icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то познакомил мир с Ђ„ревом ѕарижаї?

  • 996
  • 10

 то познакомил мир с Ђ„ревом ѕарижаї?

”видеть ѕариж Ц это счастье. ”видеть и, конечно, не умереть, а ходить по улицам его, набережным и бульварам, не чувству€ усталости и запомина€ все мелочи, все прелести и все достопримечательности французской столицы.

—реди достопримечательностей ѕарижа Ц Ће јль (Les Halles), парк и подземный культурно-торговый комплекс, наход€щийс€ на месте старого рынка. Ётот рынок был в 18 Ц 20-м веках важной точкой на карте ѕарижа. –ынок получил название Ђ„рево ѕарижаї. ¬о-первых, потому что, как и положено брюху, он находилс€ в центре. — 12-го века рынок разместилс€ в тогда новом районе французской столицы, Ѕобур. ¬ двух шагах от Ќотр-ƒам. —ейчас это центральный, 1-й округ, ѕарижа.

Ќу, а во-вторых, рынок был продуктовый. «десь продавались и м€со, и рыба, и сыры, и вина. ¬ общем, рынок безотказно снабжал желудки парижан всем необходимым.

 то читал роман ѕ.«юскинда Ђѕарфюмерї, наверн€ка помнит, что герой романа родилс€ именно здесь, в рыбном р€ду, среди дикой вони и первобытной гр€зи. ¬онь и гр€зь здесь не переводились никогда. ’ватало также и лихих людей: брутальных м€сников, визжащих и исход€щих руганью торговок рыбой, воров и грабителей. ∆изнь в квартале, который занимал рынок, не прекращалась ни днем, ни ночью.

–ынок в центре города был вечной проблемой дл€ городского начальства. ќтсюда начинались все эпидемии и все бунты. ¬ 1854 году под руководством архитектора ¬иктора Ѕальтара Ђчрево ѕарижаї перестроили. Ѕыли возведены новые крытые торговые р€ды (по-французски Ђles hallesї) из металла и стекла.

»менно в 19-м веке о Ђ„реве ѕарижаї узнал весь мир. ѕроизошло это благодар€ знаменитому французскому писателю Ёмилю «ол€ (Émile Zola) (1840 Ч1902). ќдин из своих многочисленных романов о семействе –угон-ћаккаров он так и назвал: Ђ„рево ѕарижаї. Ёто Ц третий из двадцати романов эпопеи. –оман вышел в свет в 1873 году. ƒействие же его происходит в середине 1850-х годов. Ётот период во ‘ранции прин€то называть периодом ¬торой империи.

“ем, кто еще не читал этот роман, насто€тельно рекомендуетс€ его прочесть. –оман сам по себе Ц интересное произведение, с живо развивающимс€ сюжетом. —кучно не будет.

Ё.«ол€ Ц известный мастер слова. ѕоэтому роман написан выпукло, богатым €зыком. ј поскольку Ё.«ол€ исповедовал в своем творчестве даже не реализм, а натурализм, читать его роман, к тому же, Ц большое удовольствие. —ловно кино смотришь, так классно автор описывает жизнь рынка.

ќтдельна€ вдохновенна€ песн€ Ц описани€ различных продуктов, лежащих на прилавках: овощей, фруктов, живой рыбы, м€са и колбасных изделий. јппетитно! „итател€ так и т€нет к собственному холодильнику! «наменитым стало описание лавки, где продавались сыры. «ол€ описывает запахи различных сыров в этой лавке, использу€ музыкальные метафоры. ÷ела€ Ђсырна€ симфони€ї! ќписать обон€ние, самое неуловимое человеческое чувство Ц на это кроме Ё.«ол€ решилс€ только ѕ.«юскинд.

Ќазвание романа Ё.«ол€ имеет еще один смысл. —ердце, как известно, находитс€ не в животе. ¬ советское врем€ написали бы, что Ё.«ол€ бичует бездушную буржуазию, которой груба€ реальность, пузо, замен€ет и сердце и душу. ѕо мнению буржуа, толстый, упитанный, человек Ц добродетелен, бедн€к, ворующий от голода, Ц преступник. ¬о времена, когда был написан этот роман, подобные идеи были очень распространены, казались верными и Ђмилость к падшим призывалиї. ѕочти 150 лет спуст€, отношение к Ђуниженным и оскорбленнымї несколько другое.

ќтец Ёмил€ «ол€ Ц италь€нский инженер ‘ранческо ƒзола (Francesco Zolla), прин€вший французское гражданство. ћать Ц француженка Ёмили ќбер (Émilie Aubert), и вполне возможно, свое им€ он получил в честь матери. –одилс€ Ёмиль в ѕариже, но, когда ему было три года, семь€ переехала в ѕрованс, где отец строил каналы.

ќтец Ёмил€ умер, когда его сыну было 7 лет. Ѕез кормильца семейство медленно погружалось в нищету. Ќо благодар€ усили€м матери Ёмиль получил приличное образование. Ўкольным другом Ёмил€ «ол€ стал тогда ѕоль —езанн, впоследствии знаменитый художник.

 огда Ёмилю исполнилось 18 лет, они с матерью возвратились из провинции в ѕариж. ѕо желанию матери он поступил на юридический факультет —орбонны, но не доучилс€. ѕосле нескольких лет службы клерком Ёмиль стал журналистом и писателем.

—емейна€ жизнь писател€ была достаточно неординарной. ¬ 1864 году он познакомилс€ Ёлеонорой-јлександриной ћеле (она сама называла себ€ √абриэллой). ƒевушка была швеей и, как положено, немного подрабатывала натурщицей у бедных художников и немного проституцией. ќни обручились в 1870 году. ƒетей в семье не было. ” јлександрины до встречи с «ол€ был ребенок, девочка. Ќо мать отдала ее в приют, понима€, что содержать ребенка не сможет.  огда после женитьбы она призналась в этом мужу, супруги пытались отыскать девочку. Ќо, оказалось, что та умерла вскоре после рождени€.  ак тут снова не вспомнить сюжет "ѕарфюмера"?

∆енитьба сделала жизнь Ёмил€ «ол€ очень удобной в бытовом плане. јлександрина замечательно готовила, полностью вз€ла на себ€ все заботы по дому и не мешала Ёмилю работать. ƒаже матушка «ол€, котора€ сначала не полюбила јлександрину (обычное дело) вскоре поселилась в одной квартире вместе с сыном и его женой.

«ол€ смог зан€тьс€ тем, дл€ чего, оказалось, был создан. ќчень много работа€, он публиковалс€ в разных парижских газетах. ƒоходы от писательства позвол€ли содержать семью. Ёмиль «ол€ всерьез задумал конкурировать с Ѕальзаком и его Ђ„еловеческой комедиейї . ќн задумал цикл романов, который должен был запечатлеть на своих страницах быстротекущее врем€. ¬ 19-м веке он захотел создать литературный сериал или, как выражались тогда литературные критики, роман-реку.

ѕодобна€ задумка об€зывала к посто€нной и нелегкой работе. —ага о –угон-ћаккарах писалась 10 лет. Ќа эти долгие годы девизом Ёмил€ «ол€ стало: ЂЌи дн€ без строчкиї. ќн установил дл€ себ€ жесткий распор€док дн€. ѕисатель поднималс€ в 8 часов утра и работал до обеда. ѕосле обеда Ц встречи с нужными людьми. ѕостепенно «ол€ стал своеобразной Ђлитературной машинойї, котора€ работала без сбоев и без перерывов, а что самое главное, приносила прибыль. —казать по правде, многие писатели мечтали бы о такой жизни. Ќо многие ли смогли бы ее, такую жизнь, выдержать? ѕисать-то надо, словно заводному!

Ќесмотр€ на внешние пертурбации, франко-прусскую войну и крах ¬торой империи, «ол€ продолжал писать, его романы издавались и имели большой успех, не только на родине, но и в других странах, в том числе, и в –оссии. Ёто позволило писателю не только подн€тьс€ из бедности, но и почувствовать всю прелесть роскоши и ненужных вещей. Ќебольша€ семь€ переселилась в пригород ѕарижа.

ѕережившие нищету Ёмиль и јлександрина ни в чем себе не отказывали и никак не могли наестьс€. ƒовольно скоро Ёмиль «ол€, не слишком высокорослый достигает веса более ста килограмм. јлександрина тоже становитс€ вполне упитанной буржуазной дамой. Ёто еще раз к вопросу о морали романа Ђ„рево ѕарижаї: толстые Ц бездушные, истощенные бедн€ки Ц воплощение духовности. Ќе все так просто!

¬прочем, дл€ парижских друзей, писателей и художников, которые часто наведывались в гости к супругам «ол€, тоже был готов в их доме радушный и щедрый прием, обильные столы, много вина. “ак что ни в жадности, ни в душевной глухоте «ол€ обвинить нельз€.

”же в возрасте 48 лет Ёмиль «ол€ влюбл€етс€ в 21-летнюю домработницу, ∆анну –озеро, дочь местного мельника. ¬любитьс€ было во что: ∆анна была молода€, весела€ и стройна€ и обладала м€гким и добрым нравом. ¬любленность пошла на пользу писателю. ќн замечает, что безобразно растолстел, отмен€ет послеобеденный сон, начинает больше двигатьс€, осваивает велосипед и в течение лета сбрасывает 25 килограмм.

Ћюбовь прекрасна! ѕрекрасны и ее плоды. ∆анна родила Ёмилю «ол€ дочь ƒенизу, а два года спуст€ Ц сына ∆ака.

ясно, что тайна€ страсть мужа очень скоро стала известной јлександрине. ≈стественно, крики, скандалы, мольбы и слезы. ќднако «ол€, прежде м€гкий и покладистый, не желает порывать со своей пассией. јх, какой сюжет!  ак это romantic!

¬прочем все разрешилось без убийств и без самоубийств. ¬полне в рамках буржуазной морали, которую (как нам говор€т) обличал Ёмиль «ол€. јлександрина решила не допускать громкого скандала. ¬о-первых, она по-прежнему любила мужа, во-вторых, у Ёмил€ не было стремлени€ покинуть законную жену ради Ђполюбовницыї, а в-третьих, громкий скандал мог бы сказатьс€ на трудах писател€, которые приносили вполне достаточно денег, чтобы кормить две семьи. ѕри этом, как ни крути, но Ђмадам «ол€ї оставалась она, јлександрина. ¬се остальное Ц решила она Ц пуст€ки.

ѕодобное решение устраивало и Ёмил€ «ол€. ќн был прив€зан к јлександрине. 18 лет брака Ц это не пуст€ки! Ќо и от детей и ∆анны отказыватьс€ ему не хотелось. Ќачалась жизнь на две семьи, котора€ устраивала и ∆анну, и на которую, скреп€ сердце, согласилась Ђофициальна€ї жена. ¬нешне все было вполне респектабельно и благопристойно. Ёх, французы, могут же!

ѕисателю подобный компромисс пошел только на пользу. —пуст€ некоторое врем€ јлександрина признала детей ∆анны, и теперь они часто навещали дом отца. ќбе семьи жили в мире и согласии. “ворчеству ничто не мешала и Ђписательска€ машина Ёмиль «ол€ї работала по-прежнему мощно и продуктивно.

 огда-то в городе —вердловске (который в те годы еще не возвратил себе девичье им€ ≈катеринбург) € обнаружил улицу ћольера, чему был очень удивлен.  стати, и улица Ўекспира в —вердловске тоже была! ѕодобного торжества культуры не наблюдаетс€ ни ћоскве, ни даже в культурной столице –оссии. Ѕолее того, в ћоскве, к примеру, нет улицы —алтыкова-ўедрина! » по моим сведени€м, улицы Ёмил€ «ол€ тоже нет. Ќи в ћоскве, ни в других городах на просторах –оссии.

ћежду тем в »зраиле улиц Ёмил€ «ол€ много. ѕрактически в каждом крупном городе. Ёто не столько признак большой любви к французской литературе, сколько знак признани€ общественной позиции писател€, которую он про€вил во врем€ громкого Ђдела ƒрейфусаї.

Ётот судебный процесс по обвинению в шпионаже в пользу √ермании офицера французского генерального штаба јльфреда ƒрейфуса (1859Ч1935), евре€ из Ёльзаса, проходил в декабре 1894 года. —уд признал ƒрейфуса виновным, разжаловал и приговорил к пожизненной каторге. Ќо доказательства обвинени€ были шаткими и, как после оказалось, сфабрикованными. ѕоэтому общественное мнение больше ориентировалось на Ђнутр€ное чутьеї: верю Ц не верю. » тут наружу вырвалс€ как раз Ђнутр€нойї и давний французский антисемитизм. ‘ранцузское общество разделилось на два лагер€. ѕри этом и в лагере Ђдрейфусаровї, и в лагере Ђантидрейфусаровї были весьма образованные и здравомысл€щие представители французского общества. ќказалось, образование не гарантировало прививку от антисемитизма и даже не обеспечивало элементарной пор€дочности.  азалось бы, незыблемые ценности ѕросвещени€ и √уманизма оказались под вопросом. ѕоэтому дело ƒрейфуса сыграло огромную роль не только в истории ‘ранции, но и истории ≈вропы конца 19-го Ч начала 20-го веков.

Ќа процессе ƒрейфуса в качестве корреспондента одной из венских газет присутствовал “еодор √ерцль. ¬ то врем€ он был вполне себе эмансипированный еврей из јвстро-¬енгрии, абсолютно уверенный в том, что ѕросвещение и √уманизм способствуют тому, чтобы по всей ≈вропе евреи добились равноправи€ и уважени€.  ак раз ‘ранци€ показывала образец того, как из евреев, проживавших в стране, сделать равноправных граждан страны еврейского происхождени€. » вдруг на улицах ѕарижа и даже в зале высокого суда √ерцль услышал дикие крики: Ђ—мерть евре€м!ї, живо напоминавшие о средневековье. ќказалось, государство не может своей властью и силой обеспечить равенство и правосудие всем гражданам, не взира€ на их происхождение. Ќи одно государство не будет дл€ евреев Ђсвоимї. —ледовательно, евреи должны создать собственное государство, чтобы обеспечить свое выживание в новую эпоху, эпоху национальных государств. “ак родилс€ сионизм, еврейское национально-освободительное движение, приведшее к созданию государства »зраиль.  ак видим, дело ƒрейфуса сказалось не только на истории ≈вропы.

¬ »зраиле Ёмил€ «ол€ чт€т за то, что в €нваре 1898 года он, известный писатель, выступил на стороне сторонников невиновности ј.ƒрейфуса, Ђдрейфусаровї. ¬ газете ЂLТAuroreї (Ђјврораї) он публикует обличительное письмо к президенту республики под заголовком Ђя обвин€юї. Ёта открыта€ и эмоциональна€ стать€ произвела впечатление разорвавшейс€ бомбы. — одной стороны на писател€ посыпались обвинени€ в предательстве и в продажности. Ќо с другой стороны письмо Ё.«ол€ было большим аргументом в пользу тех, кто утверждал: Ђƒрейфус не виновенї. Ќапример, „ехов, писатель очень аполитичный, под вли€нием доводов, изложенных в письме Ё.«ол€ стал гор€чим дрейфуссаром. Ђ«ол€ вырос на целых три аршина; от его протестующих писем точно свежим ветром пове€ло, и каждый француз почувствовал, что, слава Ѕогу, есть еще справедливость на свете и что, если осуд€т невинного, есть кому вступитьс€ї.

Ѕыли и серьезные угрозы отомстить Ђнациональному предателюї. ѕоэтому «ол€ был вынужден покинуть родину и бежать в јнглию. ¬след за ним последовали обе жены (!) и дети.  огда страсти вокруг процесса ƒрейфуса улеглись, писатель возвратилс€ в ѕариж.

—мерть его была странной. ќн умер 29 сент€бр€ 1902 года от отравлени€ угарным газом.  ак обнаружило расследование, дымоход камина был заткнут строительным мусором. ¬округ трубы на крыше полицейские обнаружили следы. Ќо были ли это следы злоумышленников или же следы строительных рабочих, вы€снить не удалось. Ѕыла ли смерть писател€ результатом покушени€ или просто несчастным случаем, неизвестно.

ќбе женщины, любившие Ёмил€ «ол€, јлександрина и ∆анна, сблизились в результате его смерти. јлександрина добилась через суд, чтобы дети ∆анны получили фамилию отца. ƒети ∆анны стали и ее детьми.  огда ∆анна умерла в 1914 году, јлександрина прин€ла на себ€ все заботы и подн€ла на ноги детей писател€. Ћюбимого писател€.

ј центральный рынок, тот самый, Ђ„рево ѕарижаї, был ликвидирован в 1972 году. ∆елезные конструкции крытых рынков были разобраны. “огдашний мэр ѕарижа, ∆ак Ўирак, решил, что на месте центрального рынка должен быть центральный парк. ћногие, в том числе, тогдашний президент ∆орж ѕомпиду, этот проект не одобрили. ќни не хотели, чтобы парк в центре ѕарижа стал обиталищем хиппи и бездомных-клошаров. Ќо все же ЂLes Hallesї сейчас Ц парк и рекреационна€ зона. ј еще Ц подземные магазины и большой, подземный же, пересадочный узел. ќт старого рынка осталс€ только шедевр времен –енессанса, фонтан Ќевинных. ѕочему Ќевинных? ѕотому что давным-давно, еще до переноса на это место рынка, здесь находилось кладбище дл€ младенцев, умерших до крещени€.


mas
ћарк Ѕлау

Ќесколько картинок из жизни парижского центрального рынка. ѕерва€ картинка - Les Halles сегодн€.

top
Halida Rojkova

’ороша€ работа!  ак раньше говорили на ученых советах, фундаментальна€, полна€ и добавить нечего.

spe
ёли€ ƒворникова

ќстаЄтс€ только поблагодарить автора за столь колоссально-грамотную и очень интересную работу!+++

pro
—емен ÷ыгановский

ƒействительно, читать «ол€ интересно. ѕо "∆ерминалю" и по "Ќана" даже фильмы сн€ли.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+