icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такие отступники?

  • 1480
  • 4

Кто такие отступники?

Я
Язык – явление живое, и потому словам свойственно менять своё значение. Новое значение может стать даже противоположным, но иногда оно становится всего лишь более узким. Так произошло со словом «отступник». Первоначально оно означало всего лишь человека, отказавшегося от чего-либо: «Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся», – читаем мы у А.С.Пушкина.

В современном же языке этим словом, как правило, обозначается отказ от своих убеждений, причём чаще всего имеются в виду убеждения религиозные.

В христианстве существует для этого специальный термин – «апостастия», что по-гречески как раз и означает «отступничество». В античной литературе, откуда это слово позаимствовано, оно обозначало мятеж против правителя, отступление от него, в христианстве же было осмыслено как мятеж против Бога.

В католицизме выделяют три вида отступничества (апостасии): во-первых, это полный отказ от христианской веры (в пользу какой-то другой религии или атеизма), во-вторых – отказ от священнического сана, в-третьих – отказ от монашеских обетов, возвращение монаха в мир. Халкидонский собор, состоявшийся в 451 году, постановил в последних двух случаях отлучать от церкви, но сейчас такой строгости уже нет.

В православии не такого чёткого разделения на категории: отступничество – оно отступничество и есть… без категорий. В нашей стране до Октябрьской революции оно считалось ещё и преступлением – только для православных христиан, конечно, никто не стал бы карать иудея, решившего стать мусульманином, а вот применительно к православию последствия могли быть очень серьёзными: сам христианин, поменявший веру, ограничивался в правах, а действия, поспособствовавшие отказу другого человека от веры, карались тюрьмой, каторгой или ссылкой.

Говоря об отступничестве, нельзя не упомянуть об историческом деятеле, заслужившем прозвище Отступник – римском императоре Юлиане Флавии Клавдии, правившем в 361-363 гг. Этот человек, известный как Юлиан Отступник, был племянником Константина Великого. В шесть лет он лишился отца и старшего брата –и воспитывался при дворе своего дяди Констанция II, который был причастен к убийству отца и казнил брата. Христианское воспитание Юлиана было возложено на епископа Евсевия Никомедийского, известного своей надменностью и интригами, да и другие арианские епископы не отличались высоким моральным обликом. Что можно было воспитать в такой обстановке? Разве что отвращение к христианской вере.

И вот, придя к власти в 361 г. он ставит себе цель – возрождение эллинского язычества. Примечательно, что борьбу с христианской Церковью он начинает под знаменем… веротерпимости (как бы сказали сейчас – «толерантности»). Он открывает языческие храмы, закрытые при Константине Великом, и пытается придать язычеству черты христианства: создать монастыри, требовать от жрецов, чтобы они занимались проповедью и благотворительностью. Современники-христиане (в частности, Григорий Богослов) сравнивали всё это с попытками обезьян подражать людям (ну какие монахини из жриц Афродиты?). Он возвращает из ссылки всех священников, придерживающихся самых разных точек зрения в богословских вопросах – внешне это тоже выглядело как проявление «терпимости», в действительности же Юлиан надеется, что богословские споры разрушат Церковь. Наконец, он предпринимает попытку отстроить Иерусалимский храм – дабы доказать ложность слов Спасителя о том, что от него не останется камня на камне.

Очень скоро Юлиан убедился, что в терпимость он «переиграл»: среди возвращённых им из ссылки был святитель Афанасий Александрийский. Этот человек смог консолидировать Церковь, что убедительно продемонстрировал Александрийский собор в 362 г. – в результате даже многие язычники приняли христианство. Юлиан поспешил изгнать Афанасия как «врага истины». Это была не единственная репрессивная мера против христиан – так, им было запрещено преподавать риторику и грамматику.

По сути дела, Юлиан пытался повернуть время вспять – отчасти он убедился в этом, посетив в 362 г. Антиохию, где христианское население не спешило принимать язычество. Юлиан не нашёл ничего лучше, чем закрыть главную антиохийскую церковь, которая при этом была ещё и разграблена, происходит подобное и в других городах. Разумеется, всё это не оставляет равнодушными и христиан, которые в ответ разбивают изображения языческих богов. Такая вот получилась «веротерпимость»!

В 363 г. землетрясение уничтожило всё, что было уже сделано на месте Иерусалимского храма – он так и не был восстановлен. В том же году Юлиан погиб в сражении с персами. Как это случилось – толком не знает никто, но версий много: говорили, что он был убит христианином, что он, видя безнадёжное положение своей армии, сам бросился на вражеское копьё, что он случайно получил удар копьём во время панического бегства воинов и даже – что он был «убит завистливым злым духом».

Рассказывают также, что, получив смертельную рану, император собрал в пригоршню свою кровь и, подняв руку к небу, воскликнул: «Насыться, Галилеянин! Ты победил!» Вероятнее всего, это легенда – вряд ли он так сказал. Но у Юлиана были все основания признать своё поражение, которое, наверное, было закономерным: от отступничества добра ждать не приходится.

mas
Марк Блау

Статья понравилась, кроме последней фразы. Отступничество от тупой догмы иной раз бывает полезно.

mas
Марк Блау

На картинке, видимо, Юлиан Отступник?

deb
Алексей Шахлай

Статья обрывается. Нет нормального заключения. На мой взгляд было бы лучше более религиозный уклон придать. Получилась чересчур светская проблематика. Сам собирался, брать эту тему, но Елена меня опередила. Заслуживает плюса.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+