icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
»нтересные факты

 огда зародилась ∆остовска€ роспись?

  • 479
  • 4

 огда зародилась ∆остовска€ роспись?

—реди русских народных художественных промыслов есть и ∆остовска€ роспись. ¬ селе ∆остово жест€ные подносы покрывают черным лаком и на нем рисуют €ркие цветочные узоры. ѕронзительные красные, желтые, зеленые цвета замечательно гармонируют со строгим черным фоном.  артины на металле (иначе и не назовешь эту красоту) покрываютс€ слоем лака и подносы, можно сказать, станов€тс€ вечными.

Ётот стиль, €ркими красками по черному фону, напоминает другие русские народные художественные промыслы, палехскую лаковую миниатюру и федоскинскую роспись. ¬ообще некотора€ св€зь между названными промыслами существует.

Ќо дл€ начала определимс€ на карте. √де находитс€ ∆остово? ƒеревн€ ∆остово находитс€ в районе подмосковного города ћытищи, среди лесов между двум€ водохранилищами канала имени ћосквы, ѕ€ловского и  л€зьминского. ƒачный по€с ћосквы.

ћеста эти не слишком плодородны, поэтому издавна здешние кресть€не подрабатывали тем или иным промыслом.

ѕромышл€ли чем угодно. Ќапример, в 1795 году купец ѕ.». оробов организовал в селе ƒанилкове, что неподалеку от ћытищ, производство козырьков дл€ русской армии. 1795 год Ц это времена ≈катерины II и јлександра ¬асильевича —уворова.  то знает, может быть гренадеры приветствовали своего славного командира, прикладыва€ руку к козырьку, сделанному в ƒанилкове?

ѕроизводство козырьков дело простое, но и козырек дл€ фуражки стоит полушку. ƒл€ развити€ производства и, так сказать, завоевани€ новых горизонтов, хоз€ин козыречной мануфактуры купец  оробов съездил в √ерманию, в Ѕрауншвейг, где ознакомилс€ с фабрикой »оганна Ўтобвассера, производившей табакерки. “абакерки делали из папье-маше и пропитывали лаком, от чего они становились по виду и по твердости, как дерев€нные. “абакерки украшали, наклеива€ на крышку картинки или же расписыва€ эти самые крышки. ¬ начале 19-го века в ƒанилкове уже наладили производство лаковых табакерок с рисунком на крышке. –исунки делали в соседнем с ƒанилковым селе ‘едоскино, где умелых людей было достаточно. —реди прочих промыслов федоскинцы занимались иконописью.

¬ 1825 году в ‘едоскино работал возчиком на тамошней фабрике некто ‘илипп ¬ишн€ков, крепостной графа Ўереметьева. √лаз у ¬ишн€кова был острый, приметливый, пам€ть хороша€. –азузнав все секреты ремесла федоскинцев, он вернулс€ в свою родную деревню ∆остово и открыл здесь свою мануфактуру, где, кроме производства расписных шкатулок в федоскинском стиле, было организовано производство и других полезных мелочей. ¬ том числе, и подносов.

∆ест€ные подносы уже производили в Ќижнем “агиле с середины 18-го века. »х ковали из пластичного “агильского железа. Ѕортики и кра€ подносов тоже обрабатывали ковкой. ѕолучалось очень красиво. „тобы подносы не ржавели, их покрывали черным лаком. ¬ 1825 году вошли в моду подносы с рисунками. ћастера-художники, которых обучали 4 года, в выборе рисунков не подчин€лись каким-то строгим канонам. Ќа подносах рисовали сцены из мифов и из истории. Ќо чаще всего поднос расписывали пышными и €ркими цветами, сочными €годами, свет€щимис€ изнутри кист€ми винограда.

∆остовцы частично позаимствовали приемы росписи подносов у тагильцев. Ќо фигурных сцен на своих подносах они не изображали, ограничились €ркими цветами. ¬ 1830 году расписные кованые подносы производили не только в ∆остове, но и в окрестных селах. –ынок сбыта был огромным, р€дом была ћосква.

ћосква была не только рынком сбыта, но и поставщиком полуфабрикатов. ¬ московских кузницах за относительно небольшую цену ковали из железа подносы и везли их в ∆остово. «десь местные художники, разрисовыва€ подносы, сразу в несколько раз увеличивали их цену. — такой ценой их не стыдно и выгодно было возвратить в ћоскву.

ѕосле революции в 1922 году кормитьс€ частным трудом стало Ђнемодної, поэтому жостовцы объединились в артель, котора€ продолжала производить все те же железные лакированные подносы. ¬ окрестных деревн€х тоже организовывались кооперативы, иной раз со смешными названи€ми: Ђ—пецкустарьї, ЂЋакировщикї, Ђ—вой трудї. ¬ 1928 году все артели слились в артель тоже с симпатичным названием, Ђћеталлоподносї.

ѕалешане, бывшие иконописцы, проживавшие в »вановской области, ловко приспособились к изменению спроса. ќни, подобно федоскинцам, переключились на производство шкатулок, которые в прежней своей иконописной манере разрисовывали новыми св€тыми, Ћениным, —талиным, щитомечным ‘еликсом ƒзержинским. Ќе были забыты и народные сказки.

∆остовцы же новые темы освоить не смогли. Ћенин на подносе? ќригинально, но трудно сказать, какое возда€ние может последовать за подобную творческую работу. “о ли грудь в крестах, то ли голова в кустах. ќни продолжали выращивать €ркие цветы на черном поле.

— 1960-х годов и до насто€щего времени жостовска€ роспись стала ценитьс€, как народное художественно-декоративное творчество. ∆остовские подносы, которые раньше были предметами деревенского быта, превратились в самосто€тельные образцы уникального искусства, своеобразные декоративные панно. » мало того, что на них можно полюбоватьс€, на них еще дорогим гост€м можно подать чай, а к нему варенье или баранки.

“ак что Ђƒжокондаї нервно курит в сторонке.


top
Halida Rojkova

” мен€ был такой поднос.  расивый, €ркий и очень нар€дный.

mas
ћарк Ѕлау

»нтересна€ стать€. ѕонравилось сравнение различных подмосковных промыслов.

pro
—емен ÷ыгановский

»нтересно, могут ли специалисты угл€деть разницу между жостовской и тагильской росписью?

spe
¬ладислав „ерных

ј у мен€ такие подносы почему-то сразу ассоциируютс€ с домашними печеньками. Ќаверное, из детства что-то...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+