icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то така€ св€та€ “ерза  алькуттска€?

  • 6102
  • 4

 то така€ св€та€ “ерза  алькуттска€?

ћ
ћать “ерезаЕ она же Ц св€та€ “ерза  алькуттска€Е женщина, чьЄ им€ стало синонимом милосерди€.

Ѕудуща€ св€та€ родилась 26 сент€бр€ 1910 г. в г. —копье (ћакедони€) в албанской семье. Ќа другой день еЄ крестили (и именно этот день Ц 27 августа Ц она впоследствии считала днЄм своего рождени€). “огда она звалась јгнес √онджа Ѕо€джиу, и она была младшей из трЄх детей. ћать девочки была ревностной католичкой Ц регул€рно посещала костЄл, ухаживала за больными, помогала бедным (несмотр€ на то, что сама осталась вдовой, когда јгнес было 9 лет) Ц и во всЄм этом с детства принимала участие јгнес. Ћюбила девочка и бывать в костЄле, молитьс€. ќднажды Ц во врем€ паломничества в „ерногорию Ц во врем€ молитвы перед иконой Ѕожье матери 12-летн€€ девочка впервые почувствовала призыв к служению Ѕогу. Ќо тогда она заглушила в себе этот голос: становитьс€ монахиней ей не хотелось.

¬прочем, впоследствии јгнес переменила мнение. ¬ 18 лет она заинтересовалась де€тельностью католических миссионеров в »ндии Ц и отправилась в ƒублин, где вступила в орден Ђ»рландские сЄстры Ћоретої, имеющую миссию в этой стране Ц и отправилась в  алькутту, а затем Ц в ƒарджилинг (городок в предгорь€х √ималаев), где располагалс€ монастырь этого ордена. «десь јгнес проходит срок послушничества. ќна ухаживает за больными в больнице, затем преподаЄт историю и географию в школе св.јнны. » наконец, в 1937 г. она становитс€ монахиней, получив при пострижении им€ “ереза Ц в честь св. “ерезы из Ћизье. Ёта французска€ монахин€, канонизированна€ в 1927 г., известной своей добротой и милосердием.

¬ 1946 г. по дороге в ƒарджилинг “ереза услышала голос, приказавший ей: Ђ»ди и живи среди бедных, а я буду с тобой!ї Ц теперь она точно знала, какого служени€ хочет от неЄ Ѕог: она должна уйти из монастыр€, чтобы жить среди бедных и обездоленных, помога€ им. ƒругие монахини во главе с насто€тельницей прин€ли эту идею в штыки. “€жело пережива€ такую ситуацию, “ереза заболевает Ц и во врем€ болезни с ней случаетс€ видение: она стоит на Ќебе перед св.ѕетром, который упрекает еЄ: Ђ«ачем ты пришла сюда? “ебе здесь нечего делать. Ќа Ќебе нет бедных. ќ ком же ты будешь заботитьс€ здесь?ї ќна пообещала апостолу привести бедных из трущоб на Ќебо.

¬ид€ настойчивость “ерезы, насто€тельница отправила еЄ с этим вопросом к архиепископу  алькутты. ≈му эта иде€ тоже не нравитс€ Ц ведь тут есть и политический момент: “ереза ведь из ≈вропы, а »нди€ вот-вот обретЄт независимость Ц как отнесЄтс€ общественность к реализации планов монахини? јрхиепископ откладывает решение вопроса на год, потом всЄ же решает дать добро Ц если не будет против папа римский.

» вот наконец в 1948 г. “ереза получает разрешение покинуть монастырь. —менив монашеское оде€ние на дешЄвое белое сари с голубой каймой и расп€тием, она проходит ускоренные курсы медсестЄр и посел€етс€ в самом бедном квартале  алькутты. ќна ухаживает за детьми и больными, учит детей грамоте, рису€ буквы пр€мо на землеЕ

¬ 1949 г. у неЄ по€вл€етс€ перва€ последовательница Ц девушка из богатой семьи, котора€ когда-то училась у “ерезы в школе Ц а в начале следующего года их было уже семеро. ¬ скором времени по€вилс€ и богатый покровитель, предоставивший благочестивым сЄстрам верхний этаж своего дома.

ѕомощниц у “ерезы становитс€ всЄ больше Ц и встаЄт вопрос о создании ордена. ¬ 1950 г. папа римский утвердил решение об учреждении ќрдена сестЄр милосерди€, в уставе которого к трЄм обычным монашеским обетам Ц целомудри€, бедности и поста Ц был добавлен ещЄ один: служить бедным, ничего не требу€. ѕравила ордена отличались строгостью: в 4 часа утра Ц молитва, работа Ц по 16 часов в день, спасли сЄстры на соломенных матрасах, не имели никакого имущества, кроме сменной одежды, питались только рисом и овощами. „лены ордена ухаживают за больными (в том числе и подбира€ на улицах умирающих), раздают бедным лекарства и продукты Ц вот только рассчитывать им приходитс€ исключительно на помощь благотворителей: ¬атикан денег не выдел€ет.

¬ 1952 г. мать “ереза увидела на улице т€жело больную женщину, котора€ настолько ослабела, что еЄ заживо начали есть крысы. ќна отвезла несчастную в больницу Ц и пришлось про€вить исключительную настойчивость: ведь у больной не было ни денег, ни медицинской страховкиЕ Ётот случай подсказал “ерезе идею Ц открыть заведение, где заботились бы об умирающих, которым некуда податьс€. ¬  алькутте это имело особое значение: этот город €вл€етс€ основным поставщикомЕ человеческих скелетов, которые продают в ≈вропу (дл€ школ, анатомичек и т.п.) по 100 долларов. ƒл€ этого трупы собирают на улицах, вылавливают из рек Ц т.е. обездоленные больные люди лишены возможности не только умереть по-человечески, им даже в последнем упокоении отказываютЕ » мать “ереза создала такой приют под названием ЂЌирмал ’ридайї Ц Ђ„истое сердцеї в переводе с хинди (впоследствии подобные заведени€ стали называть хосписами).

Ќе все в  алькутте одобр€ли действи€ матери “ерезы: многие считали, что таим способом она пытаетс€ нав€зать местному населению христианство. Ёто была откровенна€ клевета: сЄстры никогда не пытались обратить в свою веру тех, за кем ухаживали, и хоронили этих людей по обыча€х их религии. ќдин политический де€тель, посетив приют, за€вил: Ђя обещал закрыть центр, и € сделаю этоЕ Ќо не раньше, чем ваши матери, жены и сестры придут сюда, чтобы делать то, что делают эти сестрыї. «а 40 лет работники приюта подобрали на улицах города 54 тыс€чи человек. √лавным в своей де€тельности мать “ереза считала не то, что они дают этим несчастным крышу над головой, уход, пищу Ц а то, что им дают возможность почувствовать, что они кому-то небезразличны.

≈щЄ одна проблема, которой занималась мать “ереза Ц проказа. ¬ »ндии это заболевание считаетс€ карой свыше, и от человека, заболевшего ею (даже если он богат) сразу все отворачиваютс€, он лишаетс€ всего и вынужден доживать свой век как животное. ћать “ереза создавала дл€ прокажЄнных небольшие поселени€, где они могли бы не только полноценно жить, но и работать: на улицах собирали скорлупу кокосовых орехов, а прокажЄнные изготавливали из неЄ сувениры. —тарани€ми матери “ерезы в 200 км от  алькутты был создан лепрозорий под названием ЂЎанти Ќагарї (√ород мира), где прокажЄнные живут обычной жизнью бок о бок со здоровыми волонтЄрами. Ќемала€ заслуга матери “ерезы и в том, что индийское правительство отменило указ о принудительной стерилизации прокажЄнных.

—оздала мать “ереза и первый в  алькутте приют дл€ брошенных детей, где бок о бок со здоровыми живут дети-инвалиды Ц и здоровые дети принимают участие в заботе о них.

Ќо мать “ереза помогала не только о больных, бедных и сиротах Ц заботилась она и о тех, кто в своей жизни сделал много зла, но Ц тем не менее Ц не должен быть лишЄн последней надежды на спасение души: она посещала тюрьмы, где содержатс€ преступники, приговорЄнные к смертной казни. ƒл€ этих людей уже всЄ кончено Ц и потому нет никаких условностей и никакой морали Ц один из таких заключЄнных говорил, что Ђпослал бы подальшеї хоть президента, хоть губернатора, хоть самого папу римского, если бы пришЄл кто-нибудь из них, но увидев по ту сторону решЄтки эту замечательную женщину, смог сказать только Ђ—пасибо, мать “ереза!ї ќна подарила ему медальон с изображением Ѕогоматери Ц и он попросил ещЄ один, дл€ жены, котора€ в юности мечтала о монашеской долеЕ ћы не знаем, какими были последние минуты жизни этого человека, но хочетс€ верить, что свет любви и надежды, который принесла ему мать “ереза, был с ним до конца Ц и таких, как он, было множество!

ƒе€тельность ќрдена ширитс€: его центры открываютс€ в ¬енесуэле (1965), на ÷ейлоне (1967), в »талии, јвстралии и в “анзании (1968), в јнглии (1970), в Ѕангладеш (1972), на  убе (1986) и в других странах.  роме членов ордена в его де€тельности принимают участие и добровольные помощники-волонтЄры Ц и необ€зательно это работа в госпитал€х и приютах, ведь люди, нуждающиес€ в помощи, есть везде: одна англичанка каждый год брала к себе в дом на врем€ отпуска слепую старушку из приюта, супружеска€ пара из »рландии давала приют каждому случайному гостю (однажды они так приютили целый цыганский табор). ѕринимали участие в де€тельности ќрдена и инвалиды, которые ничего делать не могли Ц их де€тельность заключалось в молитвах, но мать тереза считала, что и это важно.

ƒела матери “ерезы не остались без внимани€: в 1979 г. ей была присуждена Ќобелевска€ преми€ ћира.

ћежду тем, столь напр€жЄнна€ де€тельность не могла не отразитьс€ на здоровье пожилой женщины. — 1983 г. начались сердечные приступы. ¬ 1990 г. она даже намеревалась оставить пост главы ќрдена Ц но члены проголосовали против, да и ¬атикан так и не сумел найти еЄ заменуЕ пришлось продолжить работу.

Ѕеспокоили еЄ не только проблемы со здоровьем, но и духовные испытани€. “ак, ещЄ в 1959 г. она писала своему духовному наставнику: Ђя чувствую себ€ потер€нной. √осподь не любит мен€. Ѕог может не быть Ѕогом. ¬озможно, его нетї, Ц вот доказательство того, что св€тые Ц это не какие-то особые люди, они такие же, как мы Ц так же подвергаютс€ искушением Ц но наход€т в себе достаточно сил, чтобы искушени€м противосто€ть и выходить победител€ми.

ћать “ереза скончалась в 1997 г. ¬ 2003 г. она причислена  атолической церковью к лику блаженных.

Ќо и сегодн€ продолжает свою де€тельность в разных странах основанный ею ќрден милосерди€. » сегодн€ мы можем прислушатьс€ к еЄ советам. „ему же учит нас мать “ереза?

Ќе обращать внимани€, насколько наша одежда соответствует моде Ц главное, чтобы она не была вызывающей или гр€зной.

—равнивать своЄ положение надо не с соседом, у которого новый автомобиль, не с подругой, у которой кольцо с бриллиантом Ц а с теми, у кого нет даже крыши над головой.

Ћучше всего дети учатс€ любить в семье. ≈сли семь€ распадаетс€, дети вырастают, не уме€ любить.

јборты Ч основна€ причина уничтожени€ мира в сегодн€шнем мире и убеждена в этом. ≈сли мать может убить своего собственного ребЄнка, что тогда может удержать людей от убийства друг друга?

ƒл€ насто€щей супружеской любви необходимо, чтобы мужчина испытывал уважение к достоинству женщины.

Ќельз€ ругать ребЄнка, называ€ его глупцом, лент€ем и т.п. Ц поддава€сь родительскому внушению, он действительно станет таким.

»стинно любить Ц значит, искать счасть€ не дл€ себ€, а дл€ того, кого любишь.

—традани€ Ц это не месть и не наказание, это дар Ѕожьей любви, помогающий нам изменитьс€ к лучшему.

Ѕогат не тот, кто имеет всЄ, а тот, кому достаточно того, что у него есть.

 азалось бы Ц прописные истиныЕ но всегда ли мы помним о них в нашей повседневной жизни? ћать “ереза же прожила жизнь в соответствии с такими простыми истинами.


pro
≈лена  оробова

 ака€ подробна€ биографи€ этой женщины получилась! ¬от это работа! «аслуженный плюс ++++ ))

deb
»горь ѕереверзев

Ќе знал, что  алькутта €вл€етс€ поставщиком человеческих скелетов! — удовольствием прочитал, спасибо!+++

spe
Ћариса ѕопруга

≈лена, ¬ы так подробно и хорошо написали об этой выдающейс€ женщине! ќгромный ѕЋё— ¬ам

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+