icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Мучают вопросы? Узнай

Кто придумал субботники?

  • 806
  • 12

Кто придумал субботники?

С
Слово «субботник» к нам пришло из далекого 1919 года. Это было время, когда рабочие и крестьяне, взявшие власть в свои руки вынуждены были её защищать от бывших собственников. Гражданская война 1918-1920 гг. вызвала небывалый подъем патриотизма всего трудового люда.

Наряду с героизмом на фронтах рабочие и крестьяне тыла, преодолевая трудности военного времени, делали все для победы Красной Армии. Снабжали её продовольствием, одеждой, оружием и боеприпасами. Каждый стремился внести свой посильный вклад в победу над буржуями и помещиками.

12 апреля 1919 года 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» приняли решение увеличить свой рабочий день на час, объявить субботу рабочим днем, работать бесплатно до полной победы над Колчаком. За дополнительное время они отремонтировали три паровоза. В субботу 10 мая рабочие Московско-Казанской железной дороги отремонтировали 4 паровоза и 16 вагонов и разгрузили несколько составов.

17 мая в газете «Правда» появляется статья «Работа по-революционному (Коммунистическая суббота)», в которой рассказывалось о том, какую работу сумели проделать московские железнодорожники за прошедшие субботы. Из, приведенной в статье таблицы было видно рабочие работали с самыми высокими показателями производительности труда -270%.

Коммунистический субботники прошли по многим промышленным центрам. Очень скоро это движение стало массовым. В безвозмездном труде принимали участие не только коммунисты, но и беспартийные. Каждый стремился внести свой посильный вклад в общее дело – разгром врага, угрожающего силой вернуть старые порядки.

Сегодня, для нас безвозмездный труд на благо общества стал чем-то обыденным. Мы по советской привычке, весной, в последнюю субботу апреля выходим все на благоустройство своих дворов и улиц, сажаем деревья, убираем мусор, красим деревья, вскапываем газоны и т.д. А в те трудные для молодой республики годы, столетиями ненавистный, изнурительный труд на господина вдруг приобрел новое качество. Освобожденный от эксплуатации рабочий класс, продемонстрировал невиданную производительность.

Трудящиеся тыла очень быстро усвоили, что своим безвозмездным трудом они укрепляют свое собственное отечество.

Именно это новое (коммунистическое) отношение к труду В.И. Ленин назвал «Великим почином» в своей знаменитой брошюре, написанной 28 июня 1919 года.

Широкий размах коммунистический субботники получили в 1920 году. Известно, что сам Председатель Совнаркома В. Ленин принял участие в подобном субботнике по уборке территории Московского Кремля 1 мая 1920 года. В мирное время, субботники (воскресники) проводились по инициативе руководства предприятий. Часто за счет дополнительного труда руководство предприятий пыталось повысить производственные и экономические показатели по выполнению плановых заданий, повышению производительности труда.

В послевоенное время в СССР ежегодно накануне Первомая, 22 апреля проводился Всесоюзный Ленинский субботник. Это был всенародный праздник безвозмездного труда на благо общества. Кто-то отстоял смену у станка, кто-то навел порядок на заводской территории, убрал свалку. Пенсионеры, школьники, горожане и сельчане приводили в порядок города и села. Всюду играла музыка, улицы были украшены транспарантами и лозунгами. Для одних участие в субботнике было праздником, для других коммунистической принудиловкой.

Со сменой общественного устройства в нашей стране добровольный, общественный, безвозмездный труд предан забвению. Иногда при стихийных бедствиях (наводнение, пожар, землетрясение) в людях просыпается взаимопомощь, коллективный инстинкт самосохранения и они поднимаются на помощь пострадавшим. Но такие случаи встречаются все реже и реже.

Таким образом, слово субботник придумали московские железнодорожники в апреле 1919 года, а газета «Правда» и В.И. Ленин назвали их «коммунистическими».

top
Halida Rojkova

А в азиатских странах еще до всякого упоминания о Ленине и субботниках жил и до сих пор живет отличный обычай - хашар. Каждую весну и осень, часто и летом, весь Узбекистан выходит на улицы. Если у соседа праздник, например, он начинает строительство дома, то к нему придет весь квартал (махалля) и безвозмездно за два-три (!) дня поднимут дом. Так что субботники изобрели не коммунисты, они просто слямзили этот обычай у народов Востока. А статья, как всегда, отличная +++++

mas
Евгений Багдерин

В России тоже издревле существовали негласные коллективистские начала в сельской общине, которая была ненавистна П. Столыпину и которую он считал тормозом. Всем миром помогали строить плотины, дороги, дома погорельцам и молодоженам, отправляли служить в армию и т.д.

mas
Евгений Багдерин

Мысли, которые невольно возникли при работе над материалом.

Непростая, трудная для современного понимания история нашей Родины все чаще заставляет нас оглянуться назад и переосмыслить прошлое. Вот уже в воздухе витают предложения восстановить памятник «великому инквизитору революции» Ф.Дзержинскому, ведутся споры о роли в нашей истории Иосифа Джугашвили. Отчасти это происходит от того, что новые идеологи, с легкой руки которых обычное предательство было возведено в ранг добродетели, явно переборщили в своем стремлении зачеркнуть советское прошлое.
Странная у нас страна, то мы готовы были каждый день благодарить в торжественных песнях вождя и учителя В.И. Ленина, то стыдливо хихихаем, забыв свое пионерско-комсомольское прошлое, когда нам показывают нечто уродливо-картавое. При этом продолжают уверять нас в том, что это немецкий шпион, который на деньги Вермахта разрушил Россию, потопил её в крови и, из-за неукротимой любви к женщинам, подцепил сифилис, отчего и умер в 1924 году. К сожалению, сегодня немало молодых людей знают о Ленине не больше того, что им вложили продажные идеологи, высасывающие из сомнительных источников жареные факты о жизни Владимира Ульянова.
В отечественном кинематографе всегда снимались фильмы для «внутреннего потребления» и для того, чтобы показать Западу, что и у нас есть свое «мировое кино». Вспоминаю, как хлопали креслами зрители с 15ой минуты просмотра фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Подобные фильмы не собирали и десятой доли того, что на них затратило государство. И в новое время немало режиссеров (А. Герман, А. Звягинцев, К. Муратова, С. Сельянов, В. Германика) снимающих некассовые фильмы. Среди таких режиссеров и недавний лауреат Государственной премии А. Сокуров. В творчестве этого особенного художника, упорно снимающего фильмы, которые мало кто смотрит, есть фильм «Телец» (2001 г. сценарий Ю. Арабова) из тетралогии («Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст»). Фильм рассказывает об одном летнем дне из жизни В.И. Ленина в 1923 году. Это садистская, безжалостная двухчасовая расправа над умирающим человеком не только безнравственна, но и по-человечески омерзительна. Схожая ситуация, когда группа подонков весело сдирают шкуру с живого кота, снимают все это на мобильник и выкладывают в интернете.
Я никогда не был ортодоксальным марксистом, мне была всегда отвратительны штампы пропаганды ленинизма, в том уродливом виде в каком она была принята в СССР, но кулацко-хамская истерия с какой набросились на советскую историю нынешние апологеты «новой» идеологии отвратительна вдвойне.
Нужно ли и дальше превращать, стыдливо замалчиваемый советский период в одну черную полосу. Ведь это жизнь и труд нескольких поколений, наших отцов и дедов, честных тружеников, которые искренне мечтали сделать нашу жизнь лучше. Не разумнее ли извлечь из него все то полезное, что было.

mas
Марк Блау

Я когда-то жил на московской окраине на улице "Красный казанЕц". Так, с ударением на последнем слоге, произносили название своей улицы многие тамошние обитатели. КазанЕц этот меня смешил до тех пор, пока я не сообразил, что улица идет вдоль железной дороги Казанского направления, а значит произносить надо "Красный казАнец". Замечательно! Вероятно, улица была названа в честь каких-нибудь красных бойцов из Казани! А вот и нет! Чуть позже выяснилось (для меня, конечно), что названа она как раз в честь тех самых рабочих депо "Москва - Сортировочная - Казанская". Москвичам на заметку.

top
Halida Rojkova

Последнее предложение Вашего комментария, Евгений, должно стать правилом и педантично исполняться. Советская система образования, как показало время, была лучшей. Чтобы доказать это, достаточно провести диктант по русскому языку и устный экзамен по литературе. Поразят и безграмотность и неумение связно излагать свои мысли. Самые большие претензии к историкам - так заврались в угоду времени, что и сами уже не понимают, как трактовать события давнего и недавнего происхождения. Можно было бы еще о многом написать, но это уже целая статья получится.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+