icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такая кликуша?

  • 4045
  • 4

Кто такая кликуша?

В
...В храме идёт Литургия верных – наиболее сокровенная часть Божественной литургии, непосредственно предшествующая таинству Причастия. И вдруг одна из молящихся женщин падает на пол, бьётся в корчах и судорогах, глаза её становятся мутными, из рта идёт пена, несчастная страшно кричит – либо нечто невразумительное, либо непристойные слова – и так продолжается до самого выноса Святых Даров.

Такую картину ещё в начале XX века нередко можно было наблюдать в русских сёлах. Таких женщин называли «кликушами», поскольку иногда во время припадков они выкрикивали («выкликали») имя человека, который навёл на них порчу. Причиной такого явления считалась бесоодержимость – соответствующим было и лечение: над «пострадавшей» рекомендовалось читать молитвы (впрочем, иногда вместо молитв применялись заговоры, повелевающие бесам выйти «из белого тела, из нутра…»), поили святой водой, укрывали скатертью, которой был накрыт пасхальный стол и т.п. Возможно, среди этих женщин были и действительно бесноватые – но в большинстве случаев за подобными припадками стояло нечто принципиально иное.

…Крестный ход в селе. Молящиеся со священником во главе выходят из храма, во главе процессии несут чудотворную икону – и вдруг женщина, имеющая репутацию «кликуши», начинает биться в припадке, а погода сырая, на улице слякоть – и она сейчас упадёт в эту грязь. Мужчины бросаются подхватить её, но священник их останавливает: «Не держите, пусть падает!» Через считанные минуты всё проходит… Что же это за болезнь, которая проявляет себе только на людях – и проходит, как только начинает доставлять больному какие-то неприятности (хотя бы – перспективу упасть в грязную лужу)? Медицине известна одна такая болезнь – истерия. И в приведённом случае (описанном С.Максимовым в книге «Нечиста, неведомая и крёстная сила») священник повёл себя очень грамотно: истерический припадок продолжается тем дольше, чем больше привлекает внимание окружающих, и самый лучший способ оказать помощь истерику – это лишить его «благодарных зрителей».

Откуда же бралась истерия в форме кликушества в русских деревнях, почему была так живуча? Мы сможем ответить на этот вопрос, если посмотрим, как воспринимали таких людей окружающие. По свидетельству того же С.Максимова и других фольклористов и этнографов, никто никогда не выказывал раздражения, не требовал удалить одержимую из храма, если припадок случался во время богослужения – напротив, такие женщины были окружены всеобщим сочувствием (как несчастные жертвы бесов и колдунов), близкие освобождали их от тяжёлой работы даже в уборочную страду, а после припадков – и от работы вообще, кормили лучшей едой, старались не сердить, не раздражать (поскольку считалось, что если такого человека спровоцировать выругаться – может снова начать кликушествовать)… иными словами, мы можем наблюдать механизм возникновения истерии «во всей красе» – условная приятность и желанность симптомов болезни для больного! А уж какой находкой было кликушество для несчастных молодых женщин, которых «в штыки» приняли родственники мужа! В этом случае болезнь играла роль защитного механизма – как и у тех, кому необходимо было «сохранить лицо»: «…при осторожном и негласном разбирательстве оказалось, что в числе их не было ни одной путной, работящей хозяйки: все они наперёд уже ославились в быту своём как нехозяйки и неработницы, а потом уже попали в кликуши», – пишет В.И.Даль. Тоже известный механизм «бегства в болезнь», характерный для истерии: «Я плохо работаю потому, что я болен».

Кстати, В.И.Даль (тот самый, которого мы знаем как составителя знаменитого словаря) был знаком с кликушеством не понаслышке: однажды ему пришлось работать управляющим в деревне, где это расстройство носило характер сущей эпидемии – и надо было что-то делать. Что же сделал Владимир Иванович? Он демонстративно оборудовал «больницу для кликуш» (с решётками на окнах), установил там «прибор, выписанный барином» из имения, где с его помощью уже вылечили всех «порченых баб» (прибор представлял собой трубу для поливки огорода), популярно объяснил собравшимся любопытным, как будет происходить «лечение» – и даже продемонстрировал «поливальный прибор» в действии – а на другой день возле церкви во время богослужения дежурили работники с носилками… ни с одной кликушей припадка не случилось.

В наши дни кликушества в таком виде пожалуй что и не встретишь: образ мысли изменился, бесоодержимость уже ни в ком не вызовет сочувствия – и истерия «надевает маски» совсем других болезней, причём не всегда реально существующих. Так, несколько лет назад одна юная россиянка перестала выходить из дома днём, не давала открыть шторы, однажды зарезала крольчонка и принялась слизывать кровь, а когда кто-то в шутку сказал девушке, что сейчас плеснёт на неё святой водой, и плеснул обычной водой из-под крана, на коже у неё появилась сыпь – словом, больная вела себя как заправский вампир из фильма ужасов. Трудно сказать, что было причиной такого расстройства – безответная любовь к какому-нибудь приверженцу движения «готов» или всеобщее увлечение «вампирской» тематикой в наше время – но случай этот блестяще показывает, что «времена меняются – страсти остаются»… и нервные расстройства – тоже!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+