icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Кроманьонцы. Кто такие кроманьонцы? Образ жизни, характеристика, эволюция, орудия труда, объем мозга, предки

  • 15607
  • 4

Кроманьонцы. Кто такие кроманьонцы? Образ жизни, характеристика, эволюция, орудия труда, объем мозга, предки

В
В 1868 г. в Департаменте Дордонь на юго-западе Франции рабочие случайно обнаружили в пещере Кро-Маньон четыре скелета (три взрослых человека и один ребёнок). Исследования показали, что люди эти жили 28 тысяч лет назад и… практически не отличались от нас с вами. Оживить такого (или – на современный манер – клонировать) да одеть так, как одеваемся мы – и ни за что не отличишь от нашего современника!

Вот так человечество и познакомилось с самыми древними представителями своего вида (точнее, подвида) – Homo Sapiens. В память о первой находке всех людей современного типа, живших в Европе в эпоху верхнего палеолита (от 35 до 10 тысяч лет назад) принято именовать кроманьонцами. Справедливости ради следует заметить, что некоторые различия в строении черепа всё же есть: он несколько массивнее, глазницы чуть шире, кости толще и у некоторых индивидов выражены надбровные дуги – но это всё находится в пределах внутривидовых различий. Так что о кроманьонцах (в широком смысле) можно с уверенностью сказать: вот это – наши предки!

Какими же они были?

Да уж конечно они не походили на тех кудлатых дикарей, кое-как прикрытых шкурами и вооружённых дубинами, которые обычно представляются нам при словосочетании «пещерные люди»! Начнём с того, что «пещерными» они были далеко не всегда – они уже умели строить хижины из костей и шкур мамонта. В области оружия они тоже кое-чего достигли – именно их изобретениями являются лук и копьеметалка. Теперь можно было поразить зверя с довольно-таки большого расстояния (например, копьеметалка удваивала расстояние, на которое можно было метнуть копьё) – так меньше шансов, что зверь заметит человека и убежит… словом, «счёт» на охоте всё чаще оказывался в пользу человека.

Но не только в этом они были новаторами: они изобрели множество вполне мирных орудий, без которых невозможно представить нашу жизнь – например, рыболовные крючки и иглы с ушками. Такими костяными иглами шили одежду из тщательно выделанных шкур, а по форме напоминала одежду современных народов Крайнего Севера.

Кость – наряду с камнем – была любимым материалом людей той эпохи. Из кости они делали половину всех своих орудий труда – и даже оружие, например, копья из бивней мамонта… причём копья эти – прямые, а бивни мамонта, как известно, изогнутые. Каким образом древние люди их распрямляли – нет ответа до сих пор!

Из кости изготовлялся и бисер, которым расшивалась одежда… зачем? Ведь бисер не делает её ни теплее, ни удобнее… Но человек не мог не замечать, что кость намного прочнее, долговечнее всех других составляющих тела человека или животного… не заключена ли в ней какая-то особая сила? И не смогу ли я перенять эту силу, если надену на себя нечто костяное? Такими же свойствами обладали и раковины… Вот так и появляются бусы из раковин, костяной бисер на одежде и многое другое – так рождается магия… а вместе с ней – украшение и искусство. На этой стадии они ещё они неотделимы друг от друга. Такой была и наскальная живопись, которую оставили кроманьонцы.

Честь открытия этого искусства принадлежит испанскому археологу-любителю М.Саутуоле. В 1879 г. он был вместе со своей 9-летней дочкой в пещере Альтамира. Внезапно девочка воскликнула: «Там быки!» Действительно на стенах пещеры обнаружились рисунки, изображающие быков – и не только их. М.Саутуола исследовал пещеру вместе с археологом из Мадридского университета Х.Виланова-и-Пьера, но особого сочувствия в научном мире результат их труда не встретил, более того – из обвинили в фальсификации. Уже после смерти Саутуолы аналогичные находки в других пещерах подтвердили его правоту.

Кроманьонцы «изобрели» не только живопись, но и объёмные изображения – знаменитые «палеолитические венеры». В последнее время раздаются голоса, что эти женские статуэтки были неким древним аналогом современных порнографических журналов – но, учитывая магическое наполнение искусства в те времена, видимо, всё же ближе к истине версия о богине-матери… и – о почтении к женщине!

О людях верхнего палеолита можно говорить долго. Можно рассказать о сунгирьских погребениях, изобретении керамики, календаря… Но даже сказанного достаточно, чтобы понять: перед нами достаточно высокая культура! Люди, жившие 35 тысяч лет назад, отнюдь не напоминали «мартышек, только что слезших с дерева». И об этом следует помнить всем, кто задаётся вопросом: откуда взялись великие цивилизации древности «сразу» после первобытных дикарей – и спешит сделать вывод о «добреньких» инопланетянах.

deb
Людмила Серебрякова

Интересно, а о нас через энное время напишут: "Они не были лысыми (стрижеными) дикарями"? +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+