icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
 ультура и искусство

 то был самый лучший —ила ≈рофеич?

  • 1496
  • 2

 то был самый лучший —ила ≈рофеич?

ћ
ћай 1906 года баловал казанских театралов. √астроли артистов императорских театров шли беспрерывной чередой. “олько сыграла в √ородском театре јнну ѕетровну в чеховском Ђ»вановеї знаменита€ русска€ актриса ћари€ √авриловна —авина с московской труппой театра  орша, как  азань осчастливил своим приездом Ђзаслуженный артист —анкт-ѕетербургских »мператорских театровї  онстантин јлександрович ¬арламов, знаменитый комик и Ђпоследний могиканин, Ц как восторженно писали казанские газеты, Ц сохранивший в полном блеске лучшие традиции нашей образцовой сценыї.

≈му было уже 55 лет, он был из самых любимейших актеров јлександринского театра, в котором он работал с 1875 года, и за плечами его имелось более двух сотен ролей, в числе которых блистали —калозуб в грибоедовском Ђ√оре от умаї, «емл€ника в гоголевском Ђ–евизореї, —ила ≈рофеич в комедии ќстровского Ђѕравда хорошо, а счастье лучшеї, ¬арравин в драме —ухово- обылина Ђƒелої.

≈го знали во всех уголках империи, впрочем, как и его отца, известного композитора јлександра ≈горовича ¬арламова, автора около трехсот романсов и песен, из которых до сих пор поютс€: Ђ„то отуманилась зоренька €сна€ї, ЂЌа заре ты ее не будиї, Ђ¬доль по улице метелица мететїЕ

14 ма€, в воскресенье, в первый день гастролей знаменитого комика, √ородской театр был полон. Ўла комеди€ ќстровского Ђѕравда хорошо, а счастье лучшеї, где  онстантин јлександрович играл роль отставного унтер-офицера —илы ≈рофеича, сложнейшую, надо сказать, роль. ѕопробуйте в комической сцене вызвать у публики слезы!

¬арламову это удавалось.

Ц ћен€Естарого солдатаЕвидевшего принцев и императоровЕи вдругЕтак обидеть?!

» публика плакала.

ј как хохотал зал, когда —ила ≈рофеич рассказывал о своих любовных похождени€х в молодости!

Ђ¬се Ц все до мельчайших подробностей Ц в этих сценах так закончено, художественно и правдиво, что вы положительно не можете сказать, где  .ј.¬арламов и где отставной унтер —ила ≈рофеичї, Ц писал на страницах Ђ азанского “елеграфаї некто Ђѕрофессиональный театралї.

 аждый его выход встречалс€ Ђцелым ураганом аплодисментов Ц из лож, из партера и верхних €русовЕ— удвоенной силой аплодисменты провожали его за кулисыї (Ђ азанский “елеграфї, 1906, є 3981, стр. 3)

ќн обладал какай-то гипнотической силой, заставл€€ зрителей уже в первые секунды его по€влени€ на сцене приковывать к нему внимание и следить за каждым его словом, жестом, взгл€дом.

ЂјртистЕбуквально повелевает вам сме€тьс€ и плакать, радоватьс€ и грустить вместе с ним. “акою силою гипнотического вли€ни€ отличаютс€ таланты: ‘.».Ўал€пин Ц на нашей оперной сцене, ¬.‘. омиссаржевска€ и  .ј.¬арламов Ц на драматическойЕї

Ёто был самый лучший —ила ≈рофеич на русской сцене.

15 ма€ шли Ђћертвые душиї; 16-го Ц ЂЌе все коту масленицаї, который Ђбыл в полном смысле этого слова спектакль galaЕ“аких бурных и единодушных оваций, какие раздавались в тот вечер по адресу нашего почтенного гастролера, городской театр давно не видел и, веро€тно, не скоро увидит вновьЕї

ќн играл в этом спектакле јхова, замоскворецкого купца-миллионщика, как говорили тогда, и беспросветного самодура:

Ц ћоему ндраву не преп€тствуй!

Ђѕеред нами был великий несравненный талант, который в совершенстве овладел тайною Ц непостижимою тайною Ц покор€ть себе все сердца, вызывать слезы восторга у самых бездушных, зачерствелых зрителей, Ц писал один из местных театральных критиков. Ц Ёто не игра, а нечто такое, к чему наши избитые, трафаретные определени€ и эпитеты совершенно не подход€тЕї

17 ма€ в √ородском театре был бенефис. ¬арламов снова выбрал пьесу ќстровского.

√астроли  .ј.¬арламова

в среду 17 ма€ 1906 года в √ородском театре состоитс€

Ѕ≈Ќ≈‘»—

заслуженнаго артиста —.-ѕетербургских »мператорских театров

 .ј. ¬ а р л а м о в а

представлено будет:

ЂЌе в свои сани не садисьї

 онстантин јлександрович играл ћаксима ‘едотыча, роль трудную, возможно, из-за специфически выведенной в пьесе этой фигуры, даже самую трудную. ¬с€ публика буквально рыдала, и этому есть несколько свидетельств очевидцев, бывших тогда на этом спектакле. ј одна стара€ артистка призналась после спектакл€ казанскому репортеру:

Ц я первый раз в театре, в публике, плакала насто€щими слезамиЕ

¬ четверг, 18 ма€, на прощание, давалась комеди€ казанского драматурга “ихонова Ђ„ерез крайї, написанна€ специально дл€ ¬арламова. »грал  онстантин јлександрович восхитительно. ј когда он прощалс€ с публикой после неистовых оваций переполненного зала, то, растроганно поклонившись своим зрител€м, сказал:

Ц я сочту себ€ счастливейшим человеком, если мне еще раз придетс€ выступать на казанской сцене перед дорогою моему сердцу казанскою публикоюЕ

 огда зрители расходились, опечаленные тем, что гастроли  онстантина јлександровича, а вместе с ними и праздник дл€ театралов, окончились, журналист газеты Ђ азанский “елеграфї подслушал следующий разговор:

Ц ј ведь он наш земл€к, Ц сказал пожилой театрал.

Ц  ак? Ц удивилс€ молодой.

Ц ≈ще тридцать п€ть лет назад он вместе с —авиной начинал свою карьеру у нас.

Ц ¬  азани?

Ц ¬  азани.

Ц ј где они играли?

Ц ¬ оперетке, молодой человек, в опереткеЕ


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+