icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 ому нужны дети?

  • 512
  • 1

 ому нужны дети?

Ђ∆или-были старик со старухой (царь с царицей, король с королевой Ц нужное вставить), и не было у них детейї, Ц так начинаютс€ многие сказки. ѕри этом само собой разумеетс€, что эти герои глубоко несчастны, что они пойдут на все Ц будут лепить себе дит€ из снега, пойдут к волшебнику Ц пусть даже не очень доброму, соглас€тс€ на вечное прокл€тие Ц лишь бы свое несчастье преодолеть, вплоть до Ќовейшего времени это не вызывало сомнений ни у слушателей, ни у рассказчиков. ј вот современное человечество в этом вопросе далеко не так единодушно. ƒа, и сейчас есть люди, которые готовы на все, чтобы иметь детей Ц даже на Ё ќ, но вспоминаетс€ вопрос, который читатель одной газеты задал врачу Ц специалисту по лечению бесплоди€: Ђј зачем вообще лечат бесплодие? Ёто же так удобно Ц занимайс€ сексом, сколько угодно, и никаких проблем!ї “аким люд€м у современной медицины тоже есть, что предложить Ц многочисленные контрацептивы и откровенно варварские процедуры типа абортов и операций по стерилизацииЕ “ак почему же одним люд€м нужны дети Ц а другим нет? » кому они нужны?

≈сли смотреть в корень проблемы, то в первую очередь дети нужныЕ генам. ƒа, эти бездушные участки молекулы ƒЌ  Ц главные Ђзаказчикиї деторождени€. Ќа заре истории жизни на «емле на стыке химической и биологической эволюций возникли химические соединени€, которые приобрели новое качество Ц способность воспроизводить, копировать себ€ (поначалу это были молекулы даже не ƒЌ , и –Ќ ). Ѕольше копий оставл€ли те молекулы, которые смогли вступить в химические соединени€, повышавшие веро€тность такого копировани€ Ц так возникла ƒЌ , Ђвступивша€ в союзї с белками, это соединение отграничилось от мира оболочкой, котора€ пропускала вещества внутрь выборочно Ц дальнейша€ истори€ известна всем, кто хоть немного представл€ет, что такое биологическа€ эволюци€. Ќо всегда ею Ђдирижировалиї маленькие репликаторы, у которых одна цель Ц копироватьс€, копироватьс€ и копироватьс€. ѕоэтому возникали все более сложные организмы, поэтому возникали все новые формы поведени€, повышающие веро€тность копировани€ и перетасовки геновЕ јмериканский ученый –.ƒокинз даже назвал одну из своих книг ЂЁгоистичный генї.

ƒа, с точки зрени€ природы рождение детей служит репликации ƒЌ , но свести все к этому процессу было бы ошибкой (в науке такую ошибку называют Ђредукционизмомї).  ажда€ ступень эволюции уникальна, и на одной из ступеней возник инстинкт заботы о потомстве Ц это было неизбежно у тех видов, у которых животные рождались беспомощными. ” тех, кто таким инстинктом не обладал, детеныши не выживали Ц их генетические линии пресекались. ¬ли€ет ли этот инстинкт на человека? Ќесомненно, вли€ет, ведь наш вид Ц Ђрекордсменї и по продолжительности детства, и по беспомощности детенышей, так что особи, лишенные данного инстинкта, вымерли до зарождени€ цивилизации Ц их потомков нет среди нас.

Ќо у нас есть радикальное отличие от всех прочих животных Ц мы обладаем абстрактным мышлением, которое позвол€ет нам Ђрасширитьї действие этого инстинкта. »менно поэтому мы можем испытывать нежные чувства при виде любого ребенка, обобщать эти образы и экстраполировать их в собственное будущее Ц так рождаетс€ желание иметь детей. Ќазвать это инстинктом Ђв чистом видеї нельз€, поскольку дол€ социального в этом желании все-таки больше, чем дол€ биологического.

≈сли отвлечьс€ от эволюции биологической и сосредоточитьс€ на социальной, мы увидим, что за желанием иметь детей стоит мощна€ традици€. ¬ истории человечества род довольно долго был главной ценностью (даже сейчас мы можем наблюдать дальний отголосок этого в пон€тии Ђсемейных ценностейї), а главной целью в таких услови€х становилось его сохранение, и самым страшным преступлением перед родом была бы сознательна€ бездетность. Ёта традици€ существовала слишком долго, чтобы современный человек был свободен от нееЕне забудем и об Ђэгоистичных генахї, которые тут уже Ђпользуютс€ї социальными €влени€ми: тот, дл€ кого сохранение и продолжение рода не имело значени€, не передавал дальше ни своих генов, ни своих ценностных ориентаций. ¬ этом смысле человек впитывал желание иметь детей если не с молоком матери, то во вс€ком случае Ц с родительскими наставлени€ми. Ќе случайно и наши современники рассуждают о Ђпродолжении родаї, хот€ к числу аристократов большинство из них не относитс€, а собственных предков могут перечислить в лучшем случае до прадедушек и прабабушек.

Ќо человеческое желание или нежелание иметь детей Ц €вление довольно сложное, которое нельз€ в полной мере объ€снить ни эволюционными механизмами, ни традицией. Ќемаловажна€ составл€юща€ находитс€ на уровне конкретной личности. Ёта личность может иметь разные устремлени€ Ц скажем, желание иметь опору в старости. ¬ наше врем€ многие могут возразить, что гораздо рациональнее тратить врем€ не на заботу о дет€х, а на зарабатывание денег, да и деньги лучше не растрачивать на обеспечение отпрысков, а класть в банк под проценты Ц тогда в старости не встанет вопрос, кто поднесет стакан воды, средств будет достаточно, чтобы нан€ть сиделкуЕ —лабое место такой стратегии очевидно дл€ каждого, кто наблюдал, как разор€ютс€ банки, как разражаютс€ экономические кризисыЕ ¬ таких услови€х дл€ немощного старика, оставшегос€ без средств к существованию, единственным Ђкапиталомї остаютс€ молодые здоровые дети и внуки, которые могут о нем позаботитьс€.

ƒети нужны и тому человеку, который намерен им что-то передать Ц не об€зательно профессию (хот€ бывает и так). Ёто могут быть убеждени€, вера, национальна€ традици€ Ц этот фактор приобретает особое значение, когда та или ина€ наци€, религи€ или система ценностей оказываетс€ во враждебном окруженииЕ вспоминаетс€ телевизионный репортаж с сербской свадьбы в  осово накануне Ќј“ќвских бомбардировок: молодых напутствовали родить не меньше п€ти детей Ц Ђна этой земле должны жить сербыї. Ќе таким трагичным, но в принципе сходным можно считать положение христиан в современном мире.

∆елание иметь детей св€зано и с естественной потребностью обратить на кого-то свою любовь, стать кому-то нужным. Ќекоторые возражают, что дл€ этого достаточно и супружества Ц но в норме супружеский союз настолько самодостаточен и полон, что возникает потребность Ђотдавать себ€ї, и в этом смысле двоим нужен третий.

Ќе €вл€ютс€ ли все эти устремлени€ эгоистичными? ¬ какой-то мере, пожалуй, €вл€ютс€ Ц в том смысле, в каком эгоистично любое человеческое действие: что бы ни делал человек, он удовлетвор€ет свои потребности (даже самопожертвование не было бы возможно, если бы осознание его не было в определенной степени при€тно). Ќо потребности бывают разными, и это стремление св€зано с потребност€ми высшего пор€дка. ѕравильнее всего будет сказать, что дети нужны тем люд€м, у которых есть, что им дать Ц свою любовь, свои Ђсокровища духаї.


spe
ёли€ ƒворникова

ƒети - наше будущее! я вовсе не скандирую истЄртый до дыр лозунг, € действительно так думаю, потому что точно это «Ќјё!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+