Уникальная статуэтка была обнаружена в 1908 году при раскопках, на месте бывшего кирпичного завода вблизи г. Виллендорф (Нижняя Австрия). Любопытно, что оолитовый пористый известняк, из которого изготовлена статуэтка, совершенно отсутствует в данной местности. Это доказывает, что Венера Виллендорфская была путешественницей и прибыла в австрийские земли из загадочных и неизвестных мест. Как бы то ни было, почетное право на хранение статуэтки имеет Музей естественной истории в Вене.
С помощью метода стратиграфии установлен приблизительный возраст статуэтки. Венера Виллендорфская оказалась дамой солидной, жившей 23 000 лет назад до н.э.
Венера Виллендорфская представляет собой обнаженную женщину, с чрезмерно округлыми, полными формами, руки которой покоятся на огромной груди. Кажется, что всем своим видом она превозносит оду плодородию и материнству. Голова Венеры покрыта густой и мелкой гравировкой из кос, которые закрывают даже лицо. Анализ остатков пигмента, обнаруженных на статуэтке, позволяет предположить, что изначально фигурка была окрашена в красный цвет и использовалась при исполнении ритуалов.
Отсутствие лица является характерной художественной чертой эпохи палеолита. Согласно существующей теории, лицо является ключевой особенностью человеческой личности, а все изображения без лица должны рассматриваться как нечто большее. Вполне вероятно, что Венера Виллендорфская олицетворяет некий анонимный объект, связанный с Божеством плодородия или фигурой Богини-матери.
С точки зрения идеализированного стандарта человеческого тела, характерного для греческой, римской культуры, а также искусства эпохи Возрождения, Венера Виллендорфская представляет отрицательный образ "не Венеры". Ее тело не красиво, не сексуально и прославляет биологическую суть женщины. Одним из последствий такого предубеждения служит тот факт, что в подписях к иллюстрациям этой статуэтки в некоторых книгах, слово «Венера» заменено словом «женщина».
Тем не менее, Венера Вилендорфская кажется безудержной, свободной от культурных табу и социального кодекса. Она есть образ «естественного» женского существа, раскованной женской силы, которые, веками спустя, культурные цивилизации будут стремиться ограничить и поставить под контроль.
Эта удивительная статуэтка, выдержавшее суровое испытание временем, завораживает своим образом и современного человека. Сегодня в мире насчитываются сотни подобных резных копий. Почему? Без сомнения, мировую известность Венера Виллендорфская получила благодаря притягательной силе природного естества и почетному титулу прародительницы.