Этот стиль, яркими красками по черному фону, напоминает другие русские народные художественные промыслы, палехскую лаковую миниатюру и федоскинскую роспись. Вообще некоторая связь между названными промыслами существует.
Но для начала определимся на карте. Где находится Жостово? Деревня Жостово находится в районе подмосковного города Мытищи, среди лесов между двумя водохранилищами канала имени Москвы, Пяловского и Клязьминского. Дачный пояс Москвы.
Места эти не слишком плодородны, поэтому издавна здешние крестьяне подрабатывали тем или иным промыслом.
Промышляли чем угодно. Например, в 1795 году купец П.И.Коробов организовал в селе Данилкове, что неподалеку от Мытищ, производство козырьков для русской армии. 1795 год – это времена Екатерины II и Александра Васильевича Суворова. Кто знает, может быть гренадеры приветствовали своего славного командира, прикладывая руку к козырьку, сделанному в Данилкове?
Производство козырьков дело простое, но и козырек для фуражки стоит полушку. Для развития производства и, так сказать, завоевания новых горизонтов, хозяин козыречной мануфактуры купец Коробов съездил в Германию, в Брауншвейг, где ознакомился с фабрикой Иоганна Штобвассера, производившей табакерки. Табакерки делали из папье-маше и пропитывали лаком, от чего они становились по виду и по твердости, как деревянные. Табакерки украшали, наклеивая на крышку картинки или же расписывая эти самые крышки. В начале 19-го века в Данилкове уже наладили производство лаковых табакерок с рисунком на крышке. Рисунки делали в соседнем с Данилковым селе Федоскино, где умелых людей было достаточно. Среди прочих промыслов федоскинцы занимались иконописью.
В 1825 году в Федоскино работал возчиком на тамошней фабрике некто Филипп Вишняков, крепостной графа Шереметьева. Глаз у Вишнякова был острый, приметливый, память хорошая. Разузнав все секреты ремесла федоскинцев, он вернулся в свою родную деревню Жостово и открыл здесь свою мануфактуру, где, кроме производства расписных шкатулок в федоскинском стиле, было организовано производство и других полезных мелочей. В том числе, и подносов.
Жестяные подносы уже производили в Нижнем Тагиле с середины 18-го века. Их ковали из пластичного Тагильского железа. Бортики и края подносов тоже обрабатывали ковкой. Получалось очень красиво. Чтобы подносы не ржавели, их покрывали черным лаком. В 1825 году вошли в моду подносы с рисунками. Мастера-художники, которых обучали 4 года, в выборе рисунков не подчинялись каким-то строгим канонам. На подносах рисовали сцены из мифов и из истории. Но чаще всего поднос расписывали пышными и яркими цветами, сочными ягодами, светящимися изнутри кистями винограда.
Жостовцы частично позаимствовали приемы росписи подносов у тагильцев. Но фигурных сцен на своих подносах они не изображали, ограничились яркими цветами. В 1830 году расписные кованые подносы производили не только в Жостове, но и в окрестных селах. Рынок сбыта был огромным, рядом была Москва.
Москва была не только рынком сбыта, но и поставщиком полуфабрикатов. В московских кузницах за относительно небольшую цену ковали из железа подносы и везли их в Жостово. Здесь местные художники, разрисовывая подносы, сразу в несколько раз увеличивали их цену. С такой ценой их не стыдно и выгодно было возвратить в Москву.
После революции в 1922 году кормиться частным трудом стало «немодно», поэтому жостовцы объединились в артель, которая продолжала производить все те же железные лакированные подносы. В окрестных деревнях тоже организовывались кооперативы, иной раз со смешными названиями: «Спецкустарь», «Лакировщик», «Свой труд». В 1928 году все артели слились в артель тоже с симпатичным названием, «Металлоподнос».
Палешане, бывшие иконописцы, проживавшие в Ивановской области, ловко приспособились к изменению спроса. Они, подобно федоскинцам, переключились на производство шкатулок, которые в прежней своей иконописной манере разрисовывали новыми святыми, Лениным, Сталиным, щитомечным Феликсом Дзержинским. Не были забыты и народные сказки.
Жостовцы же новые темы освоить не смогли. Ленин на подносе? Оригинально, но трудно сказать, какое воздаяние может последовать за подобную творческую работу. То ли грудь в крестах, то ли голова в кустах. Они продолжали выращивать яркие цветы на черном поле.
С 1960-х годов и до настоящего времени жостовская роспись стала цениться, как народное художественно-декоративное творчество. Жостовские подносы, которые раньше были предметами деревенского быта, превратились в самостоятельные образцы уникального искусства, своеобразные декоративные панно. И мало того, что на них можно полюбоваться, на них еще дорогим гостям можно подать чай, а к нему варенье или баранки.
Так что «Джоконда» нервно курит в сторонке.