icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 то такие мытари?

  • 4038
  • 1

 то такие мытари?

Ѕ
ЂЅоже, милостив буди мне грешному!ї Ц такую молитву произнос€т христиане ежедневно в утреннем молитвенном правиле (важность еЄ подчЄркиваетс€ тем, что читают еЄ в самом начале утренних молитв Ц сразу после слов Ђ¬о им€ ќтца, и —ына, и —в€таго ƒухаї). Ёта кратка€, но така€ гор€ча€, така€ отча€нна€ молитва, имеет название Ц молитва мытар€. ѕришла она из одной из самых известных притч »исуса ’риста, известной как притча о мытаре и фарисее.

¬ этой притче описываетс€, как молились в храме два человека Ц фарисей и мытарь. ‘арисей благодарил Ѕога за то, что он лучше многих людей Ц грабителей, развратников и прочих грешников, что он не похож на этого мытар€, что он регул€рно поститс€ и дес€тую часть доходов жертвует, мытарь же сто€л, не сме€ подн€ть глаза, и восклицал, удар€€ себ€ в грудь: ЂЅоже, милостив буди мне грешному!ї —мысл притчи пон€тен: мало жить праведно Ц надо ещЄ правильно к себе относитьс€Е в конце концов, фарисей тоже был неплохим человеком (кто из нас может сказать, что строго соблюдает все посты и отдаЄт на благотворительность дес€тую часть доходов?) Ц но истинный праведник тем и отличаетс€ от праведника показного, что праведность дл€ него Ц естественное состо€ние, и своей заслугой он еЄ не считаетЕ

— фарисеем тоже всЄ €сно Ц это представитель религиозно-политического направлени€ в »удее, —паситель часто критиковал фарисеев за уверенность в собственной праведности. ј вот мытарьЕ кто это такой? » почему именно его —паситель в притче противопоставл€ет фарисею? ћожет, это поможет нам найти ещЄ какой-то смысл в притче?

—таринное слово Ђмытої означает Ђподатьї, Ђпошлинаї, Ђналогї. »менно от него происходит название города ћытищи в ћосковской области Ц в старину здесь брали пошлину с торговцев, шедших с яузы в  л€зьму. ћытарем же называлс€ сборщик податей, в современном мире ближе всего к этому пон€тию налоговый инспектор, отчасти Ц таможенник (к слову, в некоторых современных слав€нских €зыках Ц белорусском, украинском, болгарском Ц таможенник называетс€ Ђмытникомї).

ѕлатить налоги люди не любили во все времена Ц не меньше, чем сейчас Ц и потому фигура Ђналоговикаї никогда не вызывала симпатии. ј в »удее начала нашей эры такое отношение усугубл€лось ещЄ одним обсто€тельством: »уде€ находилась под властью –има, именно –иму шли собираемые налоги. ѕри таких обсто€тельствах мытарь был человеком, работающим на завоевателей Ц что делало сборщика налогов ещЄ более ненавистным человеком дл€ соплеменников. ¬прочем, мытари нередко сами давали дополнительный повод к такому отношению, занима€сь вымогательством, хищени€ми Ц т.е. злоупотребл€€ служебным положением.

”читыва€ всЄ вышесказанное, мытарь действительно выгл€дит удобным Ђфономї, на котором гордый своим благочестием человек может демонстрировать показную праведность (невольно вспоминаютс€ слова ј.Ѕарто: Ђ«везда на тЄмном небе особенно €ркаїЕ напомним, в том стихотворении идЄт речь о школьнице, с удовольствием перечисл€ющей двойки одноклассников).

Ќо оказываетс€, и у такого человека может быть и способность к пока€нию, и право на пока€ние! » не надо ни на ком ставить крест Ц ни по моральным критери€м, ни тем более Ц по профессиональным. “ака€ ситуаци€ описана в ≈вангелии: мытари приход€т к »оанну  рестителю Ц и он их не отвергает, он лишь советует им не брать лишнего при сборе налогов (в конце концов, раз уж историческа€ реальность такова, это тоже кто-то должен делать Ц пусть хот€ бы делает пор€дочный человек) Ц и почему-то хочетс€ верить, что эти люди такому совету последовалиЕ ведь верил же »оанн  реститель, что ни одна професси€ не €вл€етс€ преп€тствием ни к вере, ни к пока€нию!

ј всегда ли помним об этом мы? —антехник Ц значит, пь€ница, депутат Ц значит, ворЕ сколько у нас таких стереотипов? »ной раз приходитс€ слышать от единоверцев: Ђѕравославный человек не может быть президентом!ї Ц и далее идЄт Ђсписокї всего, что делает президент вплоть до организации Ђбесовскихї ќлимпийских игр (при этом всЄ-таки предполагаетс€, что кто-то президентом быть должен, кто-то должен всЄ это делатьЕ в общем, Ђодин € в беломї Ц совсем как тот фарисей из притчи). Ќо, как видим, ни »оанн  реститель, ни —паситель с этим бы не согласилисьЕ и самое врем€ вспомнить об этом во врем€ поста Ц когда приходит врем€ пересмотреть своЄ отношение к жизни, к люд€м. » тут нелишне будет вспомнить, как объ€снил ∆.Ѕ.ћольер, чем истинные праведники отличаютс€ от показных: Ђ»м в люд€х радостно хорошее найти!ї Ц в любых люд€х, даже в мытареЕ и даже в президенте.


mas
ћарк Ѕлау

”лица ћытна€ в ћоскве тоже не потому что ее мыли так названа, а потому что там "мыто" собирали при въезде в ѕервопрестольную.

»нтересно, а с чем св€зано слово "мытарство" (в смысле, страдание)? — этой притчей?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+