icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то така€ Ѕаба-яга?

  • 785
  • 3

 то така€ Ѕаба-яга?

Ќ
Ќародные сказки Ц это тот вечный родник мудрости, с которым все мы соприкасаемс€ уже в детстве. ќбразы из этих сказок не забываютс€ никогда: ≈мел€, разъезжающий на печке, л€гушка, превращающа€с€ в царевнуЕ и, конечно, Ѕаба-яга!

ќбраз Ѕабы-яги, пожалуй, относитс€ к числу самых впечатл€ющих. ≈ще не так давно Ц в советское врем€, когда дети нашей страны были отделены Ђжелезным занавесомї от мертвецов-зомби, вампиров и других пугающих персонажей западной массовой культуры, детским психологам, имеющим дело с детскими страхами, нередко приходилось встречатьс€ с этой мрачной старухойЕ но если мы повнимательней присмотримс€ к сказкам, мы поймем, что изначально у Ѕабы-яги были об€занности более серьезные, чем пугать детей.

ќдна из самых узнаваемых характеристик Ц это, конечно, Ђкост€на€ ногаїЕ нога скелета, по сути дела Ц нога трупа. ƒа и некоторые другие детали заставл€ют задуматьс€ о том, что наша героин€ Ц Ђне очень жива€ї: зубы на полке, а нос в потолок врос Ц не говорит ли это о том, что хоз€йка едва помещаетс€ в своей избушке? Ёто вполне естественно, если предположить, что избушка Ц гроб. Ќо Ђкост€на€ї, мертва€ у нее все-таки только одна нога Ц значит, мертва она только наполовину?

“ака€ Ђасимметричностьї Ц не редкость в мифологии. “ак, у скандинавкой правительницы царства мертвых Ц ’ель Ц половина тела имеет вид гниющего м€са, скандинавский бог ќдин, чтобы приобрести высшую мудрость, отдал свой глаз Ц но отсутствие глаза изначально было не Ђплатойї за прикосновение к источнику: глаз должен был стать Ђмертвымї, чтобы смотреть в потусторонний мир, не тер€€ при этом св€зи с миром живых. ¬от и Ѕаба-яга, имею одну Ђкост€нуюї ногу и одну живую, оказываетс€ существом, существующим одновременно в двух мирах Ц мире живых и мире мертвых, потустороннем. Ёто нечто вроде Ђпограничникаї между мирами.

Ђ онтрольно-пропускнойї пункт, на котором она бессменно Ђдежуритї, нельз€ обойти Ц ведь через него проходит граница, не случайно герою, отправл€ющемус€ Ђв тридев€тое царствої, не миновать избушки Ѕабы-яги (дл€ древнего человека люба€ более или менее отдаленна€ территори€ была Ђиным миромї). √раницу просто так не перейдешь, избушку нельз€ обойти, можно только заставить повернутьс€ с помощью заклинани€. «нание этого заклинани€ Ц тоже своего рода Ђдопуск к экзаменуїЕ встреча с Ѕабой-ягой Ц это именно экзамен. ƒл€ начала герой должен доказать, что он Ђсвойї Ц показателем этого считаетс€ готовность есть пищу, которую предложит хоз€йка избушки (пищу мертвых). »менно поэтому в ответ на требование геро€ Ђнакормить-напоитьї Ѕаба-яга не осаживает наглеца, а наоборот Ц весьма радушно его принимает...

Ќо испытани€ на этом не заканчиваютс€. √еро€ (в некоторых сказках Ц героиню) могут заставить послужить хоз€йке, выполнить какую-то работу. ¬ сказке о ¬асилисе, записанной јфанасьевым, Ѕаба-яга предлагает девушке задать ей три вопроса Ц и ¬асилиса благоразумно спрашивает о том, что видела во дворе, но не о том, что находитс€ в доме (несоблюдение этого услови€ привело бы к печальным последстви€м)Е „то же это за Ђэкзаменї, которому подвергает человека Ѕаба-яга?

ћы уже вы€снили, что визит к Ѕабе-яге Ц это Ђпропускї в мир мертвых, но в отличие от смерти, герой после этого благополучно возвращаетс€ в мир живых. ¬ременной смертью был в глазах древнего человека обр€д посв€щени€, в ходе которого должен был Ђумеретьї ребенок и Ђродитьс€ї взрослый член рода. ” некоторых современных Ђпримитивныхї народов посв€щаемых подростков Ђпроглатывалої тотемное животное Ц в форме головы такого животного строилась хижина, где происходил обр€д Ц не от этого ли тотемистического прошлого унаследовала Ђкурьи ножкиї избушка Ѕабы-яги?

¬ажно понимать, что древний человек воспринимал обр€д не как смерть символическую, ритуальную, а как вполне реальную. Ђѕобывать в мире мертвыхї помогали отвары из одурманивающих трав Ц вспомним одно из любимых зан€тий Ѕабы-яги: варить волшебные зель€.

»так, Ѕаба-яга из наших любимых сказок Ц это либо богин€ смерти, либо жрица, котора€ проводит обр€д посв€щени€. ¬прочем, дл€ древнего человека особой разницы не было: жрецы при совершении обр€да (особенно в измененном состо€нии сознани€) вполне могли ощущать себ€ воплощени€ми богов. ѕримечательно, что мы имеем дело именно со жрицей, а не жрецом Ц это свидетельствует о древнем, матриархальном происхождении образа. ¬прочем, в этом есть особа€ логика: за рождение человека Ђотвечаетї женщина Ц следовательно, женщина же должна обеспечить ему и Ђвтороеї, обр€довое рождение.

mas
ћарк Ѕлау

≈сть така€ картина "ƒети, бегущие от грозы". –еализм и передвижничество. Ќо в детстве € в ней видел страшную Ѕабу-ягу, котора€ спр€талась под мостом и подстерегает там детей.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+