Восточная женщина Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, в семье состоятельного иранского промышленника. Но высокое искусство архитектуры постигала в лучших европейских школах Архитектурной ассоциации. Так уж водится, что талантливый ученик сначала учится у знаменитых наставников, но потом идет своим путем, забрав у учителей разве что первоначальные навыки. В случае с Захой Хадид все произошло именно так. А еще водится, что все необычное, не вмещающееся в привычные рамки тут же награждается нелестным клеймом чудачества и бесперспективности. Ее так и прозвали с первых шагов – «эксцентричная чудачка». И лишь ее звездный педагог Рем Колхаас разглядел «планету на собственной орбите» и предложил ей работать в своей фирме. Вскоре она рискнула открыть собственную фирму в Лондоне.
Признание не было бы признанием, если бы оно приходило сразу. Первые заказы «Zaha Hadid Architects» поступали более чем медленно, и то лишь по мелочам – проекты баров, лыжных трамплинов, мебели, прочие дизайнерские и оформительские заказы. Ортодоксальные заказчики долго не хотели принимать на веру то, что эти проекты, нарушающие всякие физические и математические принципы архитектуры, имеют право на жизнь. А она продолжала нарушать, и даже в мелочах не хотела отступать: она выбрала деконструктивизм, и на этом пути должна самоутвердиться. (Впрочем, Заха Хадид не умещается ни в один архитектурный жанр. У нее один жанр – Заха Хадид). Она с завидным постоянством выставляла свои безумные проекты на всевозможные конкурсы и выигрывала в них – исключительно благодаря оригинальности идей, но до воплощения эти идеи не доходили. Перевернутые небоскребы, вертикальные улицы, строения, напоминающие парящий над землей НЛО, острые углы, неправильные прямоугольники и параллелепипеды – и при этом потрясающе красивые, заставляющие ощущать себя где-то в далеком будущем, либо в фантастическом фильме…
В 1999 году все изменилось. Ей наконец-то дали построить Дворец современного искусства в Цинциннати (США). Именно здесь и воплотилась ее «вертикальная улица»: бетонные плиты зрительно перетекали через стеклянную дверь в пол вестибюля и фронтальную стену, создавая ощущение взлетающей дороги. Здесь нет двух одинаковых по конфигурации галерей. Фантазия автора проекта не признает никаких ограничений.
После этого старта Заха Хадид уже не покидала первые строчки в списках звездных архитекторов с мировым именем. Ее начали считать явным конкурентом самых больших знаменитостей, включая ее учителей и того же Рема Колхааса. Слава накатила сразу, и теперь ее проекты воплощаются один за другим: 170-метровый небоскреб из стекла, «так называемый «лежащий» небоскреб, напоминающий упавшее дерево, «танцующие башни» в Дубаи, «Сад камней» в Пекине… Среди проектов, которые расписаны до 2021 года, есть и облик современной Москвы в видении Захи Хадид. А в деле – десятки грандиозных строящихся объектов по всему миру.
Какими бы футуристическими ни были проекты и уже построенные объекты Захи Хадид – они при этом повторяют линии, овалы и углы, движения и динамику природы. Все это – не вымышленное, а увиденное зорким глазом художника и воплощенное в фантазию, в мечту. Это – Заха Хадид.