icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Илья Муромец
Люди, биографии

Конфуций и его учение

  • 3057
  • 4

Конфуций и его учение

У
Учение Конфуция глубоко почитается в Китае, но вместе с тем, я предлагаю каждому самостоятельно определить свое отношение к этому великому мыслителю. Далеко не все великие умы Европы были благожелательно настроены к этому учению.

Прежде всего, стоит уточнить, что Конфуцианство – это не религия, как ошибочно представляют себе некоторое. Мыслители Европы пытались провести параллель между Конфуцианством и христианством. На мой взгляд, получилось не сильно здорово.

Историческая правда в том, что Конфуцианство долгое время в Китае было официальной идеологией, вплоть до XX-го века, подчеркиваю – идеологией, иногда уступая место буддизму и даосизму, но не религией. Хотя элементы религии в последующей интерпретации учения Конфуция, безусловно, присутствуют. Начиная с обожествления самой личности Конфуция.

Остановимся поподробнее на ней, на этой личности, хотя времени прошло уже немало. Начнем с имени, Конфуций – это искаженное европеизированное произношение его имени. Настоящее его имя - Кун Цю, к которому лишь позже добавилось «цзы», что означает – «мудрец» или «учитель». Иногда его имя пишется как Кун Фу-цзы, от которого и произошло европейское – Конфуций.

По дошедшим до нас источникам Кун-цзы был сыном богатого чиновника и наложницы. После смерти чиновника, мать будущего философы, опасаясь мести его законной супруги, была вынуждена покинуть его дом, и будущий создатель великого учения детство провел в бедности, много работал. И потому жизнь он наблюдал не из окна царского дворца, а непосредственно – на улице. И хорошо разбирался в ней. По легенде Конфуций, несмотря на бедность, много занимался самообразованием и смог получить должность чиновника. Что так же добавило знаний, как устроено государство, в его копилку.

Время жизни этого великого ученого почти совпадает со временем жизни Будды Гаутама Шакьямуни, а именно с 551 г. до н.э. по 479 г. до н.э.

Разочаровавшись в возможности хоть как-то повлиять на существующую действительность в должности чиновника, Конфуций оставил службу и, вместе со своими учениками, отправился в странствие по Китаю, пока, в конце концов, в возрасте 60-и лет не вернулся к себе на родину и уже там закончил свой земной путь.

Творчество Конфуция, в основном, дошло до нас в записях его высказываний его учениками.

Считается, что основным трудом его жизни, в котором он принимал участие, в том числе и как редактор, это книга «Лунь Юй» (Беседы и суждения). Для торопливых европейцев, на мой взгляд, достаточно ознакомления с этой книгой, для того, что бы составить свое суждение об этом человеке и его учении.

Тот же Гегель довольно нелестно отзывался об учении Конфуция, называя его совокупностью банальностей «ходячей морали», может оно и так. Склоняю голову перед гением Гегеля, но все же полностью принять его точку зрения – не могу.

Начнем с того, что в основе учения Конфуция лежит стремление к созданию, если не идеально-справедливого, то, хотя бы – гармоничного, государства. Может, кому-то этого покажется недостаточно, а, на мой взгляд, так только за это Кун-цзы действительно имеет право остаться в памяти потомков именно как «цзы», как минимум – великий мудрец.

Само учение Конфуция базируется на пяти «добродетелях», которыми должен обладать, по его мнению, каждый человек, а в особенности – чиновники и правители. Время доказало его правоту. Хотя бы если сравнить сегодняшний Китай и Россию. И это – только начало.

Потенциал Китая огромен, прежде всего потому, что в государственном устройстве Китая традиционно сильны элементы Конфуцианства, даже, несмотря на то, что официально Китай строит коммунизм, а у руля находится коммунистическая партия Китая, и официальная идеология – марксизм-лененизм. Только вот внутренняя идеология организации управления и подбора кадров – традиционное Конфуцианство.

Экзамен на знание Конфуцианства желающие занять какую-либо государственную должность, в Китае перестали сдавать только в начале XX-го века, но специализированные экзамены для желающих стать чиновниками в Китае существуют и до сих пор.

Восток – дело тонкое.

Раскрывать подробно все пять «добродетелей» - занятие утомительное, прежде всего для читателей. Если нет горячего желания постичь мудрость учения Конфуция, то это действительно выглядит как набор банальностей. Хотя, может быть, в этом и заключается сила этого учения?

А потому желающих просветиться отправляю к его бессмертному труду «Лунь Юй» и Гугл вам в помощь!

deb
Илья Муромец

пасиб, я ж говорю, похоже в прошлой жизни был или самураем или буддийским монахом :))))))))))))

tra
Татьяна Давыдова

Да, раньше народ был более вдумчивым. А сейчас, все больше имя Конфуция упоминается бессознательно, не ума для, а моды ради. Жаль. На самом деле, его персона достойна внимания. Вам +.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+