icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒом и семь€

 то така€ дочь?

  • 1793
  • 0

 то така€ дочь?

ƒ
Ђƒвадцатью рубл€ми долг отдаю, двадцать рублей в долг даю, двадцать рублей на ветер бросаюї, Ц такую загадку воеводе мужик в русской народной сказке. –азгадка оказалась простой: Ђдолг отдаюї Ц кормлю отца, который мен€ вырастил, Ђв долг даюї Ц кормлю сына, который позаботитс€ обо мне в старости, а Ђна ветер бросаюї Ц кормлю дочьЕ

ƒа, при определЄнном общественном укладе средства, потраченные на содержание дочери, считались Ђвыброшеннымиї, а рождение девочки Ц чуть ли не горем. »менно так обстоит дело, например, в современной »ндии Ц виной тому обычай даури, состо€щий в выплате огромного приданого, что позвол€ет семье мужа буквально шантажировать родственников жены, издева€сь над ней Ц и это длитс€ годамиЕ

“ого русского кресть€нина из сказки тоже в определЄнном смысле можно пон€ть: дочь ведь не станет вместе с ним работать в поле, а главное Ц со временем она вообще уйдЄт в другую семью, выйд€ замуж, иными словами Ц дочь раст€т как бы и не дл€ себ€, а Ђдл€ кого-то постороннегої.

¬прочем, нельз€ сказать, чтобы в рождении дочери отцы совсем уж не находили никакой пользы дл€ своей семьи, дл€ своего родаЕ и дело тут было как раз в том, что дочерей выдают замуж в другую семью! ѕравда, это предполагает значительные затраты на приданое (как правило, у бесприданницы было не так уж много шансов выйти замуж Ц будь она хоть первой красавицей). ¬месте с тем, путЄм брака можно было с кем-то породнитьс€ Ц желательно, конечно, с кем-нибудь побогаче, познатнее, чтобы был надЄжным союзником в войне (дл€ феодала) или выгодным партнЄром в торговых делах (дл€ купца)Е так что дочь, по сути дела, становилась Ђтоваромї, который надо Ђвыгодно продатьї (не отсюда ли происходит известна€ Ђформулаї сватовства: Ђ” вас товар Ц у нас купецї?).

Ќо существовало и другое отношение к дочер€мЕ

»звестна€ канадска€ писательница и собирательница фольклора индейцев —еверной јмерики записала такую легенду племени тилликумов.

Е ак-то раз жена ¬еликого ¬ожд€ спросила супруга, окажет ли он ей больше почестей, если она родит сына Ц или дочь? Ђѕодари мне дочь! Ц ответил ¬еликий ¬ождь. Ц „тобы она в свой черЄд смогла подарить детей своему мужуї. Ќо тогда ¬ожд€ обступили его люди Ц разгневанные мужчины: Ђ“ы стал рабом женщины! Ц кричали они. Ц ј теперь хочешь стать рабом девчонки!  огда ты состаришьс€, что сможет сделать девчонка, чтобы помочь всем нам, кто будет тогда нашим ¬ождЄм?ї » вот, когда весной люди сошлись на лов лосос€ Ц ни одна рыбина не вошла в устье реки: люди оскорбили женщину мать Ц и мать-земл€ лишила их своих даровЕ Ђƒобрый знак, когда родитс€ девочка, Ц говорила писательнице стара€ индианка, рассказавша€ эту легенду. Ц ћы хотим, чтобы первыми по€вл€лись на свет девочки, а не мальчики Ч дл€ одних сражений. “вой народ зан€т только тропою войны, а наш Ц миролюбивееї. ≈й вторит современный поэт ј.—олодовников:

ЂЋюдские мудрецы великие

¬ атомный ад ведут народы,

ј белые платочки тихие

—обой скрепл€ют церкви сводыї.

–адуйтесь рождению дочерей! Ќе забывайте, что женщины научились замен€ть мужчин и у станков, и за рулЄм, и в научных лаборатори€х, и даже в космосе Ц но никогда мужчина не заменит женщину на родовом столе!


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+