icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
»нтересные факты

 репостные театры Ц барска€ блажь или любовь к искусству?

  • 868
  • 5

 репостные театры Ц барска€ блажь или любовь к искусству?

 
 репостные театры Ц исконно русское изобретение. Ќигде больше в мире таких культурных чудес не было. ¬прочем, особый вопрос, стоит ли этим гордитьс€.

Ќачнем с того, что ключевое слово здесь: Ђкрепостныеї. Ёто означает, что весь театр, включа€ актеров, был собственностью помещика.  репостной театр возникал по прихоти помещика. ѕомещик же €вл€лс€ полновластным хоз€ином, как на сцене, так и за кулисами, и в зрительном зале тоже. ’оз€ин выбирал дл€ своего театра репертуар, распредел€л роли и даже режиссировал спектакли, хот€ в те времена работа режиссера была совсем не славной и не почетной.

“аким образом, крепостной театр был частным двор€нским театром. Ёто и определ€ло его назначение. ƒелалс€ он не столько с целью заработка, сколько дл€ развлечени€ себ€, друзей и соседей. –азвлечение здесь следует понимать в очень широком смысле, о чем и будет сказано ниже.

”никальность €влени€ крепостного театра определ€лось словом Ђкрепостнойї. ¬ середине 18-го века, когда такие театры начали возникать, из всех европейских стран крепостное состо€ние (то есть, говор€ без обин€ков, рабство) было только в –оссийской империи. ≈стественно, что нигде, кроме –оссии крепостных театров зате€ть было нельз€ по причине отсутстви€ крепостных. ѕричем, в некоторых част€х –оссийской империи, где крепостное право было отменено Ђ в рабочем пор€дкеї (ѕрибалтика и ‘инл€нди€), или же где оно никогда не существовало (ѕоморье, —ибирь, казачьи области), подобных, с позволени€ сказать, Ђочагов культурыї тоже завести было невозможно. Ќо в прочих местах крепостных имелось в достаточном количестве, чтобы могли по€витьс€ крепостные театры.

ћожно выделить 3 типа крепостных театров. ¬ театрах первого типа играли сами двор€не, а также их дети.  репостные были зан€ты на технических работах: поднимать и опускать занавес, мен€ть декорации. ќркестр, в котором играли крепостные, мог сопровождать спектакли. ¬ принципе это был не крепостной, а любительский двор€нский театр. ¬ театрах второго типа нар€ду с двор€нами-любител€ми на сцену выпускали крепостных актЄров, которые играли второстепенные роли. Ќаконец, театры третьего типа можно было без вс€кой скидки назвать крепостными. ¬се роли, и главные, и второстепенные, исполн€ли крепостные актеры.

ќбычно зимой крепостные театры играли в городских барских усадьбах. Ћетом же вместе с хоз€евами театр перемещалс€ в загородные имени€.

ћного ли было крепостных театров? »зр€дное количество. ¬ конце 18-го Ц начале 19-го века были известны и попул€рны театры —.—.јпраксина, √.».Ѕибикова, Ќ. ј. и ¬. ј. ¬севоложских ». ј. √агарина, ѕ. Ѕ. и Ќ. ѕ. Ўереметевых, Ќ. Ѕ. ёсупова в ћоскве и многие другие.

ѕожалуй, самый известный из крепостных театров Ц театр графов Ўереметевых. —вою де€тельность он начал в 1765 году в ѕетербурге. ¬ то врем€ это был двор€нский любительский театр.   концу 1770-х годов театр обосновалс€ в московском доме Ўереметевых на Ѕольшой Ќикольской улице. ¬ этом районе в самом центре ћосквы, совсем недалеко от  ремл€, позже находилс€ знаменитый ресторан Ђ—лав€нский базарї, который в 1993 году сгорел. Ќа лето театр переезжал в подмосковное имение Ўереметевых  усково, а потом переместилс€ в специально построенное дл€ него здание в другом имении, в ќстанкино.

 репостных у Ўереметевых насчитывались дес€тки тыс€ч. ѕоэтому было из кого подобрать актеров, работников сцены и обслуживающий персонал. ƒл€ постановки спектаклей приглашали прославленных мастеров. ¬ репертуар Ўереметевского театра входило более ста пьес. ¬ основном это были комические оперы, водевили и балеты. ¬ середине 1780-х годов, при Ќ.ѕ.Ўереметеве, театр достиг своего расцвета. ¬ первую очередь это было св€зано с тем, что Ќиколай ѕетрович Ўереметев (1751Ч1809) оказалс€ вельможей просвещенным, талантливым музыкантом и большим любителем театрального искусства. ќ другой стороне де€тельности Ќ.ѕ.Ўереметева, благотворительности, рассказано в статье Ђ ак в ћоскве по€вилс€ странноприимный дом на Ѕольшой —ухаревской площади?ї от 30.06.2016.

ƒругой известный в начале 19-го века крепостной театр находилс€ в имении Ќ. Ѕ. ёсупова Ђјрхангльскоеї. «десь давались пышные оперные и балетные представлени€. »мелись крепостные театры и в провинции: в Ќижнем Ќовгороде, в  азани, в ќрле и даже в городе Ўклове ћогилевской губернии.

–адостно ли было быть крепостным актером? ќтвет здесь более всего зависел от характера помещика и... от пола актера. “о, что многие хоз€ева крепостных театров развлекались не только зрелищами но и прелестными крепостными актрисами Ц не злые выдумки, а горька€ правда. Ђ«аписки и письмаї ћ. —. ўепкина (который сам был крепостным актером), рассказы Ђ“упейный художникї Ќ. —. Ћескова и Ђ—орока-воровкаї ј. ». √ерцена. —удьба крепостной актрисы ѕрасковьи ∆емчуговой, ставшей женой Ќ.ѕ.Ўереметева Ц редчайшее исключение.

≈сли же крепостной актер / актриса чем-то не понравились барину, список наказаний дл€ них был так же широк, как и дл€ прочих крепостных. ¬ лучшем случае удаление в какое-нибудь дальнее именье, в худшем случае Ц телесные наказани€ и продажа другому хоз€ину.

–ассказ Ќ.Ћескова Ђ“упейный художникї, хот€ и не списан с реальности, имеет под собой вполне реальную основу. ¬ ќрле был крепостной театр графа  аменского.  аменский отличалс€ жестокостью. јктеров, допустивших какую-нибудь оплошность, лично наказывал плетью. “ак что крики наказываемых в антракте актеров доносились до зрител€. ¬се крепостные актрисы образовывали у графа своеобразный гарем. Ќо Ц искусство превыше всего. Ќовую фаворитку всегда приводили к  аменскому в костюме св€той ÷ецилии. ¬ общем не медом была жизнь крепостного актера, совсем не медом!

’от€ кн€зь ѕетр јндреевич ¬€земский, человек образованный и умный, друг и любимый собеседник ј.—.ѕушкина находил положительные стороны даже в крепостных театрах. ѕо его мнению, такие театры прививали крепостным начатки просвещени€, грамотность и знакомство с искусствами.  роме того, благодар€ театру дворовые люди становились широко известными, что, в конечном счете, способствовало их выкупу на волю. «наменитые русские актеры ћ.—.ўепкин и ѕ.—.ћочалов именно так, родившись крепостными, в последствии стали свободными.

ѕо мнению ѕ.ј.¬€земского, театральные и музыкальные представлени€ оказывали благотворное вли€ние и на помещиков, отвлека€ их от забав грубых: попоек, карт и псовой охоты.


pro
“амара ћеркулова

Ќасколько помню, на иллюстрации ќстанкинский театр, как он выгл€дит изнутри. ј вот как он выгл€дит снаружи.  расивейшее здание!

pro
—емен ÷ыгановский

я тут подумал, какой бы крепостной театр устроили помещики из "ћертвых душ", приди им в голову эта блажь.

1. ћанилов - никакого. «ато п€ть лет бы грезил о том, какой хороший театр можно создать в ћаниловке. ѕохлеще Ѕольшого и ћалого вместе вз€тых.
2.  оробочка - никакого. ƒело непон€тное, выгоды не сулит. ѕожалуй, лучше пенькой торговать.
3. Ќоздрев. “ут пон€тно - театр буфф. √олые девки пл€шут на столах. ¬ перерывах - постановка лично написанной барином пьесы "¬ бане"
4. —обакевич. ¬от этот бы, пожалуй, устроил все, как положено. —тавил бы столичную пьесу "–евизор", господина √огол€ сочинение. »мел бы большой успех. Ћично продавал бы входные билеты.
5. ѕлюшкин - никакого.  акой театр, батюшка? Ѕедны мы, не можем таких удовольствиев себе позволить. ќп€ть же мужики - разбойники.

top
Halida Rojkova

¬ детстве поразила книга " репостные актрисы". ѕомню, даже плакала несколько раз, сочувству€ несчастным девушкам.

top
Halida Rojkova

ј это картина  асаткина " репостна€ актриса в опале, корм€ща€ грудью барского щенка".

pro
Ќадежда  ћаслова

Ќедавно уже была стать€ на эту тему. ƒва последних абзаца совпадают с моим мнением. ј дол€ у крепостных актрис, действительно, была не завидна€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+