icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
»ль€ ћуромец
Ћюди, биографии

 онфуций и его учение

  • 3371
  • 4

 онфуций и его учение

”чение  онфуци€ глубоко почитаетс€ в  итае, но вместе с тем, € предлагаю каждому самосто€тельно определить свое отношение к этому великому мыслителю. ƒалеко не все великие умы ≈вропы были благожелательно настроены к этому учению.

ѕрежде всего, стоит уточнить, что  онфуцианство Ц это не религи€, как ошибочно представл€ют себе некоторое. ћыслители ≈вропы пытались провести параллель между  онфуцианством и христианством. Ќа мой взгл€д, получилось не сильно здорово.

»сторическа€ правда в том, что  онфуцианство долгое врем€ в  итае было официальной идеологией, вплоть до XX-го века, подчеркиваю Ц идеологией, иногда уступа€ место буддизму и даосизму, но не религией. ’от€ элементы религии в последующей интерпретации учени€  онфуци€, безусловно, присутствуют. Ќачина€ с обожествлени€ самой личности  онфуци€.

ќстановимс€ поподробнее на ней, на этой личности, хот€ времени прошло уже немало. Ќачнем с имени,  онфуций Ц это искаженное европеизированное произношение его имени. Ќасто€щее его им€ -  ун ÷ю, к которому лишь позже добавилось Ђцзыї, что означает Ц Ђмудрецї или Ђучительї. »ногда его им€ пишетс€ как  ун ‘у-цзы, от которого и произошло европейское Ц  онфуций.

ѕо дошедшим до нас источникам  ун-цзы был сыном богатого чиновника и наложницы. ѕосле смерти чиновника, мать будущего философы, опаса€сь мести его законной супруги, была вынуждена покинуть его дом, и будущий создатель великого учени€ детство провел в бедности, много работал. » потому жизнь он наблюдал не из окна царского дворца, а непосредственно Ц на улице. » хорошо разбиралс€ в ней. ѕо легенде  онфуций, несмотр€ на бедность, много занималс€ самообразованием и смог получить должность чиновника. „то так же добавило знаний, как устроено государство, в его копилку.

¬рем€ жизни этого великого ученого почти совпадает со временем жизни Ѕудды √аутама Ўакь€муни, а именно с 551 г. до н.э. по 479 г. до н.э.

–азочаровавшись в возможности хоть как-то повли€ть на существующую действительность в должности чиновника,  онфуций оставил службу и, вместе со своими учениками, отправилс€ в странствие по  итаю, пока, в конце концов, в возрасте 60-и лет не вернулс€ к себе на родину и уже там закончил свой земной путь.

“ворчество  онфуци€, в основном, дошло до нас в запис€х его высказываний его учениками.

—читаетс€, что основным трудом его жизни, в котором он принимал участие, в том числе и как редактор, это книга ЂЋунь ёйї (Ѕеседы и суждени€). ƒл€ торопливых европейцев, на мой взгл€д, достаточно ознакомлени€ с этой книгой, дл€ того, что бы составить свое суждение об этом человеке и его учении.

“от же √егель довольно нелестно отзывалс€ об учении  онфуци€, называ€ его совокупностью банальностей Ђход€чей моралиї, может оно и так. —клон€ю голову перед гением √егел€, но все же полностью прин€ть его точку зрени€ Ц не могу.

Ќачнем с того, что в основе учени€  онфуци€ лежит стремление к созданию, если не идеально-справедливого, то, хот€ бы Ц гармоничного, государства. ћожет, кому-то этого покажетс€ недостаточно, а, на мой взгл€д, так только за это  ун-цзы действительно имеет право остатьс€ в пам€ти потомков именно как Ђцзыї, как минимум Ц великий мудрец.

—амо учение  онфуци€ базируетс€ на п€ти Ђдобродетел€хї, которыми должен обладать, по его мнению, каждый человек, а в особенности Ц чиновники и правители. ¬рем€ доказало его правоту. ’от€ бы если сравнить сегодн€шний  итай и –оссию. » это Ц только начало.

ѕотенциал  ита€ огромен, прежде всего потому, что в государственном устройстве  ита€ традиционно сильны элементы  онфуцианства, даже, несмотр€ на то, что официально  итай строит коммунизм, а у рул€ находитс€ коммунистическа€ парти€  ита€, и официальна€ идеологи€ Ц марксизм-лененизм. “олько вот внутренн€€ идеологи€ организации управлени€ и подбора кадров Ц традиционное  онфуцианство.

Ёкзамен на знание  онфуцианства желающие зан€ть какую-либо государственную должность, в  итае перестали сдавать только в начале XX-го века, но специализированные экзамены дл€ желающих стать чиновниками в  итае существуют и до сих пор.

¬осток Ц дело тонкое.

–аскрывать подробно все п€ть Ђдобродетелейї - зан€тие утомительное, прежде всего дл€ читателей. ≈сли нет гор€чего желани€ постичь мудрость учени€  онфуци€, то это действительно выгл€дит как набор банальностей. ’от€, может быть, в этом и заключаетс€ сила этого учени€?

ј потому желающих просветитьс€ отправл€ю к его бессмертному труду ЂЋунь ёйї и √угл вам в помощь!


deb
»ль€ ћуромец

пасиб, € ж говорю, похоже в прошлой жизни был или самураем или буддийским монахом :))))))))))))

tra
“ать€на ƒавыдова

ƒа, раньше народ был более вдумчивым. ј сейчас, все больше им€  онфуци€ упоминаетс€ бессознательно, не ума дл€, а моды ради. ∆аль. Ќа самом деле, его персона достойна внимани€. ¬ам +.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+