Если вдуматься, добровольно жить подобно нищему – не такая уж новость для нашей национальной культуры. Достаточно вспомнить св.Василия Блаженного, св.Ксению Петербургскую и многих других святых, которые относятся к числу юродивых – для них такая жизнь была своего рода вызовом грешному миру. В наше время тоже существуют люди, которых не устраивает современный мир, который уже давно удостоился отнюдь не почетного звания «общества потребления», и они хотят противопоставить себя ему – правда, религиозными мотивами они при этом не руководствуются. Такие люди называют себя фриганами, этот термин происходит от английского слова free (свободный) и от названия наиболее радикальных вегетарианцев – веганов.
Явление фриганства возникло в середине 90-х годов XX века в развитых западных странах. Возникло оно не на пустом месте – его предшественником можно считать движение «зеленых», но в том-то и дело, что идеология движения не устраивала многих из тех, кто поначалу его поддерживал. Вот «зеленые» принципиально едят только экологически чистые продукты – а ведь на их производство зачастую уходит намного больше природных ресурсов, чем для обычных продуктов! Да и только ли во вреде природе дело? Вот сейчас много рассуждают о том, сколько еще людей сможет прокормить Земля, приводя в пример количество голодающих в Африке – а кто-нибудь при этом считает страдающих ожирением, кто-нибудь считает, сколько продуктов каждый день выбрасывается, потому что их купили и не успели съесть – а сколько голодающих можно было бы накормить этими продуктами? Да если бы это делали только потребители! Вот владельцу магазина надо выбросить испортившиеся яблоки, конечно, можно их отсортировать, выбрать – но для этого ведь придется нанимать работника, которому надо платить, гораздо проще и дешевле выбросить целый ящик – вместе с теми яблоками, которые еще вполне пригодны к употреблению и даже товарного вида не потеряли…
Вот против такого отношения к природным ресурсам и протестуют фриганы. Эти люди идут путем, намеченным еще сэром Томасом Мором в «Утопии» – свести к минимуму потребление. Они принципиально не покупают продукты питания, а ищут пригодную к употреблению пищу на свалках – и ведь находят! Скажем, на свалках в Нью-Йорке найти продукты в нераспечатанной упаковке, со сроком годности, заканчивающимся через неделю – обычное дело. Там же они ищут одежду, которую можно зачинить или перешить, различные детали – при желании можно даже найти достаточно деталей, чтобы собрать велосипед. Наиболее радикальные фриганы даже живут в заброшенных домах, ведь жилье – это тоже ресурс, которого не хватает на всех в силу законов «общества потребления» (вспоминается фотографии в одной книге советских времен из разряда «их нравы»: бродяга спит в парке на скамейке, а на соседней картинке – ряд домов с табличками «Продается»).
Не все, найденное на свалках, фриганы употребляют сами – что-то можно отнести на «блошиные» рынки и обменять там на нужные вещи, но ни в коем случае не продать, ведь от денежных отношений они тоже стараются дистанцироваться, рассматривая их как неотъемлемую часть глобализованного «общества потребления».
Как в любой социальной группе, в среде фриганов сформировались своеобразные групповые нормы: не рыться в мусорных контейнерах на закрытых территориях, не брать найденные среди мусора письма и другие бумаги и документы, соблюдать чистоту возле мусорных контейнеров.
Как относиться к фриганству? Как любое радикальное движение, оно содержит в себе элемент преувеличения, и подражать этим людям, может, и не стоит, а вот прислушаться к их идеям не мешало бы. Ведь каждый из нас может тщательнее рассчитывать потребности своей семьи и не покупать продукты «с запасом», чтобы потом не выбрасывать, каждый может покупать новую куртку, когда старая износится – а не выйдет из моды… только тогда мы перестанем быть рабами «общества потребления».