Еще в VII веке шииты разъединились на два направления — радикальные и умеренные. Специфика религиозного учения шиитов сформировалась к середине VIII столетия. Такое учение основывалось, в первую очередь, на Коране - сакральной книге всех мусульман, на которой базировалось идеологическое начало шиитов: сборник суждений правителя Али «Путь красноречия», а также записки основателей шиитской догматики. Как и все остальные мусульмане, шииты признают Сунну, однако отвергают те сказания Сунны, которые были составлены антагонистами Али. Шииты предполагают, что в период становления Корана было удалено несколько аятов из нескольких глав, а также полностью изъята глава «Два светила», в которой были прописаны особенные права Али на правление. Шииты собрали и скомпоновали все свои воспоминания о пророке Мохаммеде и Али и окрестили их Ахбарами. По мнению шиитов в телах 12 имамов с именем Али обитает душа пророка Мохаммеда. В 873 году, после гибели 11-го исламского священника Хасана аль-Аскари, новым имамом стал его сын Мохаммед, ставший 12-м священником. Мохаммед пропал в пещере, которая расположена недалеко от Самарры в Ираке, но он все же находится рядом невидимый для человеческих глаз и вернется к народу в образе спасителя — Махди, который установит справедливость на земле и откроет сущий смысл Корана.
У шиитов массовое распространение обрел культ мученичества, который связан с трагической судьбой нескольких шиитских священнослужителей, начиная с халифа Али и его сыновей, которых убили сторонники стоящей у власти партии. Также в практике шиизма широко использовался принцип такия, что означало разумное вуалирование своей веры, то есть право рассказывать и свершать то, что противоречит вероисповеданию, в связи с личной безопасностью либо во имя каких-либо интересов общества единоверцев, при этом оставаясь преданным своей вере. Данный принцип был предопределен тем, что на протяжении всей своей истории шииты нередко оказывались в меньшинстве и являлись объектами преследований.
Согласно статистике, шииты составляют не более 20 % от общего числа мусульман. На сегодняшний день сторонники разных шиитских сообществ существуют почти во всех европейских, мусульманских и американских странах. Большее количество мусульман-шиитов обитают в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. Шиитского вероисповедания придерживаются 35 % населения Ливана; 30 % - в Кувейте, в Саудовской Аравии шиитами являются около 15 % населения. Также шиизм исповедуют в Северной Индии. Численность мусульман-шиитов в России мала. К данному направлению ислама относятся азербайджанские общины Дагестана и лезгины из поселка Мискинджа.