icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Тамара Меркулова
Интересные факты

Когда зародилась Жостовская роспись?

  • 963
  • 4

Когда зародилась Жостовская роспись?

С
Среди русских народных художественных промыслов есть и Жостовская роспись. В селе Жостово жестяные подносы покрывают черным лаком и на нем рисуют яркие цветочные узоры. Пронзительные красные, желтые, зеленые цвета замечательно гармонируют со строгим черным фоном. Картины на металле (иначе и не назовешь эту красоту) покрываются слоем лака и подносы, можно сказать, становятся вечными.

Этот стиль, яркими красками по черному фону, напоминает другие русские народные художественные промыслы, палехскую лаковую миниатюру и федоскинскую роспись. Вообще некоторая связь между названными промыслами существует.

Но для начала определимся на карте. Где находится Жостово? Деревня Жостово находится в районе подмосковного города Мытищи, среди лесов между двумя водохранилищами канала имени Москвы, Пяловского и Клязьминского. Дачный пояс Москвы.

Места эти не слишком плодородны, поэтому издавна здешние крестьяне подрабатывали тем или иным промыслом.

Промышляли чем угодно. Например, в 1795 году купец П.И.Коробов организовал в селе Данилкове, что неподалеку от Мытищ, производство козырьков для русской армии. 1795 год – это времена Екатерины II и Александра Васильевича Суворова. Кто знает, может быть гренадеры приветствовали своего славного командира, прикладывая руку к козырьку, сделанному в Данилкове?

Производство козырьков дело простое, но и козырек для фуражки стоит полушку. Для развития производства и, так сказать, завоевания новых горизонтов, хозяин козыречной мануфактуры купец Коробов съездил в Германию, в Брауншвейг, где ознакомился с фабрикой Иоганна Штобвассера, производившей табакерки. Табакерки делали из папье-маше и пропитывали лаком, от чего они становились по виду и по твердости, как деревянные. Табакерки украшали, наклеивая на крышку картинки или же расписывая эти самые крышки. В начале 19-го века в Данилкове уже наладили производство лаковых табакерок с рисунком на крышке. Рисунки делали в соседнем с Данилковым селе Федоскино, где умелых людей было достаточно. Среди прочих промыслов федоскинцы занимались иконописью.

В 1825 году в Федоскино работал возчиком на тамошней фабрике некто Филипп Вишняков, крепостной графа Шереметьева. Глаз у Вишнякова был острый, приметливый, память хорошая. Разузнав все секреты ремесла федоскинцев, он вернулся в свою родную деревню Жостово и открыл здесь свою мануфактуру, где, кроме производства расписных шкатулок в федоскинском стиле, было организовано производство и других полезных мелочей. В том числе, и подносов.

Жестяные подносы уже производили в Нижнем Тагиле с середины 18-го века. Их ковали из пластичного Тагильского железа. Бортики и края подносов тоже обрабатывали ковкой. Получалось очень красиво. Чтобы подносы не ржавели, их покрывали черным лаком. В 1825 году вошли в моду подносы с рисунками. Мастера-художники, которых обучали 4 года, в выборе рисунков не подчинялись каким-то строгим канонам. На подносах рисовали сцены из мифов и из истории. Но чаще всего поднос расписывали пышными и яркими цветами, сочными ягодами, светящимися изнутри кистями винограда.

Жостовцы частично позаимствовали приемы росписи подносов у тагильцев. Но фигурных сцен на своих подносах они не изображали, ограничились яркими цветами. В 1830 году расписные кованые подносы производили не только в Жостове, но и в окрестных селах. Рынок сбыта был огромным, рядом была Москва.

Москва была не только рынком сбыта, но и поставщиком полуфабрикатов. В московских кузницах за относительно небольшую цену ковали из железа подносы и везли их в Жостово. Здесь местные художники, разрисовывая подносы, сразу в несколько раз увеличивали их цену. С такой ценой их не стыдно и выгодно было возвратить в Москву.

После революции в 1922 году кормиться частным трудом стало «немодно», поэтому жостовцы объединились в артель, которая продолжала производить все те же железные лакированные подносы. В окрестных деревнях тоже организовывались кооперативы, иной раз со смешными названиями: «Спецкустарь», «Лакировщик», «Свой труд». В 1928 году все артели слились в артель тоже с симпатичным названием, «Металлоподнос».

Палешане, бывшие иконописцы, проживавшие в Ивановской области, ловко приспособились к изменению спроса. Они, подобно федоскинцам, переключились на производство шкатулок, которые в прежней своей иконописной манере разрисовывали новыми святыми, Лениным, Сталиным, щитомечным Феликсом Дзержинским. Не были забыты и народные сказки.

Жостовцы же новые темы освоить не смогли. Ленин на подносе? Оригинально, но трудно сказать, какое воздаяние может последовать за подобную творческую работу. То ли грудь в крестах, то ли голова в кустах. Они продолжали выращивать яркие цветы на черном поле.

С 1960-х годов и до настоящего времени жостовская роспись стала цениться, как народное художественно-декоративное творчество. Жостовские подносы, которые раньше были предметами деревенского быта, превратились в самостоятельные образцы уникального искусства, своеобразные декоративные панно. И мало того, что на них можно полюбоваться, на них еще дорогим гостям можно подать чай, а к нему варенье или баранки.

Так что «Джоконда» нервно курит в сторонке.

top
Halida Rojkova

У меня был такой поднос. Красивый, яркий и очень нарядный.

mas
Марк Блау

Интересная статья. Понравилось сравнение различных подмосковных промыслов.

pro
Семен Цыгановский

Интересно, могут ли специалисты углядеть разницу между жостовской и тагильской росписью?

spe
Владислав Черных

А у меня такие подносы почему-то сразу ассоциируются с домашними печеньками. Наверное, из детства что-то...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+