Римляне, независимо от пола, с помощью высокой платформы спасались от грязи и нечистот, какими изобиловали улицы Рима. Кстати, японская обувь гета, использование которой основано на аналогичной концепции, до сих пор популярна в Японии.
Далее история каблука замолкает вплоть до 1500 года. Очевидно - в темные века средневековья каблуки, тем более высокие каблуки, актуальны не были.
В начале 16 века всадники стали заказывать сапожникам обувь с каблуками, которые помогали не скользить ноге в стремени. Возможно, это было заимствование – монголы, хозяйничающие в Европе несколько столетий, использовали каблук именно для этой цели. Американские ковбойские сапоги с высокими каблуками, впервые разработанные в 19 веке и до сих пор популярные в Соединенных Штатах, служат тому же – удерживают ноги наездника в стремени.
Одной из первых женщин, которая стала носить обувь на каблуке после римлян и греков, была Екатерины Медичи. На свою свадьбу с герцогом Орлеанским в 1533 г. она заказала туфли на высоких каблуках для компенсации маленького роста. Они сразу же стали модными во Франции. Мария Тюдор, еще одна миниатюрная королева, носила каблуки революционно высокие для того времени.
Примерно в 1660 году сапожник по имени Николя Лестаж стал шить туфли на высоком каблуке для Людовика XIV. Каблуки на некоторых из них достигали 10 сантиметров. В то время на высоких каблуках дефилировали и женщины, и франты – мужчины.
К концу 18-го века появилась тенденция к уменьшению высоты каблуков. Подрезала их французская революция. Высокие каблуки стали ассоциироваться с роскошью. Модники перестали их носить, чтобы не нервировать чернь.
Почти век каблуки были в забвении, но уже с начала 1900-х годов, высокий каблук опять начал победоносное шествие по планете, став прерогативой исключительно женского пола.
Дизайнерская мысль меняла форму каблука нечетное количество раз, но к своему апогею – шпильке или стилету, каблук добрался только в середине 20 века. Название же было впервые зарегистрировано в начале 1930-х годов.
Авторство тоненького и высокого каблучка приписывают нескольким сапожникам. Один из них - Шарль Журдан. Дом моды Кристиана Диора нанял его в 1957 году для создания коллекции элегантной женской обуви. Многие считают этот год годом рождения туфель на шпильке.
Вторым создателем шпильки называют Роже Вивье. Его туфли на шпильке, созданные для коронации Елизаветы II в 1953 году, захотели приобрести Джеки Кеннеди, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Софии Лорен и даже супруга шаха Ирана (вот тебе и забитые восточные женщины!). Волнующая походка кинодив и светских львиц не оставила равнодушными миллионы простых женщин, в одночасье захотевших носить такие же сексуальные туфли.
Сальваторе Феррагамо, итальянский модельер обуви, впервые в истории сделал невозможное, обогнав даже Людовика IV. Он приделал к туфлям шпильку высотой больше 10 см. Сначала она была неустойчива, ломалась, но талантливый дизайнер укрепил деревянную палочку металлическим штырем и обтянул кожей. Это была революционная инновация. К маэстро выстроилась очередь из знаменитостей и царственных особ. Кстати, именно в шпильках Феррагамо Мерлин Монро на знаменитых кадрах пытается опустить юбку, поднятую то ли ветром, то ли вентилятором из канализационного люка.
Высокие каблуки неудобны и вредны для здоровья. Но практически у каждой женщины в гардеробе найдется пара туфель на шпильках так, на всякий случай. Ведь незабвенная блондинка Мерлин была права, заявляя: "Дайте женщине пару туфель на высоких каблуках, и она завоюет весь мир".