icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
»ль€ ћуромец
Ћюди, биографии

 то такие  ирилл и ћефодий?

  • 8569
  • 11

 то такие  ирилл и ћефодий?

 
 то такие  ирилл и ћефодий?

ѕо общеприн€той версии, эти два св€тых, канонизированных –усской православной церковью, научили русских грамоте. Ќо вот так ли это на самом деле? «а период своего существовани€ –ѕ÷ натворила немало бед в –оссии, но может быть есть и что-то хорошее, за что мы должны быть благодарны ÷еркви? —огласитесь, письменность Ц это неоценимый вклад в развитие культуры социума и заодно, это можно быть бесконечно благодарным св€тым отцам.

Ќо давайте обратимс€ к первоисточникам. ¬ свое врем€ живо интересовалс€ этим вопросом и потратил не один день на поиски информации. –езультаты моих изысканий мен€, м€гко говор€ Ц обескуражили!

Ќачнем с того, что никакие они не  ирилл и не ћефодий, а  онстантин и ћихаил, а у  онстантина еще и кличка была Ц ‘илософ и именно под этим псевдонимом он фигурирует в некоторых письменных источниках.  то они были по происхождению Ц греки или слав€не, научное сообщество до сих пор не пришло к единому мнению, но это уже и не важно, нам важен вопрос Ц действительно ли ћефодий и  ирилл (именно такую очередность почему-то рекомендует –ѕ÷) научили русских грамоте? ƒействительно ли до этого у русских не было письменности и только благодар€ этим двум Ђсв€тым и равноапостольнымї у нас по€вилась азбука и письменность?

¬ерси€ весьма и весьма спорна€, почитаем канонизированное –ѕ÷ официальное Ђ∆итие  онстантина Ц  ириллаї

Ќо начнем издалека, как было дело, если излагать событи€ своими словами, то ’азарский каган обратилс€ к правителю  онстантинопол€ с просьбой прислать знатока христианской веры дл€ участи€ в диспуте, который желал устроить у себ€ каган и по результатам этого диспута каган обещал прин€ть окончательное решение, к какой именно вере он присоединитс€. ќтправили  онстантина- ирилла-‘илософа.

»так,  онстантин прибыл в  орсунь и почему-то там надолго задержалс€, и, наверное, от скуки зан€лс€ изучением €зыков, вот как это описываетс€ в Ђ∆итие...ї

Ђ» прид€ в  орсунь, научилс€ там жидовской речи и книгам, перевел восемь частей грамматики и восприн€л их смысл.

∆ил же здесь некий самарит€нин и, приход€ к нему, спорил с ним. » принес книги самарит€нские и показал ему. » попросив их у него, ‘илософ затворилс€ в храме и стал молитьс€. » получив разумение от Ѕога, начал читать книги без ошибки. ”видев это, вскричал самарит€нин громким голосом и сказал: Ђѕоистине те, кто в ’риста веруют, быстро приемлют ƒух —в€той и благодатьї. —ын же его крестилс€ тогда, а после того и сам он крестилс€.

» нашел ‘илософ здесь ≈вангелие и ѕсалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говор€щего той речью. » беседовал с ним и пон€л смысл €зыка, соотнос€ отличи€ гласных и согласных букв со своим €зыком. » вознос€ молитву к Ѕогу, вскоре начал читать и говорить. » многие изумл€лись тому, слав€ Ѕога".

» вот тут-то и начинаетс€ самое интересное!  ак гласит Ђ∆итиеї далее  онстантин отбыл в ’азарию, победил в диспуте, но каган обманул и прин€л иудаизм.

Ќо вернемс€, пока, к Ђ∆итиюЕї

"» нашел ‘илософ здесь ≈вангелие и ѕсалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говор€щего той речью. » беседовал с ним и пон€л смысл €зыка, соотнос€ отличи€ гласных и согласных букв со своим €зыком".

Ќекоторые исследователи утверждают, что в оригинале написано Ђруськими писменамиї, а читать это следует Ђсурьскими писменамиї, то бишь сирийскими или арамейскими!

» это, по сути, единственное пересечение  онстантина с русским €зыком, и если все же не Ђруськиеї, а Ђсурьскиеї, то, получаетс€, что он вообще никакого отношени€ к русской азбуке не имел, да и не мог иметь, а если все же Ђруськиеї, то, оказываетс€ на тот момент, на русский €зык в письменном виде были уже переведены и ≈вангелие и ѕсалтырь. » о каком создании русской азбуки мы тогда можем говорить? »з данного документа вытекает так же и то, что мы не можем исключить того, что русска€ азбука уже существовала до  онстантина, и именно ее он вз€л за основу и понес дальше. ¬озможно и такое.

ƒалее,  онстантин вернулс€ на родину и, если судить по дошедшим до нас письменным источникам, более в пределах тогдашней –уси и на ее границах, не по€вл€лс€.

Ќо и это еще не все, причем здесь, по версии –ѕ÷, еще и ћихаил-ћефодий? ћихаил был братом  онстантина и сделал, говор€ нашим €зыком, светскую карьеру, но в конце жизни прин€л монашество, став насто€телем монастыр€ где-то в ћакедонии, и приютил у себ€ брата. » именно там, по утверждению –ѕ÷ и была окончательно отредактирована слав€нска€ азбука, подчеркиваю, слав€нска€ азбука, ранее составленна€  онстантином. » остаетс€ под большим вопросом, на какой письменности были написаны те ≈вангели€ и ѕсалтырь, которые  онстантин изучал в  орсуни, если речь идет о Ђруських писменахї.

¬опрос до конца не исследованный, но, на мой взгл€д, как минимум самонаде€нно со стороны –ѕ÷ утверждать, что это ее функционеры научили русских письменности. ≈сли говорить о письменности, то в отношении  онстантина- ирилла мы можем всего лишь подразумевать только то, что он может иметь отношение к так называемой Ђкириллицеї. ¬едь давно уже доказано, что на –уси, в дохристианскую эпоху существовала Ђруницаї - слоговое письмо и т.н. Ђчерты и резиї, что можно считать упрощенной в написании руницей.

ƒумаю, что оценивать заслуги Ђсв€тых и равноапостольныхї мы можем только как систематизаторов некой общеслав€нской азбуки, а вот вопрос о том, был ли отказ от собственной письменности и переход на Ђобщеслав€нскуюї благом, еще требует исследовани€.


tra
¬асилий ћодеров

Ѕудь тут специалист, он смог бы поспорить с вами (жалко, что спеца не нашлось =)). ++

deb
»ль€ ћуромец

так и € не специалист, но Ѕиблию изучил от корки до корки.....

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+