icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такие единороги и как они по€вились?

  • 3127
  • 2

 то такие единороги и как они по€вились?

Ќ
Ќар€ду с эльфами и магами к любимым образам жанра фэнтэзи, несомненно, можно причислить единорога.  ак и многие другие образы, пришЄл он из мифологии Ц чрезвычайно благородное животное, внешне напоминающее лошадь, с единственным (как правило, витым) рогом посередине лбаЕ откуда пришЄл этот зверь?

ѕервые изображени€ подобного животного по€вились в »ндии Ц более 2000 лет до н.э. ¬стречаютс€ они и в «ападной јзии, и в јфрикеЕ что же касаетс€ ≈вропы, то первым, кто здесь упом€нул о единороге, был древнегреческий историк  тезиас Ц впрочем, и он принЄс свою информацию с ¬остока: этот человек, живший в конце IV в. до н.э., 17 лет жил при дворе персидского цар€ јртаксеркса II. ¬ернувшись на родину,  тезиас написал 23-томную историю ѕерсии (к сожалению, не сохранившуюс€), а также книгу об »ндии, котора€ в его описании предстаЄт сущей Ђстраной чудесї. ¬от здесь-то он и говорит о Ђдиких ослахї крупнее лошади с голубчми глазами, красной головой, белым телом и рогом на лбу. –ог тоже трЄхцветный: основание белое, середина чЄрна€, острие красное, а главное Ц порошок из этого рога €вл€етс€ универсальным противо€дием. ¬ыгл€дит впечатл€юще Ц вот только в »ндии  тезиас никогда не былЕ так что уже древнеримский историки не принимали его всерьЄз, открыто называ€ лгуном.

¬прочем, и в –ие не было недостатка в свидетельствах о единороге Ц скажем, у ѕлини€: Ђ у него голова олен€, ноги слона, хвост свиньи, остальное тело напоминает лошадь. ќн грубо мычит. ќдин чЄрный рог в два локт€ длиной торчит у него посередине лбаї. ѕожалуй, такой единорог не устроил бы поклонников фэнтэзиЕ ¬ качестве места обитани€ таких зверей ѕлиний указывает »ндию и јфрику.

ѕривычный нам образ единорога складываетс€ в средневековой ≈вропе. «верь остаЄтс€ могучим, неистовым и агрессивным (таким он предстаЄт в сказке братьев √римм о Ђхрабром портн€жкеї), но уже приобретает черты благородства Ц в частности, он испытывает особое пристрастие к девственницам. “олько так его и можно поймать: если девственница сидит возле места обитани€ единорога, зверь непременно подойдЄт и склонит свой рог ей на колени Ц тут-то его и можно братьЕ правда, в неволе он быстро умирает, а перед смертью поЄт прекрасную печальную песню.

¬нести €сность попыталс€ ћарко ѕоло, описав единорога как животное с ногами слона и кабаньей головой, люб€щее вал€тьс€ в гр€зи: Ђ—овсем оно не похоже на того единорога, в которого вер€т в наших странахї, Ц разочарованно замечает путешественникЕ современники и соотечественники тоже не хотели разочаровыватьс€ Ц равно как и в чудодейственной силе рога. ¬едь в ту эпоху любимым способом расправитьс€ с политическим противником, претендентом на наследство или придворную должность было отравление Ц так что иметь универсальное противо€дие (каким €вл€етс€ рог единорога) дл€ феодала было не роскошью, а необходимостью. ј где спрос Ц там и предложение: рогом единорога в —редние века торговали весьма бойкоЕ

“ак что же за зверь такой Ц единорог? ѕорождЄн ли он фантазией или действительно существует?

Ћегенды на пустом месте не возникают. ќдин из возможных источников образа единорога Ц древнеегипетские изображени€ антилоп: когда на них смотрит человек, не знакомый с древнеегипетским каноном (изображение в профиль, без учЄта перспективы) Ц они кажутс€ однорогими.

Ќо логичнее всЄ-таки поискать прообраз среди реально существующих животных. ≈сли отбросить идеализированный образ средневековых легенд, то мы получим нечто вполне узнаваемое: довольно массивный, склонный нападать, если чувствует угрозу, любит лежать в гр€зи (гр€зевых болотах), и наконец Ц обладает единственным рогомЕ узнали? Ќу конечно же Ц носорог!

—огласуетс€ с этим и поверие о целительной силе рога Ц носорожьему рогу в тех кра€х, где он обитает, тоже издавна еЄ приписывали. “акие легенды сохранились вплоть до наших дней Ц правда, касаютс€ они не обезвреживани€ €дов, а возвращени€ мужской силы старикам. Ђ» это Ц в стране, где впору думать о противозачаточных средствах!ї Ц возмущалс€ ƒж.ƒаррелл. ѕраведный гнев натуралиста легко пон€ть: из-за нелепого суевери€ носорог стал излюбленной жертвой браконьеров и оказалс€ под угрозой исчезновени€Е

“ак что же, феодалам средневековой ≈вропы ловкие купцы тоже продавали рог носорога? Ќет, такой рог не устроил бы покупателей, привыкших представл€ть единорога вообще и его рог в частности более из€щным. ѕод видом рога единорога продавали клык нарвала Ц морского млекопитающего.

— единорогом св€зано ещЄ одно недоразумение. ¬одной из частей Ѕиблии Ц Ђ ниге »оваї Ц говоритс€: Ђ«ахочет ли единорог служить тебе и переночует ли у €слей твоих? ћожешь ли верЄвкой прив€зать единорога к борозде, и станет ли он бороздить за тобой поле?ї “ак вот, никакого отношени€ к единорогу этот текст не имеет. ¬ оригинале употреблено слова Ђреемї, обозначающее дикого быка, но случилось так, что при переводе Ѕиблии с еврейского на греческий никто из участников (а их было 70 человек) значени€ слова не знал, но надо же было что-то написатьЕ вот и написали Ђмонокеросї Ц единорогЕ ј последующие переводы (в том числе и на наш €зык) восприн€ли эту ошибку по принципу Ђиспорченного телефонаї.


mas
ћарк Ѕлау

ќписка в 3-м абзаце "¬прочем, и в –ие" Ќасколько понимаю, "¬ –име"

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+