icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

 то такие шестидес€тники и чем они прославились?

  • 1965
  • 20

 то такие шестидес€тники и чем они прославились?

 
 то такие шестидес€тники и чем они прославились?

- ”мирать не страшно, страшно не жить!

Ёто слова Ѕулата ќкуджавы Ц одного из €рчайших представителей пле€ды шестидес€тников. ѕропустив через себ€, многие прин€ли их, как руководство к действию.

”ж сколько написано про то врем€, сколько копий сломано в словесных турнирах! ќ чем спор€т? “ак все о том же:  то виноват? „то делать? » почему жизнь, дав надежду, почти сразу же ее отобрала и не изменилась к лучшему? ќдни доказывают, что и врем€ было не героическое, и его представители были так себе Ц далеко не борцы. ѕривод€т Ђжелезныеї доказательства и Ђбетоннымиї фактами размахивают.

ƒругие так же убедительно говор€т о том, что шестидес€тники Ц люди обычные, просто им повезло, потому что они успели глотнуть свободы из недолгой ќттепели. ј потом везение исчезло, увед€ с собой надежды: холод железного занавеса быстро навел пор€док и прогнал ќттепель, а в новых реали€х шестидес€тники потер€лись, не нашли себ€. ќдним словом, немного порезвились на свободе, на том поводке, который власть им дала, и смирились Ц запал кончилс€. ѕравда, поводок был немного длиннее обычного, но все-таки это был поводок.

» подход€щий анекдот нашелс€. ѕро ѕетра ѕервого, который прорубил окно в ≈вропу, и Ќикиту —ергеевича ’рущева, который приоткрыл в нем маленькую форточку. —тереотипы были, есть и будут. » чем дальше от нас отодвигаютс€ во времени шестидес€тые годы ’’ века, тем сложнее и одновременно проще навешивать €рлыки Ц уход€т поэты и писатели, навек замолкают голоса когда-то €ростно спор€щих физиков и лириков. Ќо ведь остаютс€ их произведени€, картины и великие открыти€, которые иной раз говор€т об авторах больше, чем любой биограф или историк.

Ќачнем с того, что за словом Ђшестидес€тникиї не стоит единый монолит. Ёто не группа единомышленников, это просто люди, которые в этот период были достаточно взрослыми и сформировавшимис€ личност€ми. ќдни из них прошли фронты ¬торой мировой войны, другие работали в тылу, а третьи, будучи детьми, пережили все т€готы того времени и навсегда запомнили мучительное чувство голода, ужас бомбежек, похоронки и отча€нный женский плач по не вернувшимс€ с войны.

ќни были уверенны в том, что после ѕобеды жизнь должна, нет, просто об€зана повернутьс€ в сторону свобод.  онечно, не сразу, должно пройти врем€ Ц его отводили на восстановление. » здесь, в этом месте, изначально закладывалась позици€ Ц шаг вперед, а два назад. ќно и пон€тно: с самого начала шестидес€тники (99 % из них) не были революционерами, пламенными борцами с режимом. ќни не звали на баррикады и не предлагали Ђразрушить до основань€, а затемЕї ќни, как и подавл€ющее большинство граждан страны —оветов, верили в светлое будущее, освещенное иде€ми Ћенина и оболганное, извращенное —талиным и его приспешниками.

¬ера эта окрепла после ’’ съезда партии и знаменитого доклада Ќ. ’рущева. –азвенчание культа личности —талина Ц гром среди €сного неба. ¬сЄ то, о чем бо€лись говорить шепотом на кухне, было громогласно и Ц тогда казалось Ц очень честно сказано с самой высокой трибуны страны. –адовались все Ц кто-то тихонько, горько оплакива€ свою поломанную судьбу, а кто-то, выступа€ с речами на митингах и партсобрани€х. ќбщий настрой был одинаковым. ¬от теперь все переменитс€! ¬от теперь заживем! ¬сЄ исправим! ¬сех невиновных выпустим, а невинно убиенных пом€нем добрым словом! » главное: повторени€ не допустим! Ќикогда! Ќи за что! —кептики (их было мало0 пожимали плечами. ѕоживем Ц увидим.

—талин Ц колосс на глин€ных ногах?! Ёто многих пугало. ќбразовалс€ морально-идейный вакуум. Ќужна была нова€ иде€ и нужен был новый идеал. —рочно нужен! Ќовые искать было некогда, поэтому провели ревизию в недавнем революционном прошлом. √ерои Ц племенные борцы за светлое будущее. ќни насто€щие интернационалисты, они бескорыстны и готовы всему миру прийти на помощь. ÷ена победы дл€ них значени€ не имела. ∆изнь положить за идею Ц мечта и долг каждого. ¬от о них и снимали кинофильмы, писали романы, повести и картины.

ѕодключилась поэзи€ Ц самый мобильный литературный жанр. —тихи читали всюду: возле пам€тников, на площад€х, в залах институтов и школ. Ќа вечеринках. “он задавали вечера поэзии в ѕолитехническом музее. «десь впервые прозвучали стихи ≈втушенко и ¬ознесенского, јхмадулиной и –ождественского. —тала модной туристическа€ песн€ Ц слово Ђбардї пока еще не было в ходу. „еловек с рюкзаком за плечами и гитарой в руках Ц романтик эпохи ќттепели.

ёлий  им, ¬избор, ќкуджава Ц с них все начиналось. ѕро Ђсолнышко лесноеї, про кита, которого все нет, и его не видно, про верных друзей и преданных подруг, про стройотр€ды, про луну, которую непременно нужно достать и подарить любимой, про виноградную косточку и Ћали, про последний троллейбус, про –одину, которой краше нет, - про все это пела страна. Ћюбые посиделки заканчивались пением бардовских песен и чтением новых и любимых стихов.

—амиздат Ц еще одно новое слово. «а ним Ц диссидентска€ литература, все то, что было запрещено, издано на «ападе, а в —оюз не допускалось, или только что написанное, но уже пон€тно, что никто не опубликует. ƒух свободы витал и здесь. –оман Ђћастер и ћаргаритаї, отпечатанный на машинке, да еще и не первым и даже не вторым экземпл€ром, ходил по рукам. „итали его, записыва€сь в очередь, строго соблюда€ врем€, отведенное на чтение, - три дн€ и ни часом больше. ¬ книжных магазинах сво€ очередь Ц запись на книги, дежурство по ночам и номер, написанный на руке химическим карандашом.

—трана с упоением читала Ђлейтенантскую прозуї. ’от€ она во многом была прилизана и причесана строгой редакторской рукой. ¬се же во многих произведени€х уже прогл€дывал обычный человек, со своей болью, растер€нностью и ужасом перед войной. ѕредательство теперь стали объ€сн€ть не только идейной борьбой с советским строем, но и чувством обреченности или попыткой выжить, принима€ услови€, продиктованные войной.

» героизм перестал быть плакатным. ќбычный лейтенант —отников, очкарик и интеллигент, совершенно не приспособленный к войне, совершает два действи€, которые подвигом бы раньше не назвали. ѕервое действие Ц он умирает, не став предателем. ѕонимает, что убьют, а Ђгадом не становитс€ї. ¬торое действие Ц с петлей на шее сам шагает с €щика. Ќе к смерти, как к избавлению от мук, спешит. ¬овсе нет. —отников не хочет, чтобы –ыбак, надевший форму полица€, стал убийцей. ќн дает ему шанс остатьс€ человеком.

ѕодвиг ли это? –азумеетс€, да, и спорить с этим сегодн€ вр€д ли кто-то станет. ¬опрос в том, каждый ли на это способен? ¬едь –ыбак спасовал, объ€снив себе, что идет на службу в полицию не из страха перед неизбежной смертью, а потому, что просто решил переждать. —итуаци€ безвыходна€, значит нужно пересидеть в полица€х трудный момент, а потом, при первом же удобном случае, вернутьс€ в партизанский отр€д. ¬асиль Ѕыков убежден, что человек иной раз и не подозревает, какой потенциал в нем заложен. “олько экстремальна€ ситуаци€ позвол€ет вы€вить скрытую сущность натуры.

» не только повесть Ђ—отниковї об этом. ћногие другие произведени€ писателей-фронтовиков рассказывали о простых парн€х и девчонках, и повествование было тихим и неспешным, напомина€ рассказ деда внукам или отца сыновь€м. Ќет пафоса в повест€х Ѕ. ¬асильева и √. Ѕакланова, не выкрикивают лозунги перед смертью герои  . ¬оробьева и  . —имонова. ќни обычные люди, им больно и страшно.  то-то Ђтер€ет лицої, кто-то пытаетс€ отсидетьс€, держать нейтралитет. √ерой в прежнем понимании этого слова в Ђлейтенантской прозеї отсутствует. ¬ его действи€х нет ни намека на партийную идеологию, верность делу партии и заветам ќтца народов. ќбычные люди. ѕон€тные, хоть иной раз и неприемлемые, поступки.

ѕочти одновременно с Ђлейтенантской прозойї по€вились произведени€ о сталинских репресси€х. ѕо данным статистики, в каждой третьей семье ———– был репрессированный, а вот говорить об этом вслух никто не смел. Ќегласное табу нарушил журнал ЂЌовый мирї. “ам же начали свой спор физики и лирики. ƒ и ученые не подвели Ц одни только полеты в космос чего сто€т! » кино радовало. ƒостаточно упом€нуть только два фильма Ц ЂЋет€т журавлиї и Ђя шагаю по ћосквеї.

ј потом как-то незаметно эйфори€ свободы испарилась. Ќачалось закручивание гаек. ѕервый удар получили художники. –азгром выставки из ЂЌовой волныї провел сам ’рущев. √енсек не стесн€лс€ в выражени€х, высказыва€ свое мнение о Ђмазне на стенах и мазилах вокругї. “равл€ была организована по всем правилам этого искусства. » боевой задор исчез. ¬се, кому повезло, уехал.  то не смог, стал осторожнее - ссоритьс€ с властью мало кто хотел. ”ж очень свежи были в пам€ти годы репрессий. ј неосторожные быстро познакомились или с  ѕ«, или психушками. ¬етер свобод больше не будил воображени€ и не звал к свершени€м.

ќттепель оказалась утопией. Ќичьих надежд она не оправдала. јх, каким болезненным стало дл€ многих крушение иллюзий! Ќе всем удалось с ним справитьс€. ќсуждать шестидес€тников за нерешительность, за то, что не довели начатое до конца? ј может быть, хвалить за смелость? ƒумаетс€, не стоит делать ни того, ни другого. ќни часть истории той страны, которой уже нет. Ўестидес€тники сделали то, что смогли, поступа€ так, как считали правильным.

Ђ ак умел, так и жил, а безгрешных не знает природаї, - писал ќкуджава. Ќе были безгрешными и шестидес€тники. Ќо они пришли воврем€ и ушли тогда, когда их врем€ закончилось. „ем прославились? ќткройте их книги, вдумайтесь в каждое слово стихотворений, и вам откроетс€ мир, о котором они искренне мечтали, и который им, увы, не удалось построить.


mas
ћарк Ѕлау

Ќасколько мне известно, роман "ћастер и ћаргарита" ≈.—.Ѕулгакова в самиздат не пускала. ’отела, чтобы напечатали в легальном журнале и дождалась.

pro
—емен ÷ыгановский

 .—имонов - это не "лейтенантска€" проза, а "генеральска€", в крайнем случае, "майорска€".  то на каком рассто€нии от линии фронта был, тот о том и писал. » вр€д ли он подходит под определение "шестидес€тника". ¬едь прославилс€ он в 1940-е.

pro
“амара ћеркулова

ћне очень нравитс€ книга одного из "шестидес€тников", ¬.¬ойновича "јвтопортрет". ќчень подробно и очень человечно рассказываетс€ о том времени и о тех люд€х, об их стремлени€х и побуждени€х. ≈ще одно замечательное и художественное свидетельство очевидца - ¬.јксенов "“аинственна€ страсть"

pro
“амара ћеркулова

ѕрочла сейчас свеженькую статью "„ем шарж отличаетс€ от карикатуры?". “ам в иллюстраци€х - шарж на ‘идел€  астро. “оже ведь "шестидес€тник" и любимец "шестидес€тников". Ўарж, кстати, грустный и тоже по теме этой статьи. ¬с€ романтика и вс€ юность ушли дымом.

top
Halida Rojkova

ћарк, мне повезло: € сама держала в руках раритет - самиздатовский вариант "ћастера и ћаргариты".

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+