icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то така€ кликуша?

  • 5152
  • 4

 то така€ кликуша?

¬
...¬ храме идЄт Ћитурги€ верных Ц наиболее сокровенна€ часть Ѕожественной литургии, непосредственно предшествующа€ таинству ѕричасти€. » вдруг одна из мол€щихс€ женщин падает на пол, бьЄтс€ в корчах и судорогах, глаза еЄ станов€тс€ мутными, из рта идЄт пена, несчастна€ страшно кричит Ц либо нечто невразумительное, либо непристойные слова Ц и так продолжаетс€ до самого выноса —в€тых ƒаров.

“акую картину ещЄ в начале XX века нередко можно было наблюдать в русских сЄлах. “аких женщин называли Ђкликушамиї, поскольку иногда во врем€ припадков они выкрикивали (Ђвыкликалиї) им€ человека, который навЄл на них порчу. ѕричиной такого €влени€ считалась бесоодержимость Ц соответствующим было и лечение: над Ђпострадавшейї рекомендовалось читать молитвы (впрочем, иногда вместо молитв примен€лись заговоры, повелевающие бесам выйти Ђиз белого тела, из нутраЕї), поили св€той водой, укрывали скатертью, которой был накрыт пасхальный стол и т.п. ¬озможно, среди этих женщин были и действительно бесноватые Ц но в большинстве случаев за подобными припадками сто€ло нечто принципиально иное.

Е рестный ход в селе. ћол€щиес€ со св€щенником во главе выход€т из храма, во главе процессии несут чудотворную икону Ц и вдруг женщина, имеюща€ репутацию Ђкликушиї, начинает битьс€ в припадке, а погода сыра€, на улице сл€коть Ц и она сейчас упадЄт в эту гр€зь. ћужчины бросаютс€ подхватить еЄ, но св€щенник их останавливает: ЂЌе держите, пусть падает!ї „ерез считанные минуты всЄ проходитЕ „то же это за болезнь, котора€ про€вл€ет себе только на люд€х Ц и проходит, как только начинает доставл€ть больному какие-то непри€тности (хот€ бы Ц перспективу упасть в гр€зную лужу)? ћедицине известна одна така€ болезнь Ц истери€. » в приведЄнном случае (описанном —.ћаксимовым в книге ЂЌечиста, неведома€ и крЄстна€ силаї) св€щенник повЄл себ€ очень грамотно: истерический припадок продолжаетс€ тем дольше, чем больше привлекает внимание окружающих, и самый лучший способ оказать помощь истерику Ц это лишить его Ђблагодарных зрителейї.

ќткуда же бралась истери€ в форме кликушества в русских деревн€х, почему была так живуча? ћы сможем ответить на этот вопрос, если посмотрим, как воспринимали таких людей окружающие. ѕо свидетельству того же —.ћаксимова и других фольклористов и этнографов, никто никогда не выказывал раздражени€, не требовал удалить одержимую из храма, если припадок случалс€ во врем€ богослужени€ Ц напротив, такие женщины были окружены всеобщим сочувствием (как несчастные жертвы бесов и колдунов), близкие освобождали их от т€жЄлой работы даже в уборочную страду, а после припадков Ц и от работы вообще, кормили лучшей едой, старались не сердить, не раздражать (поскольку считалось, что если такого человека спровоцировать выругатьс€ Ц может снова начать кликушествовать)Е иными словами, мы можем наблюдать механизм возникновени€ истерии Ђво всей красеї Ц условна€ при€тность и желанность симптомов болезни дл€ больного! ј уж какой находкой было кликушество дл€ несчастных молодых женщин, которых Ђв штыкиї прин€ли родственники мужа! ¬ этом случае болезнь играла роль защитного механизма Ц как и у тех, кому необходимо было Ђсохранить лицої: ЂЕпри осторожном и негласном разбирательстве оказалось, что в числе их не было ни одной путной, работ€щей хоз€йки: все они наперЄд уже ославились в быту своЄм как нехоз€йки и неработницы, а потом уже попали в кликушиї, Ц пишет ¬.».ƒаль. “оже известный механизм Ђбегства в болезньї, характерный дл€ истерии: Ђя плохо работаю потому, что € боленї.

 стати, ¬.».ƒаль (тот самый, которого мы знаем как составител€ знаменитого словар€) был знаком с кликушеством не понаслышке: однажды ему пришлось работать управл€ющим в деревне, где это расстройство носило характер сущей эпидемии Ц и надо было что-то делать. „то же сделал ¬ладимир »ванович? ќн демонстративно оборудовал Ђбольницу дл€ кликушї (с решЄтками на окнах), установил там Ђприбор, выписанный бариномї из имени€, где с его помощью уже вылечили всех Ђпорченых бабї (прибор представл€л собой трубу дл€ поливки огорода), попул€рно объ€снил собравшимс€ любопытным, как будет происходить Ђлечениеї Ц и даже продемонстрировал Ђполивальный приборї в действии Ц а на другой день возле церкви во врем€ богослужени€ дежурили работники с носилкамиЕ ни с одной кликушей припадка не случилось.

¬ наши дни кликушества в таком виде пожалуй что и не встретишь: образ мысли изменилс€, бесоодержимость уже ни в ком не вызовет сочувстви€ Ц и истери€ Ђнадевает маскиї совсем других болезней, причЄм не всегда реально существующих. “ак, несколько лет назад одна юна€ росси€нка перестала выходить из дома днЄм, не давала открыть шторы, однажды зарезала крольчонка и прин€лась слизывать кровь, а когда кто-то в шутку сказал девушке, что сейчас плеснЄт на неЄ св€той водой, и плеснул обычной водой из-под крана, на коже у неЄ по€вилась сыпь Ц словом, больна€ вела себ€ как заправский вампир из фильма ужасов. “рудно сказать, что было причиной такого расстройства Ц безответна€ любовь к какому-нибудь приверженцу движени€ Ђготовї или всеобщее увлечение Ђвампирскойї тематикой в наше врем€ Ц но случай этот блест€ще показывает, что Ђвремена мен€ютс€ Ц страсти остаютс€їЕ и нервные расстройства Ц тоже!


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+