Так всё-таки, кто же такая кикимора? Откуда она появилась и как выглядела? Чем «занималась»?
Слово «кикимора» имеет несколько значений. Самое непривычное для нас значение этого слова применяют военные. У снайперов «кикиморой» называется накидка, которую используют для маскировки.
Нам более известна «традиционная» кикимора, которая представляет собой маленькую сгорбленную старушку с уродливым лицом и головой с напёрсток, растрёпанными волосами. Одета она чаще всего в лохмотья, грязная и неряшливая.
Как появилось слово «кикимора», и какое значение ему придавали наши предки?
Слово «кикимора» имеет две части: «кики» (Kikke) - женское имя финно-угорских племён и «мора» (Мара) – имя ночного демона у балтийских славян, который насылал страшные сны (кошмары). Исходя из этого можно, сделать вывод, что Кикимора – это женщина-демон, которая безобразничает ночью - плод совместного творчества финно-угорских племён и балтийских славян.
По некоторым преданиям, кикимора была женой домового. Она, как правило, жила в доме за печкой и пряла пряжу, проказничала и шкодила. Как и домовой, кикимора – домашнее существо. Но «местом жительства» может выбрать двор или хлев с домашними животными, которых может тайком остричь. Может поселиться в курятнике, по ночам ощипывая кур. Но иногда кикимора становится «паинькой» и начинает делать добрые дела. Испечёт хлеб, покачает дитя, помоет посуду, при этом обязательно что-нибудь разобьёт. Но всё же чаще всего играет роль мелкой пакостницы, так старается напроказничать, досадить хозяевам дома.
Наши далёкие предки старались не гневить «хозяйку» своего дома. И второго марта (по старому стилю) отмечали день её рождения. До появления христианства – в день именины богини Морены, а Кикимора – одна из представительниц её свиты. В этот день обязательно перемывали всю посуду и утварь в воде, в которую добавляли настойку папоротника. Папоротник – самое любимое растение Марены. Также тщательно выметали дорожку от дома до перекрёстка или до колодца. Без сожаления расставались со старой разбитой посудой, потрёпанную одежду сжигали, а обходили дом с факелами.
Иногда, из-за выходок этой зловредной старушки, хозяева перебирались жить на новое место. Но прежде пытались от Кикиморы избавиться. Для этого было нужно под шесток в печи сунуть клок шерсти с ладаном и прочитать заговор: «Выходи ты, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо». Этот обряд проводился на праздник «Грачевники» (по некоторым данным 17 марта по старому стилю). В этот день кикиморы становились смирными, тихими и покладистыми. Чаще всего они невидимы человеку, но существовало поверье, что тот умрёт, кто кикимору увидит.
Есть ещё Кикимора болотная. По названию не сложно догадаться, что это «жена» лешего. И живут они оба на болоте и иных сырых и топких местах. Очень часто кикимора болотная пугала путников в лесу, издавая странные и неприятные звуки. В остальном она похожа на свою домовую «сестру», только серо-зелёного цвета, да в волосах всякие жучки-паучки-лягушата.
Есть ещё один вопрос, который невольно возникает, когда речь заходит о кикиморе. Это выдуманные существа или ими кто-то становиться?
Оказывается, по древним преданиям, кикиморами становились маленькие девочки, умершие до крещения или проклятые матерью до рождения, то есть ставшие жертвами аборта. И все такие кикиморы караулили душу матери, чтобы отправить её в ад. Также кикимору могли «оставить» плотники или печники, которым хозяева не заплатили за работу.
Не так уж далеки от истины были советские дети, когда называли кикиморами неряшливых, растрёпанных и чумазых людей.