icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
ћучают вопросы? ”знай

 то придумал субботники?

  • 1329
  • 12

 то придумал субботники?

—лово Ђсубботникї к нам пришло из далекого 1919 года. Ёто было врем€, когда рабочие и кресть€не, вз€вшие власть в свои руки вынуждены были еЄ защищать от бывших собственников. √ражданска€ война 1918-1920 гг. вызвала небывалый подъем патриотизма всего трудового люда.

Ќар€ду с героизмом на фронтах рабочие и кресть€не тыла, преодолева€ трудности военного времени, делали все дл€ победы  расной јрмии. —набжали еЄ продовольствием, одеждой, оружием и боеприпасами.  аждый стремилс€ внести свой посильный вклад в победу над буржу€ми и помещиками.

12 апрел€ 1919 года 15 рабочих железнодорожного депо Ђћосква-—ортировочна€ї прин€ли решение увеличить свой рабочий день на час, объ€вить субботу рабочим днем, работать бесплатно до полной победы над  олчаком. «а дополнительное врем€ они отремонтировали три паровоза. ¬ субботу 10 ма€ рабочие ћосковско- азанской железной дороги отремонтировали 4 паровоза и 16 вагонов и разгрузили несколько составов.

17 ма€ в газете Ђѕравдаї по€вл€етс€ стать€ Ђ–абота по-революционному ( оммунистическа€ суббота)ї, в которой рассказывалось о том, какую работу сумели проделать московские железнодорожники за прошедшие субботы. »з, приведенной в статье таблицы было видно рабочие работали с самыми высокими показател€ми производительности труда -270%.

 оммунистический субботники прошли по многим промышленным центрам. ќчень скоро это движение стало массовым. ¬ безвозмездном труде принимали участие не только коммунисты, но и беспартийные.  аждый стремилс€ внести свой посильный вклад в общее дело Ц разгром врага, угрожающего силой вернуть старые пор€дки.

—егодн€, дл€ нас безвозмездный труд на благо общества стал чем-то обыденным. ћы по советской привычке, весной, в последнюю субботу апрел€ выходим все на благоустройство своих дворов и улиц, сажаем деревь€, убираем мусор, красим деревь€, вскапываем газоны и т.д. ј в те трудные дл€ молодой республики годы, столети€ми ненавистный, изнурительный труд на господина вдруг приобрел новое качество. ќсвобожденный от эксплуатации рабочий класс, продемонстрировал невиданную производительность.

“руд€щиес€ тыла очень быстро усвоили, что своим безвозмездным трудом они укрепл€ют свое собственное отечество.

»менно это новое (коммунистическое) отношение к труду ¬.». Ћенин назвал Ђ¬еликим починомї в своей знаменитой брошюре, написанной 28 июн€ 1919 года.

Ўирокий размах коммунистический субботники получили в 1920 году. »звестно, что сам ѕредседатель —овнаркома ¬. Ћенин прин€л участие в подобном субботнике по уборке территории ћосковского  ремл€ 1 ма€ 1920 года. ¬ мирное врем€, субботники (воскресники) проводились по инициативе руководства предпри€тий. „асто за счет дополнительного труда руководство предпри€тий пыталось повысить производственные и экономические показатели по выполнению плановых заданий, повышению производительности труда.

¬ послевоенное врем€ в ———– ежегодно накануне ѕервома€, 22 апрел€ проводилс€ ¬сесоюзный Ћенинский субботник. Ёто был всенародный праздник безвозмездного труда на благо общества.  то-то отсто€л смену у станка, кто-то навел пор€док на заводской территории, убрал свалку. ѕенсионеры, школьники, горожане и сельчане приводили в пор€док города и села. ¬сюду играла музыка, улицы были украшены транспарантами и лозунгами. ƒл€ одних участие в субботнике было праздником, дл€ других коммунистической принудиловкой.

—о сменой общественного устройства в нашей стране добровольный, общественный, безвозмездный труд предан забвению. »ногда при стихийных бедстви€х (наводнение, пожар, землетр€сение) в люд€х просыпаетс€ взаимопомощь, коллективный инстинкт самосохранени€ и они поднимаютс€ на помощь пострадавшим. Ќо такие случаи встречаютс€ все реже и реже.

“аким образом, слово субботник придумали московские железнодорожники в апреле 1919 года, а газета Ђѕравдаї и ¬.». Ћенин назвали их Ђкоммунистическимиї.


top
Halida Rojkova

ј в азиатских странах еще до вс€кого упоминани€ о Ћенине и субботниках жил и до сих пор живет отличный обычай - хашар.  аждую весну и осень, часто и летом, весь ”збекистан выходит на улицы. ≈сли у соседа праздник, например, он начинает строительство дома, то к нему придет весь квартал (махалл€) и безвозмездно за два-три (!) дн€ поднимут дом. “ак что субботники изобрели не коммунисты, они просто сл€мзили этот обычай у народов ¬остока. ј стать€, как всегда, отлична€ +++++

mas
≈вгений Ѕагдерин

¬ –оссии тоже издревле существовали негласные коллективистские начала в сельской общине, котора€ была ненавистна ѕ. —толыпину и которую он считал тормозом. ¬сем миром помогали строить плотины, дороги, дома погорельцам и молодоженам, отправл€ли служить в армию и т.д.

mas
≈вгений Ѕагдерин

ћысли, которые невольно возникли при работе над материалом.

Ќепроста€, трудна€ дл€ современного понимани€ истори€ нашей –одины все чаще заставл€ет нас огл€нутьс€ назад и переосмыслить прошлое. ¬от уже в воздухе витают предложени€ восстановить пам€тник Ђвеликому инквизитору революцииї ‘.ƒзержинскому, ведутс€ споры о роли в нашей истории »осифа ƒжугашвили. ќтчасти это происходит от того, что новые идеологи, с легкой руки которых обычное предательство было возведено в ранг добродетели, €вно переборщили в своем стремлении зачеркнуть советское прошлое.
—транна€ у нас страна, то мы готовы были каждый день благодарить в торжественных песн€х вожд€ и учител€ ¬.». Ћенина, то стыдливо хихихаем, забыв свое пионерско-комсомольское прошлое, когда нам показывают нечто уродливо-картавое. ѕри этом продолжают увер€ть нас в том, что это немецкий шпион, который на деньги ¬ермахта разрушил –оссию, потопил еЄ в крови и, из-за неукротимой любви к женщинам, подцепил сифилис, отчего и умер в 1924 году.   сожалению, сегодн€ немало молодых людей знают о Ћенине не больше того, что им вложили продажные идеологи, высасывающие из сомнительных источников жареные факты о жизни ¬ладимира ”ль€нова.
¬ отечественном кинематографе всегда снимались фильмы дл€ Ђвнутреннего потреблени€ї и дл€ того, чтобы показать «ападу, что и у нас есть свое Ђмировое киної. ¬споминаю, как хлопали креслами зрители с 15ой минуты просмотра фильма јндре€ “арковского Ђ∆ертвоприношениеї. ѕодобные фильмы не собирали и дес€той доли того, что на них затратило государство. » в новое врем€ немало режиссеров (ј. √ерман, ј. «в€гинцев,  . ћуратова, —. —ель€нов, ¬. √ерманика) снимающих некассовые фильмы. —реди таких режиссеров и недавний лауреат √осударственной премии ј. —окуров. ¬ творчестве этого особенного художника, упорно снимающего фильмы, которые мало кто смотрит, есть фильм Ђ“елецї (2001 г. сценарий ё. јрабова) из тетралогии (Ђћолохї Ч Ђ“елецї Ч Ђ—олнцеї Ч Ђ‘аустї). ‘ильм рассказывает об одном летнем дне из жизни ¬.». Ћенина в 1923 году. Ёто садистска€, безжалостна€ двухчасова€ расправа над умирающим человеком не только безнравственна, но и по-человечески омерзительна. —хожа€ ситуаци€, когда группа подонков весело сдирают шкуру с живого кота, снимают все это на мобильник и выкладывают в интернете.
я никогда не был ортодоксальным марксистом, мне была всегда отвратительны штампы пропаганды ленинизма, в том уродливом виде в каком она была прин€та в ———–, но кулацко-хамска€ истери€ с какой набросились на советскую историю нынешние апологеты Ђновойї идеологии отвратительна вдвойне.
Ќужно ли и дальше превращать, стыдливо замалчиваемый советский период в одну черную полосу. ¬едь это жизнь и труд нескольких поколений, наших отцов и дедов, честных тружеников, которые искренне мечтали сделать нашу жизнь лучше. Ќе разумнее ли извлечь из него все то полезное, что было.

mas
ћарк Ѕлау

я когда-то жил на московской окраине на улице " расный казан≈ц". “ак, с ударением на последнем слоге, произносили название своей улицы многие тамошние обитатели.  азан≈ц этот мен€ смешил до тех пор, пока € не сообразил, что улица идет вдоль железной дороги  азанского направлени€, а значит произносить надо " расный казјнец". «амечательно! ¬еро€тно, улица была названа в честь каких-нибудь красных бойцов из  азани! ј вот и нет! „уть позже вы€снилось (дл€ мен€, конечно), что названа она как раз в честь тех самых рабочих депо "ћосква - —ортировочна€ -  азанска€". ћосквичам на заметку.

top
Halida Rojkova

ѕоследнее предложение ¬ашего комментари€, ≈вгений, должно стать правилом и педантично исполн€тьс€. —оветска€ система образовани€, как показало врем€, была лучшей. „тобы доказать это, достаточно провести диктант по русскому €зыку и устный экзамен по литературе. ѕораз€т и безграмотность и неумение св€зно излагать свои мысли. —амые большие претензии к историкам - так заврались в угоду времени, что и сами уже не понимают, как трактовать событи€ давнего и недавнего происхождени€. ћожно было бы еще о многом написать, но это уже цела€ стать€ получитс€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+