icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Ћюди, биографии

 то така€ Ёлизабет —иддал ?

  • 600
  • 10

 то така€ Ёлизабет —иддал ?

¬
¬ начале 50-х годов 19 века несколько молодых художников решили создать новое объединение. Ќазвали они себ€ ЂЅратством прерафаэлитовї, ибо чувствовали духовное родство только с теми художниками, которые писали до –афаэл€ и ћикеланджело.  умиры Ц известные флорентийцы: неподражаемый ƒжованни Ѕеллини, загадочный ‘ра јнжелико и божественно прекрасный ѕеруджино. ÷ель этого секретного братства была четко определена Ц борьба с классикой во всех ее про€влени€х. ƒевизы звучали примерно так: јкадемизму Ц бой, викторианские условности следует изгнать напрочь, классику больше не копировать!

ћолодые художники называли себ€ брать€ми по искусству и ставили духовное родство выше кровного. Ќасто€щих родственников, то есть братьев, было двое Ц ƒанте √абриэль и ћайк –оссетти.   ним примкнули ƒжон Ёверетт ћилле, “омас ¬улнер, ’олман ’ант, ƒжеймс  оллинсон и ‘редерик —тивенс. ¬се они были молоды и необычайно талантливы.  аждый считал себ€ гением и на самом деле был таковым!

’удожники тщательно выбирали дл€ своих картин натурщиц. ќни ставили перед собой Ђвысокую цельї - максимально приблизить сюжет к жизни. «наменита€ ЂЋеди Ћилитї –оссетти была написана с хорошенькой простушки и распутницы ‘анни  орнфорт. —кандал? Ѕезусловно! Ќо общественное мнение вообще не заботило юных гениев, и каждый из них мечтал найти Ђсвоюї модель, котора€ могла стать и богиней, и ќфелией, и простой кресть€нкой, собирающей виноград.

» вот тут ”олтер ’оуэлл ƒеверелл, совершенно случайно зашедший в шл€пный магазин, увидел девушку с великолепными золотисто-рыжими волосами. ’удожник в это врем€ искал натурщицу дл€ картины по пьесе Ђƒвенадцата€ ночьї Ўекспира. ƒл€ образа ¬иолы рыжеволоса€ Ћиззи подходила идеально. Ѕыло это в 1849 году, и с этого времени прин€то считать, что в творчестве прерафаэлитов открылась нова€ страница. » открыла ее Ёлизабет Ёлеонора —иддал.

ќна родилась 25 июл€ 1829 года в простой семье, в которой не знали имен великих художников и не читали вечерами наизусть стихи известных поэтов. „арльз  рук и его жена не были богаты и не преуспели в торговле. —вою рыжеволосую малышку они баловали, как могли, но дать ей приличное образование и приданое не сумели. ѕришлось Ћиззи, спр€тав свои роскошные волосы под скромный чепец, шить за копейки шл€пки в мастерской. ”олтер ’оуэлл ƒеверелл круто изменил ее жизнь. ј молодые художники увидели в ней ту самую модель, идеальную натурщицу, о которой они мечтали.

ќдин из них - ƒжон Ёверетт ћилле - долго вынашивал идею написани€ полотна Ђќфели€ї. ќн пробовал одну за другой натурщиц Ц ни одна не подходила. ƒжон жаловалс€, что в их лицах нет Ђодухотворенности смертиї. ”видев Ћиззи, двадцатидвухлетний художник полностью изменил композицию.  артина впервые была выставлена в 1852 году и имела ошеломл€ющий успех. Ёлизабет стала известна широкому кругу художников, поэтов, композиторов и музыкантов. », наконец, произошло главное событие ее жизни Ц она стала музой и спутницей жизни Ђвеликого идеологаї прерафаэлитов ƒанте √абриэл€ –оссетти.

ќн тут же потребовал, чтобы она позировала только ему. ƒелитьс€ с брать€ми прерафаэлитами он не желал. ¬любленность в Ћиззи родила серию картин, на которых он с особой тщательностью и любовью писал ее необычного цвета волосы. ƒанте каждый день открывал что-то новое в своей натурщице. —начала он вы€снил, что она "прекрасна на ложе любви". ѕотом начал учить ее рисовать и каждый раз поражалс€ точности ее карандашных рисунков, смелости мазков и насыщенности цвета, когда она писала маслом.

ѕозже вы€снилось, что Ћиззи пишет стихи. ¬ светских салонах их читали и восхищались. —ам ƒжон –ескин не раз громогласно объ€вл€л ее гением. ќна вдохновл€ла ƒеверелла и ћиллеса, ее лицо можно найти на картинах ’анта и, конечно же, ƒанте √абриэл€ –оссетти. »деи прерффаэлитов стали ее жизненной философией, а она постепенно превратилась в очень значимую фигуру в их среде. ќна понимала ценность каждой работы и безропотно позировала. Ќапример, ћилле уложил ее в роскошном платье в ванну с теплой водой, и девушка лежала в ней часами. ¬ода остывала, Ћиззи мерзла, но, гл€д€ на сосредоточенное лицо художника, не смела его прервать. ¬ итоге она получила воспаление легких, которое позже перешло в туберкулез, а ћилле - мировую известность за картину "ќфели€" и счет от врача.

—овместна€ жизнь никак не желала становитьс€ браком: семье –оссетти Ёлизабет не понравилась. ќни решили, что она слишком проста дл€ их знаменитого и талантливого ƒанте. ƒевушка не настаивала на официальном браке, хот€ и была огорчена. ќна была больна, ей требовалась смена обстановки и климата. »деальным вариантом стал √астингс, там Ћиззи писала свои картины, создала несколько иллюстраций к стихотворению "—естра ≈лена" ƒанте –оссетти. ќн не выдержал разлуки и отправилс€ вслед за Ёлизабет. ∆енитьс€ на ней он пока еще не решалс€.   тому же ƒжон –ескин, восхищенный талантом Ћиззи, вс€чески отговаривал ƒанте от этого шага. ѕо мнению –ескина, у девушки было большое будущее, а супружество могло этому помешать.

ƒанте и сам понимал это, а потому вернулс€ в јнглию, а Ёлизабет решила попробовать полечитьс€ в Ќицце. ƒенег, которыми ее снабдили –оссетти и –ескин, хватило ненадолго. ѕришлось писать ƒанте и просить о финансовой помощи. ќн не отказал, быстро закончил триптих "ѕаоло и ‘ранческа ди –имини", продал его, и Ћиззи получила деньги. ј подарком от –ескина стала организованна€ им выставка художницы Ёлизабет —иддал. ѕублика восторгалась, прерафаэлиты гордились своей натурщицей, а ƒанте –оссетти наконец-то решилс€ женитьс€. —делал предложение, объ€вил о нем всем, а потом Е передумал. “акого унижени€ Ћиззи не стерпела и уехала, но ƒанте поехал вслед за ней и каким-то образом сумел вернуть ее расположение.

¬ыставка прерафаэлитов 1857 года добавила известности Ёлизабет —иддал. ќна была единственной женщиной в братстве, и внимание публики ей было обеспечено. Ќо здоровье ухудшалось, в 1860 году врачи сообщили о том, что жить ей осталось мало. –оссетти еще раз делает ей предложение, пара венчаетс€, и здоровье Ћиззи вроде бы идет на поправку. “€жела€ беременность и рождение мертвой девочки окончательно подрывают силы молодой женщины. ќкружающие считают ее сумасшедшей: она разговаривает сама с собой, баюкает умершую дочь, забывает поесть и порой не узнает окружающих.

¬се закончилось 11 феврал€ 1862 года. Ёлизабет поужинала, она была мила, улыбалась и казалась очень спокойной. –оссетти пошел проводить гост€, а вернувшись, увидел, что его жена мертва. ¬рачи говорили о гор€чке и об обострении туберкулеза. ј друзь€ и знакомые шептались о самоубийстве. Ѕлизок к нему был и ƒанте –оссетти Ц смерть жены стала дл€ него насто€щим потр€сением. ѕохороны собрали многих из почитателей таланта Ћиззи, пришли и прерафаэлиты. ƒанте, рыда€, положил в гроб тетрадь с прощальными стихами. ѕравда, потом пожалел об этом. „ерез 7 лет даже потребовал эксгумации, чтобы вернуть текст Ц он не помнил стихи наизусть. ∆алким оправданием его поступка может служить тот факт, что после смерти Ћиззи он начал много пить, а потом добралс€ до наркотиков.

Ёлизабет —иддал осталась в истории живописи, как талантливый поэт и превосходный художник. » просто красива€ женщина с прекрасными рыжими волосами и одухотворенным лицом Ц муза прерафаэлитов.


top
Halida Rojkova

—амые знаменитые картины, дл€ которых позировала Ёлизабет —иддал.

pro
—емен ÷ыгановский

ќчень люблю прерафаэлитов. Ќемного загадочный сюжет, четка€ прорисовка, €ркие краски.

spe
¬ладислав „ерных

«доровье девке загубил, замуж не вз€л, могилу разрыл... свинь€ этот –оссетти!

spe
ёли€ ƒворникова

ќп€ть грустна€ истори€! Ќо как подано, как красиво и печально рассказано! ѕравда, похоже на краски с картин прерафаэлитов? +++++++++

top
Halida Rojkova

я тоже люблю прерафаэлитов. ≈сть в них кака€-то загадочность. Ќа фоне абсолютного реализма вдруг волшебна€ сказка и недосказанность. ¬ их картинах всегда есть место дл€ фантазий зрител€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+