- Красавица! – завистливо вздыхали женщины.
- Элегантная дама со своим стилем, - констатировали кутюрье.
- Роковая женщина, - говорили режиссеры.
- Капризная стерва! - рыдали продюсеры и их помощники.
- Удачливая бизнесвумен: она сама заработала свои деньги и сумела их преумножить, - восхищались любители считать деньги в чужих карманах.
- Красивых женщин в много, а Глория Свенсон одна, - подвел итог всем восторгам великий Чарли Чаплин.
Глория Свенсон была роскошной блондинкой. Она обожала драгоценности и хорошо в них разбиралась. Ее огромная гардеробная не вмещала шикарные платья от самых известных кутюрье и шубы из самых дорогих мехов. Поклонники ни разу не видели, чтобы Глория передвигалась на чем-то, кроме своего сверкающего белого роллс-ройса. Она жила в громадном особняке, расположенном в самом престижном районе. Глория всегда появлялась в сопровождении нескольких бодигардов. В их функции входила не только охрана суперзвезды, но и доставка драгоценностей в гримерку. Она любила себя, баловала, холила и лелеяла. Актриса восемь раз (!)была замужем, семь раз разводилась, а счет ее «мимолетных интрижек и славных романчиков» перевалил за цифру тридцать. А какими громкими скандалами, благодаря Глории постоянно «питалась желтая пресса»! А как она умела капризничать и интриговать! Словом, Глория Свенсон была самой настоящей звездой экрана, то есть такой, какой актрису хотели видеть миллионы ее поклонников.
Ее принял в свои объятия «великий немой», он подарил ей славу и роскошную жизнь. Без кинематографа не было бы Глории Свенсон. Киноведы отмечают, что образ звезды сформировался в 20-е годы ХХ века и полностью отражал вкусы тогдашней Америки. Эмансипация семимильными шагами прошлась по городам и весям, разрушая старые стереотипы и создавая новые. Женщина имеет право на все! Она может надевать любую одежду, в которой она выглядит роскошно. Если ей нравится мужчина, то не стоит сидеть в сторонке, скромно потупя взор. В ход пускается весь арсенал – от милой улыбки и глубокого декольте до неприличного (с точки зрения обывателя) мини и откровенного предложения провести вместе пару часов. Дама может пить, если ей нравится вкус алкоголя и состояние опьянения. Она может курить, ведь сигарета в тонких женских пальчиках смотрится так сексуально!
Этот образ формировал Голливуд, его примеряли на себя миллионы женщин, а помогали им в этом кинодивы. Глория Свенсон была одной из лучших. Она умело подогревала интерес публики к своей персоне, ни на день не давая публике забыть о себе. Один роман с Джозефом Кеннеди чего стоил! Во-первых, он длился много лет. Во-вторых, пара встречалась почти открыто - Глорию не смущало общественное мнение. В-третьих, актриса постоянно требовала и получала дорогие подарки, их стоимость обсуждала вся Америка. А потом она стала маркизой, прибавив своему облику аристократизма и еще большей пышности. Глория вышла замуж за маркиза де ла Фалез де Кудре. Правда, ненадолго, но по условию грамотно составленного брачного контракта титул остался у нее. Тут постарались ее адвокаты.
И биографию своей любимицы поклонники знали наизусть. Её полное имя – Глория Мэй Джозефина. Она дочь военного и родилась в 1899 году в «каменных джунглях» Чикаго. Образование – обычная средняя школа. После окончания Глория работала продавщицей в универмаге. Как видите, начало более чем обычное, и оно не обещало такого стремительного взлета на вершину славы. Но у девушки была красивая внешность и бешеное честолюбие. Этого оказалось достаточно, чтобы в 1915 году она получила небольшую роль в мелодраме «Песня души».
Оказалось, что Глория фотогенична, ее красивые глаза очень выразительны, а прелестная фигурка так просто умопомрачительна. Киностудия Kingston сняла ее в пяти фильмах. Критика эти роли признала удачными, но сниматься в эпизодах жаждущая славы девушка больше не хотела и переехала в Голливуд. С 1919 года началось восхождение Глории Свенсон на кинематографический Олимп. Компания Paramount Pictures активно снимала новую красавицу. Её амплуа – сильная женщина. Она знает, чего хочет от жизни и от мужчины. Неудачам такую женщину не сломить, ей помогают упорство и настойчивость, независимый характер, расчетливость и эгоизм.
Глория Свенсон и сама была такой, наверное, поэтому ей было несложно воплощать на экране эти образы. Деньги, заработанные на съемках и полученные от многочисленных любовных связей и разводов, она вкладывала с умом. Бедность ей не грозила: Дом моды приносил стабильный доход. Более того, она открыла собственную кинокомпанию и даже сняла несколько фильмов и в двух снялась сама. Критики и публика были в восторге, и за обе роли она была номинирована на получение престижной премии «Оскар». Вовремя поняв, что кино – это дело хлопотное, Свенсон без сожаления продала свою компанию. Она умела расставаться с любой обременяющей ее вещью.
А потом «великий немой» обрел звук, и оказалось, что голос Глории Свенсон не ложится на пленку. Легкая хрипотца в то время еще не была в моде, а тонким звенящим голоском актриса говорить не умела. Режиссеры надолго забыли красавицу. А вот в ревю на Бродвее она время от времени появлялась и всегда с оглушительным успехом. Годы «стремительно неслись вперед, к закату» Глория старела, и, казалось, возврата к прошлой славе уже никогда не будет. Но появился режиссер Билли Уайлдер, и она согласилась прочесть сценарий фильма «Бульвар заходящего солнца». Роль почти забытой звезды эпохи немого кино Нормы Десмонд увлекла актрису, и она согласилась сниматься.
Позволю себе вкратце напомнить сюжет этого фильма. Стареющая актриса живет в своем особняке и мечтает вернуться в мир киногрез. Но, увы, о ней все забыли. Однажды в ее доме появляется неудачник-сценарист. Он молод, вроде бы талантлив, но его сценарии никому не нужны, к тому же у него множество проблем, в том числе и финансовых. Норму увлекла идея совместной работы – она поможет молодому человеку «отшлифовать сценарий», они снимут фильм, и мир вновь услышит имя Десмонд. Сценарист становится ее любовником. Его не смущает разница в возрасте (ему 30 ей 60), его устраивает жизнь в роскоши.
Норме кажется, что все в жизни налаживается, до успеха осталось немного – только руку протянуть. И вдруг звонок с киностудии. Ура, ее просит приехать знаменитый режиссер. Она снялась в двух его фильмах, а теперь, после стольких лет забвения, он вспомнил о ней. Это ли не удача?! Как тщательно Норма выбирает платье, делает макияж, как долго подбирает украшения! Потом садится в свой роскошный роллс-ройс и с победной улыбкой на лице подъезжает к воротам студии. Режиссер выходит к воротам и… просит одолжить машину! Она нужна ему для съемок нового фильма, а такого роскошного раритета больше ни у кого нет.
Небо обрушилось на землю, свет померк, жизнь преподнесла еще один «гадкий сюрприз». Норма сумела сохранить хладнокровие на людях, но дома дала волю отчаянию. Она сошла с ума. В припадке ревности безумная женщина убила своего любовника. Полиция не смогла ее арестовать. Режиссер – виновник ее отчаяния – нашел выход. Он позвонил ей и сказал, что предлагает роль, что нужно срочно снять одну сцену. Ей всего лишь нужно спуститься по лестнице. В холле ее будут ждать санитары и полиция. Ее задача – красиво выглядеть и сохранять хладнокровие. В холле поставили камеры, установили свет, и Норма Десмонд сдалась полиции. Зрители рыдали, критика писала восторженные отзывы. А Глория на премьеру не явилась: смотреть на себя старую не захотела.
Фильм «Бульвар Сансет» (так назывался фильм в советском прокате) показал, что зря режиссеры отказались от Глории Свенсон. Рано списали за ее за ненужностью в архив кино. Так актриса вступила в «полосу новой славы». Кино, телевидение, Бродвей – все предлагали ей роли. Последняя работа в кино – «Аэропорт 1975». Роль была небольшой, но заметной. С 1975 года Глория Свенсон в кино не снималась.
Своей главной наградой она считала премию Дж. Истмена «За выдающийся вклад в искусство кинематографа». Глория гордилась, что до нее этой премии не была удостоена ни одна актриса. Кстати, и после нее тоже.
Она работала, но не забывала о бизнесе. Дом моды, открытый в Нью-Йорке в 60-х, был ориентирован на дам «в пикантном» возрасте. Деловая хватка и на этот раз не подвела Глорию. Она предложила дамам за 60 отличные коллекции одежды и услуги дизайнеров. Свенсон и сама одевалась только в своем Доме моды, а это привлекало клиентов. Звезда всегда прекрасно выглядела, до преклонных лет сохранила стройность и хорошую фигуру, занималась йогой, ела овощи и фрукты, в 40 лет отказалась от мучного и сладкого. А потом и вовсе стала вегетарианкой. В СССР Глория Свенсон приезжала не как актриса, а как пропагандист здорового образа жизни. Было это в далеком 1968 году.
Сердце звезды отказало, когда в 84 года. На прощальной панихиде в апреле 1983 г. были только родственники. Мир кинематографа опять забыл о созданной им звезде по имени Глория Свенсон.