icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
Ћюди, биографии

 то така€ —киапарелли ?

  • 546
  • 7

 то така€ —киапарелли ?

—киапарелли Ц знаменита€ италь€нска€ фамили€. ƒжованни —киапарелли (1835 Ч 1910) Ц первый человек на «емле, увидевший в телескоп марсианские Ђканалыї. Ѕлагодар€ этому открытию многие из нас до сих пор уверены в том, что на красной планете нас ожидает встреча с брать€ми по разуму.

ѕлем€нница астронома прославилась не менее (а может быть, даже более), чем д€д€. Ёльза —киапарелли (1890 Ч 1973) известна как дизайнер женской одежды. Ѕольшую часть своей жизни она прожила в ѕариже, где конкурировала со знаменитой  око Ўанель.  онкурировала, но совсем не проиграла в этой суровой конкурентной борьбе. — ее именем св€зано пон€тие Ђпрет-а-порте́ї (Ђprêt-à-porterї, что в переводе с французского означает Ђготовое платьеї). Ёто демократичное развитие высокой моды, когда крупные и дорогие модельеры организуют производство готовой одежды, котора€, несмотр€ на массовость производства, не тер€ет своей элитарности, а значит, и высокой цены тоже.

Ёльза —киапарелли родилась в аристократическом римском семействе во дворце  орсини, совсем недалеко от ¬атикана. ќна считала себ€ дурнушкой, потому что старша€ ее сестра была прекрасна. ƒевушка долго изживала в себе комплекс неполноценности, но, похоже, до конца его изжить так и не смогла. ¬прочем, живой ум и почти врожденное чувство прекрасного очень ей помогали.

¬ 13 лет она съездила с отцом в “унис. ѕрелести ¬остока были очаровательны, пышны и необычны, оставшись в сознании каким-то волшебным и удивительным узором, на который начали накладыватьс€ другие жизненные впечатлени€.

–анний брак с британским графом ”иль€мом де ¬ендтом де  ерлором был €ркий, праздничный, но просуществовал недолго. –азгульна€ жизнь, поездки на Ћазурный берег, в ћонако, в јмерику совсем не сплотили семью. ѕо€вление ребенка тоже не принесло большой радости мужу. ј когда оказалось, что у девочки детский церебральный паралич, папаша вообще пропал. Ёлиза вернулась с ребенком в ѕариж и начала борьбу за их совместное выживание.

¬ ѕариже Ёльза —киапарелли познакомилась со знаменитым модельером ѕолем ѕуаре. Ќо пробитьс€ в мир высокой моды в столице этой высокой моды было совсем не просто. —лучай подвернулс€, казалось бы, сам собой. ќна увидела у одной из знакомых в€заный свитер ручной работы. ќказалось, подобную красоту в€жут здесь женщины из јрмении. Ёльза —киапарелли организовала рекламу и прием заказов. Ќеобычные узоры на свитерах, необычные фасоны Ц все сыграло на пользу. ѕроизводство выжило и даже стало понемногу развиватьс€. ¬ 1928 году американска€ фирма ЂStraussї заказала —киапарелли крупную партию свитеров дл€ зимнего сезона. — выполнени€ этого заказа начал вою работу парижский дом моды —киапарелли.

Ёльза —киапарелли не умела шить, но именно поэтому ее идеи оказались востребованными. Ћегкие и праздничные идеи зажигали мастеров, которые знали, как воплотить их в жизнь. ј еще она не считала женское тело вешалкой дл€ идеальной одежды, чем довольно часто грешили модельеры. ” —киапарелли шили красиво дл€ конкретных женщин, и делали их красивыми. ¬ 1935 году —киапарелли со своими необычными модел€ми побывала даже в ———–. Ќеизвестно, поразили ли ее успехи социалистического строительства, но вот очередь в ћавзолей к Ђвосковомуї, по ее словам, Ћенину, впечатление произвела. ј еще Ёльза —киапарелли привезла из ћосквы потр€сающий рецепт дл€ похудани€. —ухой хлеб с черной икрой, иногда немного севрюги, и всегда водка. Ёта диета, как говорила модельер, позволила ей вернутьс€ в ѕариж худой, как √анди, и при этом полной радости и новых идей.

ѕеред ¬торой мировой войной в ѕариже разгорелась сво€ война, между Ўанель и —киапарелли.

ќни противоречили друг другу во всем. √абриэль Ўанель выросла в приюте, Ёльза —киапарелли Ц на аристократической римской вилле. Ўанель была не слишком образованна€, и всю жизнь зарабатывала деньги. Ёльза к деньгам относилась легко и просто, так же как легко и просто употребл€ла в деле свое хорошее образование.

—амое смешное, что Ђприютска€ крысаї √абриэль Ўанель вводила в жизнь аристократические утонченные вкусы. ј аристократка Ёльза —киапарелли посв€тила свою творческую жизнь дл€ создани€ шокирующей одежды, аксессуаров и украшений. Ўанель прославилась Ђмаленьким черным платьемї, —киапарелли Ц черным в€заным платьем. Ўанель стала украшать свои издели€ искусственным жемчугом, —киапарелли ввела моду на бижутерию из неприкрыто простецких стекл€шек. Ўанель использует однотонные ткани, —киапарелли Ц трикотаж с печатными рисунками. Ўанель канонизировала черный цвет, считавшийс€ до тех пор траурным. —киапарелли сделала модным €рко-розовый цвет, который вообще считали цветом Ђвырви глазї. ¬ общем, пока вс€кого рода фовисты и кубисты доказывали относительность цветов и форм в Ђбольшойї живописи, две этих парижские модистки доказали, что и в одежде строгие цвета и формы Ц тоже пон€ти€ относительные.

 стати, придумки  око Ўанель давно превратились в классику. »деи же —киапарелли до сих пор Ђживут и побеждаютї, вдохновл€€ дизайнеров и художников на новые оригинальные изобретени€ в сфере моды.

—киапарелли перва€ применила в своих плать€х застежку-молнию, придумала юбку-брюки и стала широко примен€ть в своих модел€х газетный принт. ќна же ввела в употребление подплечники. Ёта маленька€ хитрость визуально расшир€ла плечи, а талию делала более узкой. » да, раздельный купальник тоже придумала Ёльза —киапарелли. ѕро прет-а-порте уже было сказано в начале статьи.

Ёльза —киапарелли сотрудничала со знаменитым —альвадором ƒали, тоже не чуждого экспериментам и не брезговавшего прикладным искусством. ¬месте с ним она разработала знаменитое платье Ђ—келетї и оригинальные флаконы дл€ собственной коллекции парфюма.

ѕоведение двух знаменитых модисток было противоположным и тогда, когда разразилась ¬тора€ мирова€ война.  око Ўанель осталась в оккупированном ѕариже, Ёльза переехала в јмерику. —реди прочего она работала костюмером в √олливуде и участвовала в создании 27 кинокартин.

ѕосле войны Ёльза —киапарелли возвращаетс€ во ‘ранцию, но ей становитс€ очевидным: пришли другие времена. ћир восхищает теперь гений  ристиана ƒиора. Ёльза уходит из модельного бизнеса. ћодный дом —киапарелли сходит со сцены. —ейчас это им€ помн€т только историки моды и... все современные модельеры.  ак уже было сказано, идеи Ёльзы —киапарелли не ушли в музеи и архивы.

—удьба вознаградила ее тем, что огромные деньги, вложенные в лечение дочери, были потрачены не даром. ƒевочку сумели поставить на ноги, врачи практически полностью устранили последстви€ страшного заболевани€.


spe
¬ладислав „ерных

Ќу вот, —емен, не всЄ китайцы придумали, оказываетс€! »таль€нцы тоже выдумщики - то каналы на ћарсе придумают, то купальник и вырви-глаз )))

mas
ћарк Ѕлау

я думал, что раздельные купальники (бикини) придумали после ¬торой мировой войны. ќказываетс€, раньше.

top
Halida Rojkova

¬ойна модельеров - это интересное во всех отношени€х событие: рождаютс€ новые идеи на радость женщинам и историкам моды. ≈сть что надеть и есть о чем поговорить.

spe
ёли€ ƒворникова

—оздаЄтс€ впечатление, что если бы не было Ёльзы —киапарелли, то мир моды, возможно, развивалс€ бы в ином направлении. Ќо, это всЄ если бы, да как бы... »нтересна€, зан€тна€ стать€!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+