icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Кто такие мытари?

  • 5325
  • 1

Кто такие мытари?

Б
«Боже, милостив буди мне грешному!» – такую молитву произносят христиане ежедневно в утреннем молитвенном правиле (важность её подчёркивается тем, что читают её в самом начале утренних молитв – сразу после слов «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»). Эта краткая, но такая горячая, такая отчаянная молитва, имеет название – молитва мытаря. Пришла она из одной из самых известных притч Иисуса Христа, известной как притча о мытаре и фарисее.

В этой притче описывается, как молились в храме два человека – фарисей и мытарь. Фарисей благодарил Бога за то, что он лучше многих людей – грабителей, развратников и прочих грешников, что он не похож на этого мытаря, что он регулярно постится и десятую часть доходов жертвует, мытарь же стоял, не смея поднять глаза, и восклицал, ударяя себя в грудь: «Боже, милостив буди мне грешному!» Смысл притчи понятен: мало жить праведно – надо ещё правильно к себе относиться… в конце концов, фарисей тоже был неплохим человеком (кто из нас может сказать, что строго соблюдает все посты и отдаёт на благотворительность десятую часть доходов?) – но истинный праведник тем и отличается от праведника показного, что праведность для него – естественное состояние, и своей заслугой он её не считает…

С фарисеем тоже всё ясно – это представитель религиозно-политического направления в Иудее, Спаситель часто критиковал фарисеев за уверенность в собственной праведности. А вот мытарь… кто это такой? И почему именно его Спаситель в притче противопоставляет фарисею? Может, это поможет нам найти ещё какой-то смысл в притче?

Старинное слово «мыто» означает «подать», «пошлина», «налог». Именно от него происходит название города Мытищи в Московской области – в старину здесь брали пошлину с торговцев, шедших с Яузы в Клязьму. Мытарем же назывался сборщик податей, в современном мире ближе всего к этому понятию налоговый инспектор, отчасти – таможенник (к слову, в некоторых современных славянских языках – белорусском, украинском, болгарском – таможенник называется «мытником»).

Платить налоги люди не любили во все времена – не меньше, чем сейчас – и потому фигура «налоговика» никогда не вызывала симпатии. А в Иудее начала нашей эры такое отношение усугублялось ещё одним обстоятельством: Иудея находилась под властью Рима, именно Риму шли собираемые налоги. При таких обстоятельствах мытарь был человеком, работающим на завоевателей – что делало сборщика налогов ещё более ненавистным человеком для соплеменников. Впрочем, мытари нередко сами давали дополнительный повод к такому отношению, занимаясь вымогательством, хищениями – т.е. злоупотребляя служебным положением.

Учитывая всё вышесказанное, мытарь действительно выглядит удобным «фоном», на котором гордый своим благочестием человек может демонстрировать показную праведность (невольно вспоминаются слова А.Барто: «Звезда на тёмном небе особенно ярка»… напомним, в том стихотворении идёт речь о школьнице, с удовольствием перечисляющей двойки одноклассников).

Но оказывается, и у такого человека может быть и способность к покаянию, и право на покаяние! И не надо ни на ком ставить крест – ни по моральным критериям, ни тем более – по профессиональным. Такая ситуация описана в Евангелии: мытари приходят к Иоанну Крестителю – и он их не отвергает, он лишь советует им не брать лишнего при сборе налогов (в конце концов, раз уж историческая реальность такова, это тоже кто-то должен делать – пусть хотя бы делает порядочный человек) – и почему-то хочется верить, что эти люди такому совету последовали… ведь верил же Иоанн Креститель, что ни одна профессия не является препятствием ни к вере, ни к покаянию!

А всегда ли помним об этом мы? Сантехник – значит, пьяница, депутат – значит, вор… сколько у нас таких стереотипов? Иной раз приходится слышать от единоверцев: «Православный человек не может быть президентом!» – и далее идёт «список» всего, что делает президент вплоть до организации «бесовских» Олимпийских игр (при этом всё-таки предполагается, что кто-то президентом быть должен, кто-то должен всё это делать… в общем, «один я в белом» – совсем как тот фарисей из притчи). Но, как видим, ни Иоанн Креститель, ни Спаситель с этим бы не согласились… и самое время вспомнить об этом во время поста – когда приходит время пересмотреть своё отношение к жизни, к людям. И тут нелишне будет вспомнить, как объяснил Ж.Б.Мольер, чем истинные праведники отличаются от показных: «Им в людях радостно хорошее найти!» – в любых людях, даже в мытаре… и даже в президенте.

mas
Марк Блау

Улица Мытная в Москве тоже не потому что ее мыли так названа, а потому что там "мыто" собирали при въезде в Первопрестольную.

Интересно, а с чем связано слово "мытарство" (в смысле, страдание)? С этой притчей?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+