А до этого артист работал коверным клоуном в образе Чарли Чаплина. Образ был популярный, но растиражированный до невозможности. То тут, то там – Чарли Чаплин. Однажды на представлении, в котором участвовал М.Н.Румянцев, кроме него было еще два Чарли Чаплина в разных номерах. Нет, так работать было невозможно!
Кстати, о чрезмерной популярности образа, придуманного американским комиком, говорят даже эпизоды в советском фильме «Цирк» производства 1936 года. Помните, там постоянно крутится этакий клоун-Чарли. Он и у пушки, на арене, он и гаду-импрессарио помогает, насосом надувает ему специальную поддевку, чтобы тот выглядел красиво и широкоплече.
Но заставить зрителей полюбить новый образ – большая работа. И несколько лет М.Н.Румянцев выкладывался изо всех сил.
Продолжительность цирковой репризы полторы-две минуты. Столько времени дается коверному клоуну, чтобы зрители не скучали, а униформисты подготовили следующий номер. За эти полторы-две минуты клоун должен мгновенно завладеть вниманием цирка, сыграть свою репризу, да так, чтобы она зрителям запомнилась. Поэтому играть надо быстро и точно, а текст репризы должен быть неожиданным, смешным и острым. При этом острота остроте рознь. В те годы за слишком явную сатиру или неудачно сказанное слово можно было отправиться в заполярные просторы. Так что балансировать на острие клоуну приходилось не менее виртуозно, чем каким-нибудь гимнастам.
Был у Карандаша еще один фокус для публики. Приезжая в другой город на гастроли клоун всегда узнавал, какое место в городе известно и популярно, а потом по ходу выступления вставлял его в клоунаду. В ответ на это публика аплодировала, смеялась, и в то же время удивлялась – откуда это Карандаш узнал про наши «секретики»?
Кстати, этот фокус достаточно старый. Его применяли еще актеры «Комедии дель арте» в 17-18 веках. Импровизацию на основе текущих событий возобновили в своих спектаклях Е.Б.Вахтангов и В.Э.Мейрхольд. Но, несмотря на столь почтенный возраст, импровизация прекрасно работала на успех Карандаша. Приблизительно в те же годы неразлучным спутником клоуна Карандаша и участником его реприз стала собачка по кличке Клякса, черный скотч-терьер. М.Н.Румянцев «дрессировал» не только Кляксу. Осветители, униформисты, помощники – все должны были «подыгрывать» ему четко и точно. В нужный момент каждый должен был быть в нужном месте.
Старания принесли успех. В конце концов, в цирк люди стали ходить «на Карандаша». Его прибытие в любой, даже самый прогорающий цирк, гарантировало аншлаги. С другой стороны, Карандаш очень огорчался, если видел вдруг пустые места. Его выступления должны были происходить только в переполненных цирках!
После войны, в 1940 — 1950 годы, на арене с Карандашом появились помощники-ученики, среди них Ю.В.Никулин и М.И.Шуйдин, которые впоследствии начали выступать отдельно и тоже приобрели огромную популярность.
Клоун Карандаш проработал в цирке 55 лет. Последнее его выступление состоялось за две недели до его смерти.