icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Люди, биографии

Кто такая святая Терза Калькуттская?

  • 5633
  • 4

Кто такая святая Терза Калькуттская?

М
Мать Тереза… она же – святая Терза Калькуттская… женщина, чьё имя стало синонимом милосердия.

Будущая святая родилась 26 сентября 1910 г. в г. Скопье (Македония) в албанской семье. На другой день её крестили (и именно этот день – 27 августа – она впоследствии считала днём своего рождения). Тогда она звалась Агнес Гонджа Бояджиу, и она была младшей из трёх детей. Мать девочки была ревностной католичкой – регулярно посещала костёл, ухаживала за больными, помогала бедным (несмотря на то, что сама осталась вдовой, когда Агнес было 9 лет) – и во всём этом с детства принимала участие Агнес. Любила девочка и бывать в костёле, молиться. Однажды – во время паломничества в Черногорию – во время молитвы перед иконой Божье матери 12-летняя девочка впервые почувствовала призыв к служению Богу. Но тогда она заглушила в себе этот голос: становиться монахиней ей не хотелось.

Впрочем, впоследствии Агнес переменила мнение. В 18 лет она заинтересовалась деятельностью католических миссионеров в Индии – и отправилась в Дублин, где вступила в орден «Ирландские сёстры Лорето», имеющую миссию в этой стране – и отправилась в Калькутту, а затем – в Дарджилинг (городок в предгорьях Гималаев), где располагался монастырь этого ордена. Здесь Агнес проходит срок послушничества. Она ухаживает за больными в больнице, затем преподаёт историю и географию в школе св.Анны. И наконец, в 1937 г. она становится монахиней, получив при пострижении имя Тереза – в честь св. Терезы из Лизье. Эта французская монахиня, канонизированная в 1927 г., известной своей добротой и милосердием.

В 1946 г. по дороге в Дарджилинг Тереза услышала голос, приказавший ей: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой!» – теперь она точно знала, какого служения хочет от неё Бог: она должна уйти из монастыря, чтобы жить среди бедных и обездоленных, помогая им. Другие монахини во главе с настоятельницей приняли эту идею в штыки. Тяжело переживая такую ситуацию, Тереза заболевает – и во время болезни с ней случается видение: она стоит на Небе перед св.Петром, который упрекает её: «Зачем ты пришла сюда? Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь?» Она пообещала апостолу привести бедных из трущоб на Небо.

Видя настойчивость Терезы, настоятельница отправила её с этим вопросом к архиепископу Калькутты. Ему эта идея тоже не нравится – ведь тут есть и политический момент: Тереза ведь из Европы, а Индия вот-вот обретёт независимость – как отнесётся общественность к реализации планов монахини? Архиепископ откладывает решение вопроса на год, потом всё же решает дать добро – если не будет против папа римский.

И вот наконец в 1948 г. Тереза получает разрешение покинуть монастырь. Сменив монашеское одеяние на дешёвое белое сари с голубой каймой и распятием, она проходит ускоренные курсы медсестёр и поселяется в самом бедном квартале Калькутты. Она ухаживает за детьми и больными, учит детей грамоте, рисуя буквы прямо на земле…

В 1949 г. у неё появляется первая последовательница – девушка из богатой семьи, которая когда-то училась у Терезы в школе – а в начале следующего года их было уже семеро. В скором времени появился и богатый покровитель, предоставивший благочестивым сёстрам верхний этаж своего дома.

Помощниц у Терезы становится всё больше – и встаёт вопрос о создании ордена. В 1950 г. папа римский утвердил решение об учреждении Ордена сестёр милосердия, в уставе которого к трём обычным монашеским обетам – целомудрия, бедности и поста – был добавлен ещё один: служить бедным, ничего не требуя. Правила ордена отличались строгостью: в 4 часа утра – молитва, работа – по 16 часов в день, спасли сёстры на соломенных матрасах, не имели никакого имущества, кроме сменной одежды, питались только рисом и овощами. Члены ордена ухаживают за больными (в том числе и подбирая на улицах умирающих), раздают бедным лекарства и продукты – вот только рассчитывать им приходится исключительно на помощь благотворителей: Ватикан денег не выделяет.

В 1952 г. мать Тереза увидела на улице тяжело больную женщину, которая настолько ослабела, что её заживо начали есть крысы. Она отвезла несчастную в больницу – и пришлось проявить исключительную настойчивость: ведь у больной не было ни денег, ни медицинской страховки… Этот случай подсказал Терезе идею – открыть заведение, где заботились бы об умирающих, которым некуда податься. В Калькутте это имело особое значение: этот город является основным поставщиком… человеческих скелетов, которые продают в Европу (для школ, анатомичек и т.п.) по 100 долларов. Для этого трупы собирают на улицах, вылавливают из рек – т.е. обездоленные больные люди лишены возможности не только умереть по-человечески, им даже в последнем упокоении отказывают… И мать Тереза создала такой приют под названием «Нирмал Хридай» – «Чистое сердце» в переводе с хинди (впоследствии подобные заведения стали называть хосписами).

Не все в Калькутте одобряли действия матери Терезы: многие считали, что таим способом она пытается навязать местному населению христианство. Это была откровенная клевета: сёстры никогда не пытались обратить в свою веру тех, за кем ухаживали, и хоронили этих людей по обычаях их религии. Один политический деятель, посетив приют, заявил: «Я обещал закрыть центр, и я сделаю это… Но не раньше, чем ваши матери, жены и сестры придут сюда, чтобы делать то, что делают эти сестры». За 40 лет работники приюта подобрали на улицах города 54 тысячи человек. Главным в своей деятельности мать Тереза считала не то, что они дают этим несчастным крышу над головой, уход, пищу – а то, что им дают возможность почувствовать, что они кому-то небезразличны.

Ещё одна проблема, которой занималась мать Тереза – проказа. В Индии это заболевание считается карой свыше, и от человека, заболевшего ею (даже если он богат) сразу все отворачиваются, он лишается всего и вынужден доживать свой век как животное. Мать Тереза создавала для прокажённых небольшие поселения, где они могли бы не только полноценно жить, но и работать: на улицах собирали скорлупу кокосовых орехов, а прокажённые изготавливали из неё сувениры. Стараниями матери Терезы в 200 км от Калькутты был создан лепрозорий под названием «Шанти Нагар» (Город мира), где прокажённые живут обычной жизнью бок о бок со здоровыми волонтёрами. Немалая заслуга матери Терезы и в том, что индийское правительство отменило указ о принудительной стерилизации прокажённых.

Создала мать Тереза и первый в Калькутте приют для брошенных детей, где бок о бок со здоровыми живут дети-инвалиды – и здоровые дети принимают участие в заботе о них.

Но мать Тереза помогала не только о больных, бедных и сиротах – заботилась она и о тех, кто в своей жизни сделал много зла, но – тем не менее – не должен быть лишён последней надежды на спасение души: она посещала тюрьмы, где содержатся преступники, приговорённые к смертной казни. Для этих людей уже всё кончено – и потому нет никаких условностей и никакой морали – один из таких заключённых говорил, что «послал бы подальше» хоть президента, хоть губернатора, хоть самого папу римского, если бы пришёл кто-нибудь из них, но увидев по ту сторону решётки эту замечательную женщину, смог сказать только «Спасибо, мать Тереза!» Она подарила ему медальон с изображением Богоматери – и он попросил ещё один, для жены, которая в юности мечтала о монашеской доле… Мы не знаем, какими были последние минуты жизни этого человека, но хочется верить, что свет любви и надежды, который принесла ему мать Тереза, был с ним до конца – и таких, как он, было множество!

Деятельность Ордена ширится: его центры открываются в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Италии, Австралии и в Танзании (1968), в Англии (1970), в Бангладеш (1972), на Кубе (1986) и в других странах. Кроме членов ордена в его деятельности принимают участие и добровольные помощники-волонтёры – и необязательно это работа в госпиталях и приютах, ведь люди, нуждающиеся в помощи, есть везде: одна англичанка каждый год брала к себе в дом на время отпуска слепую старушку из приюта, супружеская пара из Ирландии давала приют каждому случайному гостю (однажды они так приютили целый цыганский табор). Принимали участие в деятельности Ордена и инвалиды, которые ничего делать не могли – их деятельность заключалось в молитвах, но мать тереза считала, что и это важно.

Дела матери Терезы не остались без внимания: в 1979 г. ей была присуждена Нобелевская премия Мира.

Между тем, столь напряжённая деятельность не могла не отразиться на здоровье пожилой женщины. С 1983 г. начались сердечные приступы. В 1990 г. она даже намеревалась оставить пост главы Ордена – но члены проголосовали против, да и Ватикан так и не сумел найти её замену… пришлось продолжить работу.

Беспокоили её не только проблемы со здоровьем, но и духовные испытания. Так, ещё в 1959 г. она писала своему духовному наставнику: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», – вот доказательство того, что святые – это не какие-то особые люди, они такие же, как мы – так же подвергаются искушением – но находят в себе достаточно сил, чтобы искушениям противостоять и выходить победителями.

Мать Тереза скончалась в 1997 г. В 2003 г. она причислена Католической церковью к лику блаженных.

Но и сегодня продолжает свою деятельность в разных странах основанный ею Орден милосердия. И сегодня мы можем прислушаться к её советам. Чему же учит нас мать Тереза?

Не обращать внимания, насколько наша одежда соответствует моде – главное, чтобы она не была вызывающей или грязной.

Сравнивать своё положение надо не с соседом, у которого новый автомобиль, не с подругой, у которой кольцо с бриллиантом – а с теми, у кого нет даже крыши над головой.

Лучше всего дети учатся любить в семье. Если семья распадается, дети вырастают, не умея любить.

Аборты — основная причина уничтожения мира в сегодняшнем мире и убеждена в этом. Если мать может убить своего собственного ребёнка, что тогда может удержать людей от убийства друг друга?

Для настоящей супружеской любви необходимо, чтобы мужчина испытывал уважение к достоинству женщины.

Нельзя ругать ребёнка, называя его глупцом, лентяем и т.п. – поддаваясь родительскому внушению, он действительно станет таким.

Истинно любить – значит, искать счастья не для себя, а для того, кого любишь.

Страдания – это не месть и не наказание, это дар Божьей любви, помогающий нам измениться к лучшему.

Богат не тот, кто имеет всё, а тот, кому достаточно того, что у него есть.

Казалось бы – прописные истины… но всегда ли мы помним о них в нашей повседневной жизни? Мать Тереза же прожила жизнь в соответствии с такими простыми истинами.

spe
Елена Коробова

Какая подробная биография этой женщины получилась! Вот это работа! Заслуженный плюс ++++ ))

deb
Игорь Переверзев

Не знал, что Калькутта является поставщиком человеческих скелетов! С удовольствием прочитал, спасибо!+++

spe
Лариса Попруга

Елена, Вы так подробно и хорошо написали об этой выдающейся женщине! Огромный ПЛЮС Вам

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+