мадмуазель выбрала тот, на котором стоял номер пять. Мало этого, она сама подобрала для него простой формы флакон и настояла на том, чтобы оформление флакона было очень лаконичным – этикетка с надписью "Шанель номер 5" и больше ничего.
Эрнест Бо в это время увлекся альдегидами, он был уверен, что будущее парфюмерной промышленности за искусственными запахами. К тому же альдегиды могли творить чудеса, образуя запахи, на которые не была способна природа. И получились необыкновенные духи. Семнадцать ароматов в одном флаконе! Настоящая революция в парфюмерном искусстве. Дубовый мох и ветивер придали древесно-пряный запах. Мускус, тяжеловатый и возбуждающий, смешивался с легким ароматом лаванды, к которому добавлялась тонкая апельсиновая нотка нероли. А еще там были бергамот и иланг-иланг, фиалковый корень, сладкие пачули, жасмин и ландыш, амбра и сандаловое дерево. Совсем чуть-чуть ванили и капелька ириса… Верхние ноты плавно переходили в ноты сердца, а базовые нотки поддерживали общую композицию. Что и говорить, духи превзошли все ожидания!
Chanel N 5 – отныне самые модные духи. Не иметь их в дамской сумочке – просто верх неприличия. Эрнест Бо получает за духи немалый процент от прибыли и отлично устраивает свою жизнь во Франции. У него особняк, в котором хранится его немаленькая коллекция антиквариата. В большом подвале – запас коллекционных вин и шампанского, о котором он мог говорить часами. Он гостеприимен, умеет и угостить, и занять друзей. Он красив, его любят женщины, и он отвечает им взаимностью. Эрнест окружен друзьями, которые любят его за деликатность, остроумие и искреннее участие.
Ошеломляющий успех вдохновил Эрнеста Бо. Искусственные ароматы, создание сложнейших и многослойных композиций увлекало мастера, и он творил, совершая революцию в парфюмерии. Мадемуазель предложила Бо дальнейшее сотрудничество, и на свет появляются духи «Шанель № 22». Почему 22? Год их создания – 1922, поэтому специально название придумывать не пришлось. В этом парфюме Эрнест смело соединил белые запахи: немного навязчивую сладость лилии, нежную свежесть жасмина и обволакивающую прелесть белой розы, томный слегка удушающий аромат туберозы. Добавил любимый иланг-иланг и ярчайшую альдегидную волну.
Gardenia, Bois de Isle, Cuir de Russie, Soir de Paris, Kobako – моднейший в свое время парфюм, созданный фантазией неутомимого Бо. Эрнест Бо, несомненно, был великим новатором. Привычные мерки, жесткие правила и строгие инструкции он нарушал постоянно. И это приводило к появлению новых ароматов, которые давно стали классикой. Но, кроме этого, он был просто красивым и очень элегантным мужчиной. В одежде его вкус был безупречен, а его манеры и знание этикета всегда восхищали окружающих. Ну как не позавидовать такому человеку?! И завидовали, и ненавидели, и мелкие пакости творили – словом, как могли, так и портили жизнь талантливому и неординарному человеку.
В итоге добились своего: в результате интриги в 1960 году Эрнеста Бо сначала уволили из дома «Шанель», а потом и из дома «Буржуа». Это было не просто увольнение, это было оскорбление, причем, незаслуженное. И мастер не смог его простить. Да, он был уже немолод, но в парфюмерии возраст не помеха, а, скорее, подмога. Он дарит бесценный опыт и учит работать без оглядки на авторитеты. Сколько еще идей мог бы воплотить мастер! Но его выбросили из профессии и постарались сразу же о нем забыть. Эрнест слег, врачи разводили руками – больной мог, но не захотел больше жить. Он ушел 8 марта 1961 года. Церковь, в которой его отпевали, была полна цветов. Пол – ковер из лепестков роз. На бархатных подушечках лежали награды Эрнеста Бо – среди русских был орден Почетного легиона, которым наградило его французское правительство, и английский Военный крест.
Ушел мастер, но остались созданные им ароматы. И по-прежнему настоящие женщины вслед за Мерлин Монро повторяют, что привыкли спать, одевшись только в капельку духов «Шанель № 5».