icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ћучают вопросы? ”знай

 то определил границы хорошего и плохого, правильного и неправильного?

  • 749
  • 7

 то определил границы хорошего и плохого, правильного и неправильного?

“еб€ оскорбили - ты послал обидчика подальше. ќн не пон€л и продолжил Ц ты применил силу. Ќе пон€л еще раз Ц добавил посильнее.
“ебе угрожают Ц ты идешь в полицию. Ќе помогло, ситуаци€ стала смертельно опасной. Ќо у теб€ есть оружие, а значит, ты вполне можешь сам справитьс€ с врагом. —правилс€. „то теперь? —уд, приговор, срок. ≈сли повезет, то условный.
Ќа твоего ребенка напали, защища€ его жизнь, ты убил насильника. —овершил правосудие или стал преступником? Ёто хорошо или плохо?
ј как нужно было поступить? —оветов тут много, все они противоречат друг другу, потому что все Ђхорошої и все Ђплохої давным-давно перемешались.

 то вообще определ€ет, что хорошо, а что неприемлемо?

ќтвет на этот вопрос в любом учебнике по этике однозначен: все правила поведени€ в социуме определ€ет общество. ј если копнуть глубже? “ут получитс€ немного друга€ формулировка: законы обществу нав€зывает тот, кто этим обществом руководит, то есть правит.

Ќаверное, поэтому в этике разных народов возникла така€ жутка€ путаница в пон€ти€х. —амоубийство в христианских странах Ц страшный грех, а в японии Ц это достойный восхищени€ поступок.

„то в ≈вропе считаетс€ хорошим и правильным, на островах ѕолинезии вызывает ужас, а в странах јзии насмешку. Ќапример, подчеркнуто уважительное отношение к женщине, к ее интересам, помощь ей в карьере не поймет ни один житель јфрики. “ам место женщины на кухне, в детской и спальне. ≈вропейцы и американцы ужасаютс€ и стараютс€ всем народам мира (читай Ц дикар€м всего мира) нав€зать свое понимание хорошего и плохого. „ем все это заканчивает? ¬ойной. » так было испокон веков.

 то и как провел границы хорошего и плохого в прошлом?

Ёти границы четко обозначали короли и цари, императоры и падишахи, кн€зь€ и герцоги. ќдним словом, те, кто устраивал дл€ себ€ комфортную жизнь, загон€€ народ в жесткие рамки правил. «а примерами обратимс€ к истории.  акой период выберем? ƒа хот€ бы —редние века.

”бийство Ц один из самых страшных грехов. “ак глас€т все —в€щенные книги, когда-либо известные земл€нам. ј что происходило на деле? “е, кто был призван жить по законам веры, благословл€ли на убийство свою паству. » вовсе не отсутствие веры толкало св€щенников на это, не крамола, не бунт против Ѕога. ¬се просто: правитель решил пойти в поход, ему нужны новые земли, богата€ добыча, а значит, ему нужна больша€ арми€.

–азумеетс€, он об этом открыто за€вл€ть не собираетс€. ќн придумает благопристойную причину войны. Ќапример, скажет, что начинает поход против неверных, собира€сь обратить их в истинную веру.

—правка: неверными называют всех людей, кто исповедует иную веру. ƒл€ христиан это мусульмане, дл€ мусульман Ц христиане. ƒл€ свидетелей »еговы Ц и те, и другие.

Ќу и кто же решитс€ идти против власти? ≈сли смельчак найдетс€, то головы ему не сносить.   тому же, сколько ни выступай, как громко ни доказывай свою правоту, изменить волю правител€ простой человек не сможет. ¬ластитель всегда сильнее любого своего подданного, да и цель у него определена только блага€: освобождение гроба √осподн€, св€щенной  аабы, чаши √раал€, уничтожение инаковери€ и инакомысли€, распространени€ истинной веры на все государства мира.

—редства, как всегда, оправдывались этой Ђсв€тойї целью и были самыми жестокими. —опротивл€ющихс€ следовало убить, имущество разграбить, женщин и детей вз€ть в плен, лишив свободы и сделав рабами. ¬сЄ, что невозможно унести с собой, сжечь дотла. », прежде всего, книги. «ачем человеку знани€? ƒавно известно: неграмотным Ђлюдским стадомї легче управл€ть.

„то здесь хорошо, а что плохо?

ƒл€ тех, на кого напали, плохо все: убийства, грабежи, сиротство, плен и рабство. Ћюди проклинают напавших, призыва€ на их головы все кары небесные.

ƒл€ тех, кто напал, все хорошо: военный поход удалс€, принес€ богатую добычу и рабов. ”бийство стало подвигом, а воровство Ц доблестью. √ероев прославл€ют, о них слагают легенды и поют песни.

“о есть пон€тие Ђхорошо-плохої вдруг, как по мановению волшебной палочки, переворачиваетс€ с ног на голову. «абыты —в€щенные заповеди; Ђне убийї и Ђне украдиї нашли новое толкование: во им€ св€той цели можно и нужно, и это не грех.

ј как выгл€д€т границы хорошего и плохого сегодн€?

ƒа Ѕог с ним, с прошлым, ведь современное общество недалеко ушло в этом вопросе от своих средневековых предков. ÷елые институты и сотни ученых во всем мире работают над тем, как Ђосвободить человека от оков нравственностиї. ќни разрабатывают программы, а —ћ» денно и нощно труд€тс€ над их воплощением.

ѕервое, что подверглось Ђпереработкеї это отношение к –одине. ƒл€ многих этого пон€ти€ вообще не существует. ≈дем туда, где лучше корм€т. ј если приплат€т, то не откажемс€ и ведро помоев на нее, убогую, вылить. Ќостальги€? ƒа о чем это вы, господа? Ёто болезнь в основном стареньких хлюпиков-интеллигентов, это им березки по ночам спать не дают. ” нас нервы крепкие.

¬торое задачей стало разрушение института семьи. ћоногамный брак Ц пережиток прошлого. ≈сли у супругов есть любовные св€зи на стороне, это не измена, это естественна€ разр€дка скопившегос€ за день (неделю, мес€ц) напр€жени€. «амечательно разнообразит супружескую жизнь игрушки из секс-шопов, роскошное белье, совместный просмотр порно. Ќе зажигает? “огда практикуйте секс пригласите подругу (друга) и попробуйте секс втроем. ј есть еще клубы свингеровЕ ¬се это нав€зываетс€ с экранов телевизоров, со страниц гл€нцевых журналов, да и в »нтернете тьма сайтов.

—упруги теперь не пара, осв€щенна€ узами брака, а партнеры. ј какой с партнера спрос? ѕартию сыграли и разбежались.

“реть€ задача Ц воспитание неуважени€ к человеку вообще и к человеку иной национальности и веры в особенности. ¬сем навешали €рлыки, наделили обидными прозвищами, создали множество идиотских мифов. » в итоге в них сами же и поверили. “ролим друг друга, не выбира€ выражений и раду€сь каждой удачно сказанной гадости.

¬сего-то три удачно решенные задачи, и мир быстренько в очередной раз перевернулс€ с ног на голову. Ќравственные ориентиры утрачены, взамен мало что предложено.

„то имеем в итоге? 

ѕо улицам на дорогих авто гон€ют малолетние мажоры, сбивают людей, хам€т полиции, и им за это ничего не бывает. ƒл€ богатых нет наказани€, оно придумано дл€ бедных. ¬ывод: хорошо быть мажором, а сбитой на переходе пенсионеркой Ц плохо. “ак же, как инспектором ƒѕ—, за излишнее усердие уволенным со службы. » следователем, посмевшим открыть дело на мажора, тоже быть плохо: он теперь охранником супермаркете работает.

’орошо быть светской львицей. Ёто ничего, что раньше ее называли содержанкой или кокоткой, а в пор€дочное общество ей путь был заказан. “еперь-то фотографии светских львиц с первых полос не сход€т, им завидуют, на них равн€ютс€. ј быть серой мышкой, не модной и не стильной, это плохо. —овет: бегом к стилисту, он вмиг сотворит из мышки секси. “огда все станет хорошо. ’орошо кому?

 ак человек может определить дл€ себ€ границы плохого и хорошего?

ќтвет, как и наши предки, найдем все в тех же —в€щенных книгах: Ђ∆ить надо по совести, поступать так, как честь велит, не допускать раздора и уважать в человеке человекаї.

ƒа, мы все разные. ƒа, нам иной раз трудно пон€ть друг друга. ƒа, мы так и не научились принимать людей такими, какие они есть. ¬се норовим их переделать и Ђпричесатьї под свои правила. «агнать в те самые рамки, которые власть имущие давным-давно дл€ нас сформулировали. ќтступить бы, да начать жить по-своему, так ведь не позвол€т. ј может, спрашивать не стоит?


pro
≈лена  оробова

—овесть - лучший индикатор хорошего и плохого, но только тогда, когда она есть. ’алида, отлична€ работа!)+++++

spe
ќльга  аширска€

ƒа, так умело нас в эти рамочки загон€ют, на ходу корректиру€ и подгон€€ в нужную сторону ( +++++

top
Halida Rojkova

„асто стали попадатьс€ люди с полным отсутствием совести или таким ее гибким вариантом, что диву даешьс€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+