icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такая Пейшенс Уорт - творческий дух?

  • 1765
  • 3

Кто такая Пейшенс Уорт - творческий дух?

В
В американском городе Сент-Луис, в библиотеке Исторического музея Миссури хранится необычное собрание сочинений – 29 машинописных переплетенных томов. Назвать эти произведения бессмертными шедеврами, пожалуй, нельзя, но в начале XX века они произвели фурор – не только и не столько своими литературными достоинствами, сколько тем, тем, что все они были написаны после смерти автора… нет-нет, я не оговорилась: не изданы, а именно написаны!

Началось все в 1913 году, когда жительница Сент-Луиса Эмили Хатчингс предложила своей подруге 29-летней домохозяйке Перл Каррен поучаствовать в спиритическом сеансе, и та согласилась. Ничего экстраординарного, это ведь была эпоха повального увлечения спиритизмом, но этот сеанс оказался неожиданно успешным, причем именно для Перл. С нею вступила в контакт некая Пейшенс Уорт. Она рассказала, что жила в XVII веке, родилась в Англии – в Дорсетшире, в юности уехала вместе с родителями в Новый Свет и там погибла при нападении индейцев на поселение. Перл даже «увидела» внешний облик Пейшенс: около тридцати лет, волосы цвета красного дерева, большие, глубокие карие глаза.

Встречи с медиумами Уорт искала не случайно: при жизни она не смогла реализовать свой литературный талант и хотела сделать это сейчас. Конечно, странно, что человек, давно покинувший сей бренный мир, все еще мечтал о мирской славе – но как знать, что взбредет в голову этим духам! Так или иначе, Перл и ее друзья-спиритуалисты с готовностью пришли на помощь потусторонней гостье, и скоро первый роман, весьма красочно повествующий о жизни в Англии XVII в., был записан.

Слухи о «творческом духе» распространились достаточно быстро. Публика ждала новых произведений, на сеансы, которые Перл устраивает раз в две недели, приходят многие люди, в их числе – журналист Каспер Йост, заинтересовавшийся этой историей. Его стараниями были изданы стихи, а затем роман Пейшенс Уорт – на сей раз действие происходило в Палестине в начале нашей эры.

Тем временем, сеансы продолжаются. Стихи, басни, афоризмы, романы сыпались, как из рога изобилия. Пейшенс Уорт становится популярным литератором, а Перл Каррен – не менее популярным медиумом. В отличие от многих других медиумов, она не впадала в транс во время сеансов, но передавала слова своей потусторонней собеседницей с такой скоростью, что опытные стенографисты едва успевали записывать. Впрочем, чаще всего записывал муж Перл.

Каспер Йост вознамерился доказать существование Пейшенс Уорт и с этой целью отправился в Дорсетшир – ведь должна же быть хотя бы запись о крещении в какой-нибудь церковной книге того времени, а если эта женщина отправилась на корабле в Америку, должна быть запись в судовом журнале!. Увы, поиски оказались тщетными: никаких документальных свидетельств он не обнаружил, зато полюбовался старой церковью и руинами монастыря, весьма детально описанными в одной из романов Уорт.

Все кончилось так же неожиданно, как и началось: в 1927 году, когда умер муж Перл, контакты стали редкими, фрагментарными, а в 1937 г. Перл умерла. С другими медиумами «творческий дух» общаться почему-то не захотел.

Так кто же писал эти книги? Может быть, сама Перл Каррен открыла в себе писательский дар и решила разрекламировать свой творчество столь необычным способом? История знает подобные примеры, когда судьба произведения оказывалась для его создателя важнее личной славы, или уже прославленный автор затевал «игру в прятки» с читающей публикой. Так, шотландский поэт Дж.Макферсон опубликовал свои поэмы по мотивам кельтских преданий под видом песен легендарного барда Оссиана, советский композитор В.Вавилов приписывал свои лютневые пьесы известным композиторам эпохи Возрождения, а итальянский писатель Э.Руссо опубликовал роман «Мафия изнутри. Исповедь мафиозо» за подписью «Аноним», выдав за подлинную автобиографию некого сицилийца, пожелавшего остаться неизвестным… может быть, история «творческого духа» стоит в одном ряду с этими случаями? А может, Каррен страдала психическим расстройством, выражающимся в раздвоении личности? Ничего невероятного в таком предположении нет – известно, что в школьные годы она перенесла нервный срыв – так что с неврной системой у нее было не все в порядке, а незадолго до начала пресловутых контактов она пережила большое горе – смерть отца…

Эти предположения высказывались скептиками уже тогда – и были отвергнуты. Автор этих книг, кем бы он ни был, демонстрировал такие познания в лингвистике, древней литературе и истории, каких не могло быть у Перл Каррен – она ведь не училась в университете, школу бросила в 14 лет и чтением никогда не увлекалась, да и в Дорсетшире, уголки которого так выразительно описаны в романах, никогда не была.

Впрочем, современники свидетельствуют только о плохом образовании Перл – и никто не говорит, что у нее была плохая память, что она не могла бы заучивать наизусть тексты, чтобы потом проговаривать их на сеансах. Вероятно, мисси Каррен и впрямь действовала по чьей-то указке, но это был отнюдь не бесплотный дух, а вполне реальный живой человек. Этот человек и образование имел, и в Дорсетшире бывал (может, даже родился и вырос там). Вздумай он сам – с такими-то фактами в биографии – изображать медиума, даже самые легковерные читатели догадались бы, кто на самом деле пишет книги, вот он и предпочел «остаться за кулисами», а на «сцену» вытолкнул малообразованную домохозяйку, которой уж точно никто не приписал бы авторство. Безусловно, для запоминания и обработки большого объема сложных текстов тоже нужен определенный образовательный уровень – но Каррен, как уже говорилось, помогал муж. Он был более образованным человеком, чем его супруга, даже изучал творчество Дж.Чосера… не потому ли контакты стали сходить на нет после его смерти?

Кто был этот таинственный мистификатор, стоявший за спиной Перл Каррен, какие цели он преследовал, мы, вероятно, не узнаем уже никогда. Впрочем, до сих пор находятся люди, которые верят в существование «творческого духа». Поистине, легче всего обмануть тех, кто «сам обманываться рад»!

mas
Марк Блау

Интересная история! "Patience Worth - книги с того света". Готовый рекламный слоган!

spe
Юлия Дворникова

Интересно, что после смерти любого хоть как-то и где-то знаменитого человека, обязательно находятся не только "прижизненные друзья", которых никто раньше не видел, но и парочка медиумов, принимающие "сигналы" от умершего гражданина. Откуда такая тяга?

top
Halida Rojkova

Сколько всего интересного вокруг! А загадка-то осталась!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+